Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Влияние и значимость сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников
Коммуникация
Автор: Мартыненкова Инна Васильевна   
16.12.2020 11:00

Влияние и значимость сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольниковВлияние и значимость сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников

Мартыненкова И.В., воспитатель

На базе МБДОУ ДС №1 «Сказка» нами было проведено экспериментальное исследование с целью выяснения влияния и значимости сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников в рамках защиты ВКР по теме: «Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры».

Работа нам показалась нам наиболее важной и актуальной потому, что во ФГОС ДО (2013 г.) одной из приоритетных образовательных областей определено социально-коммуникативное развитие дошкольника.

 

Скачать конспект

Основным содержанием социально-коммуникативного развития являются два направления: социализация личности ребенка дошкольного возраста и формирование ее коммуникативных навыков. Такое слияние направлений развития дошкольника является преднамеренным, так, как социальная среда оказывается решающим и значимым фактором в процессе формирования личности ребенка, которая обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения. Однако, на практике мы столкнулись с тем, что наши дети не умеют играть и соответственно испытывают при этом, по нашему мнению, определённые трудности такие, как: неумение взаимодействовать друг с другом из-за увлеченности телевидением, интерактивными играми, лего-конструированием и другими играми, которые предусматривают индивидуальную форму организации деятельности; отсутствие практического участия взрослых в развитии игровой деятельности детей.

Между тем, развитие коммуникативных умений и социальных навыков дошкольника является одним из важных векторов современной педагогики, направленным на достижение целей освоения социального характера и овладение детьми конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со взрослым и сверстником.

Достижению обозначенных целей и выполнению поставленных перед ребенком задач способствует игра. Игра ребенка самая свободная, самая естественная форма погружения в вымышленную (воображаемую) действительность с целью проникновения в мир фантазии, через познание собственного «Я», самоощущения, творческую активность, самореализацию. Игровая деятельность является тем самым связующим переходным мостиком между ощущением действительности и выдуманным миром – миром фантазии, от коммуникации во взаимодействии до социализации в целом.

Особую роль в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольников играет сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра разнообразна и богата как по характеру ролевых взаимоотношений и межличностных взаимодействий, так и по разнообразию сюжетов и обобщенности отображаемых событий. Игра для детей, по мнению Д.Б. Эльконина, есть не что иное, как социальная деятельность, появившаяся из условий жизни ребенка в определенной социальной среде. Игра, в отличие от других видов детской деятельности, наиболее значима для социального становления личности ребенка.

Мы предположили, что процесс социально-коммуникативного развития старших дошкольников будет эффективным, если в образовательной деятельности ДОО будет целенаправленно и систематически реализовываться комплекс сюжетно-ролевых игр социально-коммуникативной направленности.

В процессе опытно-экспериментальной работы был разработан и реализован комплекс из десяти взаимосвязанных образовательных ситуаций, построенных на основе использования игровых сюжетов вокруг приоритетно-обобщающей сюжетно-ролевой игры «Семья и ее досуг», направленной на социально-коммуникативное развитие старших дошкольников.

В эксперименте принимали участие дошкольники в количестве 20 воспитанников двух старших групп.

Игры проводились один раз в неделю в экспериментальной группе.

При отборе игр мы руководствовались наиболее значимыми принципами организации игровой деятельности, включающих в себя:

  • учёт возрастных, в том числе индивидуальных особенностей детей;
  • учет уровней сформированности социально-коммуникативного развития старших дошкольников;
  • доступность игровых ситуаций, которая проявляется в ориентировке на ведущий вид деятельности старших дошкольников – игровую;
  • вариативность содержания проведения игры;
  • систематичность и последовательность игровых занятий;
  • сознательность и творческая активность детей в процессе игровой деятельности.

Цель которых заключалось в следующем: обогащению игрового опыта старших дошкольников, посредством введения дополнительных игровых ситуаций и сюжетов; подведению детей к созданию собственных игровых замыслов, развитию социальных навыков и коммуникативных умений соответственно возрасту.

Все представленные детские игры носили бытовой характер сюжета и отображали реальную близкую к пониманию детей и исполнению действительность. Принимая участие в играх, дети осваивали систему взаимоотношений в семье, учились выполнять свои домашние обязанности и обязанности старших, овладели навыками самообслуживания, учились общаться и договариваться, исполняя при этом принятые на себя социальные роли.

В ходе работы использован прием сюжетосложения. Данный способ построения игры применялся посредством обогащения ключевой сюжетно-ролевой игры «Семья». Стержневым аспектом выступает непосредственно не сама как единое целое, неделимое, сюжетно-ролевая игра, а ее разнообразие ее содержание за счет расширения игровых ситуаций, обогащения сюжета, посредством ролевого многообразия.

Наблюдения в ходе исследовательской работы позволили отметить, что на начальном этапе дети ЭГ испытывали значительные затруднения в общении и взаимодействии как со сверстником, так и со взрослым и находились на низком уровне социально-коммуникативного развития. Тогда как дети контрольной группы имели незначительные трудности в общении и взаимодействии с окружающим, вполне преодолимые самостоятельно или с незначительной помощью воспитателя и находились соответственно на среднем уровне.

Динамика социально-коммуникативного развития между замерами до реализации заявленной работы, и после выразилась в следующем: развитие коммуникативного умения во взаимодействии со окружающими как со сверстниками, так и взрослыми людьми и в повышении уровня социально-коммуникативного развития с тенденцией его усреднения в ЭГ и незначительными трансформациями с тенденциями к стагнации в КГ – дети оставались по-прежнему на среднем уровне социально-коммуникативного уровня развития старшего дошкольника.

Таким образом, сопоставление результатов эксперимента позволило сделать вывод о целесообразности реализации образовательной деятельности в ДОО с использованием сюжетно-ролевой игры, направленной на социально-коммуникативное развитие старших дошкольников.

  • Публикация персональных данных, в том числе фотографий, производится в соответствии с Федеральным законом от 27. 07. 2006 г. № 152-ФЗ " О персональных данных", с согласия субъекта персональных данных".
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 5 (176) выйдет
31 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год