Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект интегрированной познавательной деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в гончарную мастерскую»
Интегрированные занятия
Автор: Воронцова Анастасия Олеговна   
18.05.2019 22:31

Конспект интегрированной познавательной деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в гончарную мастерскую»Конспект интегрированной познавательной деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в гончарную мастерскую»

Цель: Познакомить детей с новой профессией – гончар, показать ее значимость, расширить представление детей об истории создания глиняных предметов, их функциях.

Задачи:

  • Развивать культуру диалога, умение выслушивать, не перебивать;
  • Закрепить знания приемов лепки из глины (раскатывать цилиндр, сплющивать в ленту; скатывать шар и расплющивать его; сглаживать поверхность; создавать посуду используя глиняные жгутики);
  • Развивать творчество, фантазию;
  • Закрепить названия элементов татарского орнамента (тюльпан – лалә, лист – яфрак, колокольчик – кыңгырау), названия элементов хохломской росписи (травинки, капельки, усики, криуль).
  • Воспитывать уважение и интерес детей к труду взрослых, бережное отношение ко всему, что их окружает. Помочь детям понять, что труд – это проявление заботы людей друг о друге.

Словарный запас: гончарный круг, гончар, глина, стека, актюбинская игрушка, шеморданская глиняная кукла, пестречинская керамика.

 

Оборудование: гончарный круг, глина, оборудование для лепки, акриловые краски, кисти.

Демонстрационный материал: выставка народных промыслов созданных из глины. Глиняная посуда русских гончаров, мастеров татарского народа, актюбинская игрушка, примеры работ шеморданской глиняной куклы.

Раздаточный материал: фартуки для каждого ребенка, инструменты для лепки из глины, кисти (1, 8 размеров), акриловые краски, салфетки, ветошь.

Ход занятия.

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, как и договаривались, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, в гончарную мастерскую. Как вы думаете что это?

(Ответы детей, если не могут ответить подсказывает).

Воспитатель: У меня для вас есть подсказка (подводит к столу с глиной, накрытой платком). Ребята давайте просунем руку под платок и попробуем на ощупь узнать, что под ним.

Воспитатель: Как вы думаете что это?

Ответы детей. Если дети затрудняются, не знают, педагог говорит: Может это песок, а может тесто?

Воспитатель: Это ребята, глина. Какая она?

Дети отвечают, используя прилагательные (мягкая, пластичная, твердая, влажная, мокрая).

Воспитатель: Ребята, откуда берут глину?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно из недр земли. А для чего нужна глина?

Ответы детей.

Воспитатель: Глину используют для изготовления посуды, игрушек. Сейчас я приглашаю вас на выставку изделий из глины.

Основная часть:

Воспитатель: подойдите поближе, посмотрите, что здесь?

Дети: посуда, игрушки.

Воспитатель: все эти предметы делают из глины. Ребята, посмотрите, чем украшена посуда?

Дети: Узорами.

Воспитатель: Какие узоры вы видите?

Дети: точки, завиточки, волны.

Дети подходят, рассматривают, трогают, определяют, для чего нужен тот или иной предмет.

Дети: В кувшин можно что то налить, потом разлить по чашам (Называют предметы одним словом: посуда).

В Азнакаевском районе в поселке Актюбинск мастера делают вот такие сувениры (обращает внимание на вторую стойку). Называются они актюбинские игрушки. Давайте повторим.

Дети: Актюбинские игрушки.

Воспитатель: Возьмите любую понравившуюся игрушку, рассмотрите ее. Какая она?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите ребята, это актюбинские игрушки, которые мы рассматривали (рассматривают презентацию). Это карта Татарстана со всеми его городами. Посмотрите какая большая наша республика. А какие города Татарстана вы знаете? (Ответы детей) Молодцы, ребята.

Вот это поселок Актюбинск, в котором мастера делают игрушки из глины. В специальном цеху их раскрашивают красками. Посмотрите, сколько игрушек сделали мастера. После того как игрушки обсохнут, их отправляют в магазины, где их покупают туристы из разных стран и увозят с собой. Или просто покупают для красоты, для подарка.

А вы знаете, как называется мастер, который делает изделия из глины?

Ответы детей.

Воспитатель: А профессия эта ГОНЧАР. И я хочу вас познакомить с мастером – гончаром.

Мастер: Ну, здравствуйте ребята! Я мастер — гончар. Были все эти предметы посуды, игрушки когда-то твердой глиной, камешком, и никому не было от этого никакой радости и пользы. Сухая была, черствая и никому ненужная. Лежала в лесу одна одинешенька. Но вот однажды я нашел ее, и не знал, что же с ней делать. Я даже попробовал нарисовать с помощью глины картину. Посмотрите, как красиво получается. Но пошел дождь и смыл рисунок. Ничего от рисунка не осталось. Я очень расстроился, но заметил, что капельки воды прикасались и прикасались к глине, и мой комочек становился все мягче и мягче (воспитатель показывает детям, мнет глину в руках).

И посмотрите я вылепил из нее вот такое чудо. На что похоже?

Ответы детей.

Мастер: Будем мы теперь с тобой, глина, для всех людей посуду делать, игрушки для детей.

Воспитатель. С тех пор мастер, глина и вода стали большими друзьями. Работы у них было много, ведь всем нужна посуда. Люди стали называть мастера гончаром.

Мастер: А вы попали ко мне в гончарную мастерскую, я расскажу вам кое какие секреты. Этот инструмент называется гончарный круг. (Мастер садится и продолжает лепить на гончарном круге). Это специальная педаль, чтобы крутился круг. Посмотрите и у меня есть вода, чтобы глина меня слушала. Гончарный круг нужен, прежде всего, для центровки изделия, чтобы оно было ровным и устойчивым (показывает способы работы на гончарном круге, и вылепливает чашу).

Ребята, я вам сейчас покажу, чем же еще занимаются в гончарной мастерской. В гончарной мастерской есть разные мастера и цеха. Есть цех, в котором вылепливают посуду из глины, создают ее разной формы. Есть цех, в котором покрывают изделие краской. Есть цех, в котором создают узоры на посуде. Я предлагаю вам стать этими мастерами. Возьмите фартуки, они очень необходимы в работе, чтобы не испачкать одежду. И я предлагаю выбрать любой понравившийся цех по работе с глиной.

(дети надевают фартуки и рассаживаются по трем столам, каждый куда захочет)

1стол – лепка чаши из глины.

Мастер: Ребята, вы выбрали мастерскую по изготовлению посуды из глины. Вспомните, как лепят чашу! Алия, из каких частей она состоит?

Алия: донышко, стенки, ручка.

Мастер: Молодец. Ребята, скажите с чего вы начнете свою работу?

Дети: Скатываем из глины шар, сплющиваем его. Получается дно чашки. Дальше раскатываем глину в цилиндр. Лепим ленту из цилиндра. Расплющиваем и соединяем ее концы. Соединяем кольцо и донышко, излишки срезаем стекой, хорошо заглаживаем. Прикрепляем ручку.

2стол – окрашивание чаши.

Мастер: Ребята, вы выбрали мастерскую по окрашиванию глиняных изделий. Ведь до того, как нанести узоры на глиняную чашку, нужно чтобы она имела какой — то цветовой фон. Можете выбрать любые понравившиеся цвета.

3стол – создание узоров на чаше.

Мастер: Ребята, вы попали в цех, где нужно создавать различные узоры уже на раскрашенных чашах. Работать нужно тонкой кистью, очень аккуратно. Вспомните ребята, какие узоры вы знаете?

Дети: колокольчик –кыңгырау, тюльпан — лалә, трава — яфрак.

Мастер: Правильно! Это орнаменты какого народа?

Дети: татарского народа.

(Воспитатель помогает детям, подсказывает во время выполнения работы)

Воспитатель: Ребята, какие замечательные работы у вас получились! Давайте поместим их на полку, где они будут сушиться. Подойдите сюда, рассмотрите, какие красивые узоры сделала Милана. Олеся, скажи, как называется орнамент, который ты изобразила?

Олеся: Тюльпан- лалә.

Мастер: А посмотрите, какие ровные, красивые чашки сделали Андрей, Салават.

(Дети показывают друг другу, что у них получилось, делятся впечатлениями).

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня были?

Дети: В гончарной мастерской.

Воспитатель: Что там делают?

Дети: Лепят, раскрашивают, украшают посуду, игрушки.

Воспитатель: Из чего делают посуду и игрушки?

Дети: Посуду и игрушки делают из глины.

Воспитатель: Кто делает эти изделия?

Дети: Мастер, гончар.

Воспитатель: О каких сувенирах мы сегодня узнали?

Дети: Актюбинские игрушки.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в гостях у гончара?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте поблагодарим гончара и попращаемся.

Дети: Спасибо, до свидания.

Воспитатель: Ребята вы сегодня все молодцы. Спасибо.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 2 (123) выйдет
16 января 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год