Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Пальчиковая гимнастика
Моторика
Автор: Сайфуллина Рушания Сягитовна   
17.04.2023 21:29

Пальчиковая гимнастикаПальчиковая гимнастика

Известный педагог Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша и играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». Мы до сих пор играем и, возможно, даже не осознаем, что занимаемся таким образом с ребенком пальчиковой гимнастикой.

Пальчиковая гимнастика — это упражнения для развития мелкой моторики (координация движений в сочетании с речью).

 

Значение пальчиковой гимнастики:

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. При сопровождении упражнения короткими стихотворными строчками, речь ребёнка становится более чёткой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.
  5. Выполнение пальчиковой гимнастики способствует развитию памяти ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  6. Развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, ребёнок сможет «рассказывать руками» целые истории.
  7. Регулярное выполнение упражнений укрепляют мышцы кистей и пальцев рук, повышают подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

С какого возраста можно выполнять упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с 3-х месячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6 -7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут полезны и эффективны.

Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, взрослый берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.

При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти. Упражнения выполнять надо регулярно, ежедневно.

Состояние мелкой моторики выявляют пробы:

  • «Птички клюют зерно»
  • «Кольцо»
  • «Ушки у зайчика»
  • «Игра на рояле»
  • «Рожки у козы» (на правой, левой руке, на обеих руках)
  • Застегивание и расстегивание пуговиц
  • Завязывание шнурков

Переключение с одной позы на другую

  • «Кулак — ладонь» (правой, левой рукой)
  • «Кулак – ребро — ладонь» (правой, левой рукой)

Дети в возрасте до 2-х лет:

-Знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, поглаживание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.

«Погладим кошку»

Шубка мягкая у кошки,

Ты погладь ее немножко.

(Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.)

-С помощью взрослого показывают простую фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик)

«Кошка показывает коготки»

Если когти точит кошка,

Будет дождик за окошком.

(Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы развести в стороны, согнув кончики пальцев.)

Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе.

Дети в возрасте 2 — 3 лет:

-Выполняют энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

"Капустка"

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

(Имитируют движения в соответствии с текстом.)

-Делают простые фигуры из пальчиков одной руки.

"Зайка"

Зайка серенький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так.

Он ушами шевелит.

(Указательный и средний палец развести в стороны. Остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками»)

Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе.

-Показывают фигурку при помощи двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

«Зайка книгу нашёл»

Зайка книгу нашел,

И открыл, и прочел,

А закрыл, все забыл.

И снова открыл,

И все повторил,

А закрыл, опять забыл.

(Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» — ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» — ладони прижимаются друг к другу.)

Дети 3 – 4 лет:

-Играют в игры, показывают короткие сценки с участием двух рук, при этом у каждой руки может быть свое движение.

«Козочка»

Вижу у козочки острые рожки.

(Пальцы сжать в кулачок, указательный и мизинец держать выпрямленными.)

Я убегу от неё по дорожке.

(Указательный и средний палец другой руки «бегут» по столу.)

Каждую фигуру учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, потом двумя руками вместе. Затем дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.

-Используют игры со сгибанием и разгибанием пальцев рук.

«Семья»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка.

Этот пальчик — это Я.

Вот и вся моя семья.

(На слова последней строчки выпрямить все пальцы.)

Дети с 4 до 5 лет:

-Показывают небольшие сказки и рассказы с участием двух рук.

Рассказ.

Кот Васька увидел на дереве гнездо (изобразить кота: средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх).

В гнезде жили птенчики (изобразить гнездо с птенчиками: все пальцы правой руки обхватить левой ладонью; шевелить пальцами правой руки – это «птенцы»).

Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево (изобразить дерево: пальчики широко раздвинуть на каждой руке и скрестить ладошки.)

Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку: большой и указательный пальцы соединить в «клюв», другие пальцы прижаты к ладони; открывать и закрывать «клюв»).

Кот испугался и убежал (изобразить кота).

Играют в игры с совмещением пальцев обеих рук

«Дружные ребята»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в "замок")

Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями)

-Изображают в играх разные фигурки обеими руками одновременно.

"Зайчик и кочан капусты"

Встал зайчишка рано, вышел на поляну. (кончики пальцев руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши).

По опушке к лесу шел и большой кочан нашел. ("шагают" указательным и средним пальцами одной руки по столу; показывают кулак другой рукой)

Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст. ("заяц" грызет «кочан»)

Съел, уснул… Проснулся – сладко потянулся! (с усилием растопырить все пальцы)

Дети 5 — 7 лет:

-Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка:

Шишечки, (показать кулачки)

Иголочки, (вытянуть указательные пальцы вверх)

Шарики-фонарики, (пальцы рук расставлены так, словно держат шары; вращать кистями рук)

Зайчики (указательные и средние пальцы рук изображают «ушки»)

И свечки, (соединить ладони рук)

Звёзды, (растопырить пальцы рук)

Человечки. (указательные и средние пальцы рук изображают «ножки»)

-Совмещают пальцы одной руки поочередно. Затем другой рукой и обеими руками параллельно.

«Здравствуй!»

Я здороваюсь везде: (большой палец правой руки поочерёдно в ритм стихотворения касается кончика указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца)

Дома и на улице. (повторить)

Даже «Здравствуй!» говорю (повторить на левой руке)

Я соседской курице! (повторить)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год