Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста»
Моторика
Автор: Рябова Дарья Валерьевна   
17.04.2023 21:05

«Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста»«Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста»

Рябова Дарья Валерьевна воспитатель, МДОАУ Детский сад № 88, г. Оренбург

"Development of fine motor skills as an effective means of speech development of preschool children"

Ryabova Darya Valeryevna educator, MDOAU Kindergarten No. 88, Orenburg

Аннотация: Настоящая статья освещает вопрос актуальности развития мелкой моторики как средства развития речи в условиях ДОО. Автор приводит наиболее распространенные методы развития речи из личного опыта, призывая к их систематическому применению для достижения максимальной эффективности;

 

Ключевые слова: речь, моторика, пальчиковая гимнастика, лепка, массаж.

Abstract: This article highlights the issue of the relevance of the development of fine motor skills as a means of speech development in the conditions of preschool education. The author cites the most common methods of speech development from personal experience, calling for their systematic application to achieve maximum effectiveness;

Keywords: speech, motor skills, finger gymnastics, modeling, massage.

Условия современной жизни предъявляют все более высокие требования к детям. Неуклонно растет тот объем знаний, который им необходимо усвоить за период дошкольного детства. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Таким образом, проблема речевого и интеллектуального развития современного дошкольника выходит на первый план. Повышает ее актуальность увеличение численности детей, имеющих речевые нарушения.

Развитие речи и профилактика речевых нарушений – одна из ключевых проблем современного ДОО. Центральным звеном в решении этого вопроса выступает мелкая моторика.

Тесная связь руки и речи известна с давних времен. Развитие движений руки активно стимулирует речь. Объяснение таится в физиологической особенности человека: наличии в двигательной области коры головного мозга самого большого скопления клеток, управляющих рукой, пальцами и органами речи. Эта особенность делает возможным развивать речь путемтренировки тонких движений пальцев на руках.

Стоит отметить, что развивать мелкую моторику следуетзадолго до начала школьного обучения. при систематической работе решается сразу несколько проблем:

  • активизируется интеллектуальное развитие ребенка
  • стимулируется речевое развитие речи ребенка
  • осуществляется подготовка ребенка к овладениюписьмом.

Для достижения максимального эффекта необходимо соблюдать следующие требования:

  • организовывать работу систематически
  • подбирать упражнения в соответствии с уровнемобщемоторного, психического развития ребенка
  • подбирать упражнения в соответствии с возрастнымивозможностями детей
  • подбирать упражнения, доставляющие радостьвоспитанникам.

Основываясь на личном опыте, могу с уверенностью сказать, что эффективны следующие виды упражнений:

  1. Массаж и самомассаж кистей рук. Систематическое использование классических составляющих массажа (поглаживания, разминания, растирания, постукивания) оказывают активизирующее воздействие на речевые центры головного мозга.
  2. Пальчиковая гимнастика. Одновременноепроговаривание стихов и выполнение двигательных упражненийпозволяют ритмизировать движения, сделать речь более выразительной и эмоциональной, а также развить слуховое внимание. Для поддержания интереса детей к этому виду деятельности можно использовать нетрадиционное оборудование – прищепки, орехи, карандаши и др.
  3. Лепка. Этот вид деятельности – самый осязаемый. Основным инструментом в лепке является рука, по этой причине уровень умения зависит от владения собственными руками. Чтобынаиболее точно передать форму будущей скульптуры, ребенок активно работает всеми пальчиками, что активно стимулирует его речевое развитие.

Конечно, это далеко не все способы развития мелкой моторики, доступные дошкольникам. Однако систематическое применение даже этого перечня создаёт благоприятную основу для развития речи и более успешного обучения в школе.

Список информационных ресурсов

  1. Гуськова А.А. «Развитие речедвигательной координации детей», изд. «ТЦ СФЕРА», 2014 г.
  2. Крупенчук О. И. «Тренируем пальчики – развиваем речь». Санкт-Петербург, 2013.
  3. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М.: Изд-во Эксмо, 2013.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год