Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи.
Моторика
Автор: Торопова Наталья Сергеевна   
09.04.2022 14:34

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи.Влияние мелкой моторики рук на развитие речи.

В настоящее время остро стоит вопрос об увеличении количества детей с различными отклонениями в развитии речи. Поэтому исправление речи у детей является актуальной задачей в данной ситуации.

Принимая во внимание, то обстоятельство, что речевые отклонения проявляются в дошкольном возрасте, необходимо своевременно обращать на это внимание и продумывать методы и способы их исправления.

Речь — это инструмент общения. С развитием речи связано формирование личности ребенка, его развитие основных психологических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбирать правильное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточном развитии речи ребенка, и даже при каких-либо не ярко выраженных проблемах, возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов письма.

 

Учеными разных стран исследовано и подтверждено на практике, что уровень развития речи зависит от степени сформированности движений пальцев рук, другими словами, мелкой моторики руки. Если увеличить и рассмотреть снимок головного мозга, то можно отметить, что речевая область расположена рядом с двигательной областью. А большую часть двигательной области занимает проекция кисти рук, которая расположена близко от речевой области.

Отсюда можно сделать выводы, что систематическая тренировка движений кисти и пальцев рук является главным фактором для стимулирования речевого развития детей. Развитие мелкой моторики рук способствует формированию артикуляционных движений, а так же подготовке руки к письму, и является мощным средством для улучшения работы коры головного мозга, стимулирует развитие мышления ребенка.

Так, что такое моторика? Это слаженная и скоординированная работа нервной, мышечной и костной системы, а также работа зрительной системы при выполнении мелких, разнообразных и точных движений кистями, пальцами рук и ног. Самые обычные упражнения могут помочь избавиться от напряжения не только рук, но и расслабить мышцы всего тела. А также они способны улучшить произношение многих звуков. Сформированность навыков мелкой моторики показывает уровень интеллектуальной готовности к школе.

К сожалению, основная часть родителей обращает внимание на то, что имеются проблемы с мелкой моторикой, только перед самой школой. И это, безусловно, ложится дополнительной нагрузкой на ребенка. Так как помимо усвоения новой информации, ребенку еще приходится учиться держать в непослушных пальцах ручку или карандаш.

Почему же, вопрос развития мелкой моторики встал так остро именной сейчас? Ответ на него мы найдем, рассмотрев современное общество, где дети стали очень редко делать что-то своими руками. Современные игрушки, вещи и обувь изготовлены максимально удобно для детей, но при этом они не эффективны для развития мелкой моторики рук (одежда — без пуговиц, обувь — с липучками, вместо шнурков, дидактические игры — с готовыми элементами, вместо картинок для вырезания и многое другое). Обратите внимание, что и в детские сады, воспитатели просят принести одежду и обувь на липучках, чтобы дети были самостоятельными в самообслуживании. И вспомните свое детство, где дети вместе с родителями занимались совместно перебиранием крупы, вышиванием, вязанием или стирали.

Заданий и упражнений, формирующих развитие мелкой моторики рук огромное разнообразие. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, то можно придумать их великое множество. Но важно при этом учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, возможности и желание. И стоит помнить, что умелыми и ловкими пальцы станут не сразу, необходимо время.

В условиях детского сада ребенок осваивает графические навыки во время занятий художественным творчеством, а мелкая моторика рук развивается при занятиях конструирования, лепки и различных трудовых действиях. Но всех этих занятий не всегда хватает, желательно включать упражнения, направленные на формирование у детей графических навыков, не только на занятиях, но и в свободной детальности детей, и даже дома. Для этого в работе с детьми следует использовать простые, но интересные задания, игры и упражнения, формирующие совершенствование движений пальцев.

Мелкую моторику рук развивают такие упражнения, как:

  • пальчиковая гимнастика
  • упражнения с массажным мячом
  • пальчиковый театр
  • пластилинография
  • ниткография
  • игры с конструктором, пазлами, мозаикой
  • игры «моталочки», «шнуровки»
  • игры со счетными палочками
  • игры с песком и водой, рисование на песке
  • упражнения с использованием бумаги, салфеток, ваты, ниток
  • «вырезательный» тренажёр
  • игры с предметами домашнего обихода (макароны, крупа, прищепки, резинки, бусы и многое другое).

Кроме того, необходимо помнить — чтобы работа по развитию мелкой моторики была эффективной и целенаправленной, необходимо следовать следующим правилам:

  • занятия должны быть систематическими и постоянными
  • занятия должны быть подобраны в соответствии с возрастными особенностями
  • занятия должны соответствовать уровню общемоторного и психического развития ребенка
  • занятия должны приносить ребенку радость и удовольствие
  • упражнения должны быть подготовлены заранее (выучен текст, отрепетированы движения)
  • задания необходимо чередовать: старые-новые
  • необходимо следить внимательно за правильностью выполнения упражнения ребенком
  • задания должно выполняться сначала одной рукой, а затем и другой
  • (и обязательно!) не забываем хвалить ребенка за успехи!

Необходимо подключать и использовать фантазию и творческий подход при занятиях с детьми. Речевое подкрепление занимательных приемов удваивает результат. Важно, чтобы после проведенного занятия у детей остались яркие и запоминающиеся впечатления, чтобы задание, которое они выполняли, было легким. И только тогда дети будут с удовольствием включаться и выполнять это задание в следующий раз. Работа в данном режиме и соблюдение эти простых правил создают благоприятную базу для развития мелкой моторики рук и, как следствие, способствуют дальнейшему успешному обучению детей в школе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год