Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАС
Коммуникация
Автор: Забеленкова Т.В, Кувшинова Т.В.   
27.12.2020 20:53

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАСНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАС

Забеленкова Т.В, Кувшинова Т.В. МБДОУ «Детский сад №3» г. Смоленска

Статистика аутизма по России и миру указывает на то, что заболевание превращается в настоящую катастрофу 21-го века.

Загадочный синдром ставит аутичных детей совершенно в особый ряд: с ними очень сложно установить контакт, а признанные эффективными методы и приемы обучения оказываются чаще всего неподходящими.

Также следует отметить, что речевые и коммуникативные навыки нарушаются при аутизме в наибольшей степени. Неговорящие дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, резким снижением психического тонуса, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности, целенаправленности: они не испытывают потребности в общении с окружающим миром.

 

На практике мы сталкиваемся с тем, что очень часто для невербальных аутистов ставят задачу обучить их говорить, как самую важную, но на самом деле, главной проблемой является именно нарушение коммуникативных навыков. Проблемы с коммуникацией присущи всем детям с РАС, независимо от состояния их интеллекта и развития речи.

Исходя из данной проблемы, мы определили цель своей работы в данном направлении: коррекция и развитие коммуникативных умений у детей с РАС с использованием альтернативных методов коммуникации.

Для достижения цели поставили следующие задачи:

  • определить мотивационные стимулы каждого ребёнка
  • развивать и обогащать эмоциональный опыт ребёнка
  • формировать невербальное навыки коммуникации:
  • умение фиксировать взгляд на лице партнёра,
  • смотреть в глаза партнёра по общению,
  • выполнять предметно игровые действия с взрослым и сверстниками,
  • пользоваться жестом,
  • понимать и выполнять простые инструкции ( «дай», «на», «возьми»).
  • формировать у детей умение высказывать свои потребности во фразовой речи
  • воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении
  • расширять круг увлечений.

В связи с особенностями развития нашим детям нелегко дается обработка информации, поступающей из окружающего мира, и чтобы ребёнок лучше понимал нас, придерживаемся рекомендаций Сары Ньюмен:

  • Обращаясь к ребёнку говорим просто и ясно.

Не употребляем сложных конструкций, только ключевые слова.

  • Следим за тем, чтобы выражение лица и интонация совпадали со словами.
  • Во время разговора используем естественные жесты, что облегчает ребёнку понимание (кивок головой — да, мотание — нет, держим стакан, предлагая попить)
  • Отвечаем на любые «высказывания» ребёнка, будь то слово, жест или улыбка. Даем ребёнку понять, что коммуникация всегда действенна.
  • За любые попытки общения хвалим и одобряем.
  • «Переводим» сообщение ребёнка на язык слов.
  • Для лучшего понимания происходящего вокруг постоянно сообщаем ребёнку о событиях повседневной жизни.

По мнению О.С. Никольской первым шагом в работе с аутичным ребёнком является установление эмоционального контакта.

При поступлении ребёнка в группу не проявляем излишней активности, даем возможность освоиться в новых условиях, привыкнуть к взрослым и детям. Далее организовываем ситуацию общения так, чтобы она была для ребёнка комфортный, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала для него недоступных форм взаимодействия. Основой для этого становится стереотипная игра (это одна из особенностей детей с РАС). И постепенное «вхождение» взрослого в данный вид деятельности помогает установлению доброжелательного отношения ребёнка к нам. Он получает опыт комфортного общения, мы добиваемся некоторой привязанности ребёнка к нам и постепенно переходим к более сложным формам взаимодействия.

Так же активно используем в своей работе сенсорные игры, которые дают ребёнку новые чувственные ощущения. Целесообразность проведения таких игр основывается на положение о том, что сенсорный компонент мира приобретает для аутичного ребёнка особую значимость. И удовольствие, которое получает ребёнок от нового сенсорного ощущения, ассоциируется у него с образом конкретного человека, ребёнок проникается доверием к нам и начинает видеть в нас союзника. Это игры с песком, водой, с различными пластичными материалами (пластилином, тестом), крупами, мыльными пузырями, игры с движениями и тактильными ощущениями.

Таким образом, установление эмоционального контакта с каждым ребёнком в нашей группе позволяет более эффективно продолжать работу по развитию навыков взаимодействия между взрослым и ребёнком, между детьми как в парах, так и небольшими группами.

Так как у наших детей отсутствует речь, то в своей работе используем средства вспомогательный и альтернативной коммуникации.

Нами была разработана авторская программа «Учимся общаться» в основе которой лежит:

  • система PECS — коммуникационная система обмена картинками
  • жестовый язык
  • коммуникационные карточки – подсказки.

Основная цель программы — обучение детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному самостоятельно инициируемому общению.

Работа по данной программе дает положительные результаты:

  • у детей снижается уровень тревожности, они становятся более самостоятельными
  • использование карточек значительно облегчает понимание речи, что способствует развитию общения
  • повышается уровень социализации, улучшается качество жизни.

Литература:

1. Никольская О. С. Аутичный ребенок / О. С. Никольская,

Е. Р. Баенская, М. М.Либлинг // Пути помощи: специальное издание. – М., 2012. – 284 с.

2. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. // Руководство для родителей. Переводчик: Холмогорова Н. Л., Издательство: Теревинф, 2018 г.- 236 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 5 (176) выйдет
31 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год