Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект итогового занятия по риторике «Красна сказка складом»
Итоговые занятия
Автор: Федашёва Наталья Васильевна   
07.02.2023 18:18

Конспект итогового занятия по риторике «Красна сказка складом»Конспект итогового занятия по риторике «Красна сказка складом»

/ для детей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности /

Программное содержание

Цель: Закрепить знания, умения и навыки детей по формированию эмоциональной, выразительной речи посредством сказок.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять умение связного рассказывания
  • Формировать умение оценивать свои поступки и поступки своих сверстников.

Развивающие:

  • Развивать творческое воображение, память
  • Развивать коммуникативные навыки
  • Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к сказкам

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, совместные размышления с детьми о смысле пословиц: рассматривание иллюстраций, проведение дидактических игр, загадывание загадок

Методы и приемы:

Словесный: рассказ педагога; беседа; чтение художественной литературы; рассказы детей.

Наглядный: рассматривание картин, демонстрация мультфильмов, видеофильмов, спектаклей.

Практический: упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.

Игровой: дидактическая игра; воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием действий; загадывание и отгадывание загадок

Оборудование: иллюстрации к артикулярной гимнастики «Прогулочная»; сюжетные картинки к сказке «Теремок» для д/и «А что потом»; изображение детских лиц с мимикой «злое и доброе лицо»; иллюстрации добрых и плохих поступков; лист ватмана с картой сказочной страны.

Материалы: шипованные мячики по количеству детей; карандаши, восковые мелки листы бумаги ½ А4 по количеству детей.

ХОД НОД

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят и дети, и взрослые. А почему сказки называют народными?

Дети: Ответ детей.

Воспитатель: Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в детский сад и воспитатели знакомили вас с новыми сказками, а теперь вы сами научились их читать. В сказках совершаются самые невероятные чудеса. Когда-то сказки рассказывались только вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ. Сначала, конечно, её придумал один человек, рассказал другому. Тому она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то третьему, например своей дочери или сыну, а те, когда выросли, рассказали своим детям. Когда появилась такая сказка точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно.

И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.

Воспитатель: Но сначала на прогулку отправится наш язычок.

Артикулярная гимнастика «Прогулочная».

(Приложение №1)

Воспитатель:

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться:

Что-то ждёт нас впереди?

Слышишь? Сказка в дверь стучится,

Скажем, сказке: “Заходи”.

Викторина по сказкам

1. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

2. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети? (Семеро козлят)

3. Бабка, старый дед и внучка,

Мышка, кот, собака Жучка —

Вместе все меня смогли,

Вытянуть из-под земли. (Репка)

4. В красной шапочке идет,

Пирожки с собой несет.

За кустами волк сидит,

И за девочкой следит. (Красная Шапочка)

5. Домик в поле появился,

Он в жилище превратился,

Для мышей, ежа, синицы

Белки, пчелки и лисицы. (Теремок)

6. Сидит в корзинке девочка,

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой? (Маша и медведь)

7. Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Всё ж попался … (Колобок)

Дети: Ответы детей

Воспитатель:: А вы знаете ребята, что основой всех русских народных сказок всегда служила жизнь народа, его стремление к хорошему, доброму. Люди, не только сочиняли сказки, но и придумывали пословицы о сказках!

Воспитатель: Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается. (Сказку можно быстро рассказать, дело быстро не сделаешь).

" Сказка — правда, в ней намек добрым молодцам урок"

Воспитатель: Расскажите, как вы понимаете смысл этой пословицы? (В каждой сказке, рассказывается правдивая история из жизни народа, и люди слушая сказку сразу видят добрых и злых не хороших людей, учатся добру! Воспитатель. Молодцы! Вы знаете, что в сказках живут добрые и злые герои.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель. Почему героя называют добрым?

Дети: Он совершает хорошие поступки и помогает людям.

Воспитатель. А кого называют злым?

Дети: Ответы детей

Воспитатель. Отгадайте загадки:

Её трясёт, глаза горят.

Сама пряма, как гвоздь!

Кидается на всех подряд.

Что это? Это … (злость).

Радуга после дождя,

Ёлка, праздник и друзья,

Добрый смех, конфеты сладость…

Это всё зовётся… (радость).

Картинку с добрым радостным лицом помещаю с правой стороны, а злое – с левой стороны. Распределите картинки с хорошими и плохими поступками по назначению. Объясните своё решение.

Дидактическое упражнение «Подбери картинку»

Воспитатель: У каждого из вас есть своя любимая сказка, которую вам рассказывают взрослые: мама и папа, бабушка и дедушка! Когда вы слушаете сказку, то представляете своих любимых героев, мечтаете стать такими же храбрыми и добрыми как они. Назовите свою любимую сказку и расскажите, почему она вам нравится?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: У меня тоже есть любимая сказка «Теремок», только в этой сказке перепутались картинки. Помогите расставить всё по порядку.

Дидактическая игра «А что потом»

Воспитатель: Давайте посмотрим на карту сказочной страны. Что вы на ней увидели?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, дать названия в честь сказочных героев. А затем нарисовать любимого сказочного героя и разместить его на карте сказочной страны. Но сначала подготовим руки для рисования.

Пальчиковая гимнастика с использованием шипованного мячика.

«Колобок»

Колобок, колобок, /дети берут мячи и катают его между

Отчего ты одинок? ладонями/

Тесто бабушка месила,

На один всего хватило!

Нет, хватило теста ей!

Вот второй! Так веселей.

Вот и третий колобок!

До чего румяный бок!

Продуктивная деятельность детей

Воспитатель: Понравилась ли вам встреча со сказкой? Что особенно запомнилось? А теперь давайте разместим сказочных героев на карте сказочной страны.

(оформление выставки)

Список используемой литературы

  1. Антонова, Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Г. Антонова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 224 с.
  2. Ельцова, О. М. Развитие речевой и коммуникативной деятельности у старших дошкольников: альбом с иллюстративным материалом для детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. – 38 с.
  3. Костюк, М.Е. Риторика для дошкольников: пособие для воспитателей/ М. Е. Костюк. – М.: Просвещение, 2008. – 127 с.
  4. Куликовская, Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. / Т. А. Куликовская. — М.: Издательство ГНОМ, 2014. -64 с.
  5. Оглоблина, И. Ю., Танцюра, С. Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения для детей раннего и дошкольного возраста. / И. Ю. Оглоблина, С. Ю. Танцюра. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.

Приложение

1. СКАЗКА "ПРОГУЛОЧНАЯ"

Язычок гулять выходит,

Домик он кругом обходит.

Рот открыть. Высунуть язык. Выполнять круговые движения языком, облизывая губы.

Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам.

Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо-влево, стараясь максимально высунуть его изо рта.

Смотрит, как расческа-зубы

Нам причесывает губы.

Проводить нижними зубами по верхней губе, а верхними — по нижней, массируя ее.

Видит: губки очень гибки.

Ловко тянутся в улыбке.

Рот закрыть. Широко улыбнуться, растягивая губы.

А теперь наоборот:

Губки тянутся вперед.

Собрать губки в «трубочку», вытянуть вперед.

Язычок стал маляром.

Аккуратно красит дом.

Рот максимально открыть. Проводить широким языком вперед-назад по нёбу. Затем вверх-вниз по внутренней стороне щек.

На качелях оказался.

Вверх взлетал и вниз спускался.

Открыть рот. Тянуться то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать.

Догадаться кто бы мог.

Язычок наш, как грибок.

Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

Язычок гармошкой стал,

Поиграл и не устал.

Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упражнении «грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.

То иголка, то лопата

Язычки у вас, ребята.

Высунуть язык изо рта. Попеременно делать язык узким и широким. «Иголка» — язык напряжен и выдвинут вперед. «Лопата» — язык расслаблен и лежит на нижней губе.

Надоели превращенья:

Лижет Язычок варенье.

Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать её, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.

Любит он покушать сладко.

После скачет, как лошадка.

Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

2. Дидактическая игра «А что потом»

Программное содержание: упражнять в составлении рассказа по сюжетным картинкам, учить понимать причинно – следственные связи, развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность и связную речь.

Оборудование: пять сюжетных карточек к сказке «Теремок»

Описание: воспитатель выкладывает серию картинок в неправильном порядке. Затем предлагает найти ошибки, выложить картинки правильно. Воспитатель предлагает составить предложение по картинке, объяснить свой выбор.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год