Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сценарий детективной квест-игры «В королевстве шахмат»
Викторины
Автор: Канакова Елена Игоревна   
27.07.2022 05:43

Сценарий детективной квест-игры «В королевстве шахмат»Сценарий детективной квест-игры «В королевстве шахмат»

Цель: Установление партнерских отношений с семьей воспитанников посредством участия в совместных мероприятиях. Закрепление знаний детей по шахматному образованию.

Задачи:

  • создать доброжелательную атмосферу общения, посредством включения детей и родителей в совместную деятельность
  • повысить компетентность родителей в вопросах шахматного образования посредством совместных мероприятий
  • развивать у детей интеллектуальные способности и воображение, познавательный интерес и стремление с увлечением решать проблемные задачи, позволяющие каждому ребенку найти собственный путь в «мир шахмат» через игру;
  • воспитывать у детей выработку таких черт характера, как организованность, настойчивость, целеустремленность, объективность, честность и трудолюбие.

Участники: дети подготовительной к школе группы (12-16 человек), воспитатели, родители.

 

Прогнозируемые результаты:

  • Родители вовлечены в работу квест-игры, что позволит им овладеть приёмами и навыками игры в шахматы для дальнейшего обучения детей.
  • Воспитанники с увлечением решают проблемные задачи; выстраивают взаимоотношения со взрослыми и сверстниками; осознают, что такие качества, как настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь помогут достичь желаемого результата.

Ход мероприятия:

Музыкальный зал оформлен как замок «Шахматного Королевства»

Звучит музыка из мф «Следствие ведут колобки». Дети заходят в музыкальный зал, навстречу им выходит Миссис Хадсон.

Миссис Хадсон: «Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в детективном агентстве «Шерлок Слоников и Доктор Ладейкин». В нашем агентстве, ведутся расследования очень важных дел. И вот сейчас к нам обратилась гражданка Ш. К.

На экране появляется Шахматная Королева: «Я искала их. Я звонила им. Но безрезультатно. Тогда я решила прийти к ним домой, в замок Белого Королевства. Стучала, но никто не открывал, дернула за дверную ручку, оказалось, что дверь в замок была открыта. Я вошла, но никого не нашла. Скажите, что случилось с моими друзьями? Ваша Шахматная Королева»

Миссис Хадсон: Ребята, как вы думаете, кого искала Шахматная Королева?

Дети рассуждают, делают свои предположения.

Миссис Хадсон: Как вы думаете, как мы можем помочь ШК?

Дети рассуждают, делают свои предположения.

Миссис Хадсон: Да, в нашем агентстве работают замечательные сыщики, позвольте представить Шерлок Ладейкин — знаменитый сыщик и детектив, и его помощник Доктор Слоников, которые помогут нам в расследовании этого запутанного дела.

Шерлок и Доктор приветствуют детей и приглашают детей в замок.

Шерлок Ладейкин: Дорогие, ребята! Вам предстоит проведение секретной операции, но для этого вам нужно вступить в школу детективов. Как вы думаете, каким должен быть детектив?

Рассуждения и ответы детей.

Шерлок Ладейкин: Молодцы, вы правильно рассуждаете.

А еще, детектив наизусть должен помнить клятву. Повторяйте её за мной:

«Я, поступая в школу детективов, торжественно клянусь: беречь тайны (не разглашать секреты даже под пыткой щекотки); быть храбрым (не бояться ни холода, ни голода, ни даже привидений); быть честным (врать только на допросах и в плену); все время идти вперёд! (тренировать ум, волю, аппетит и детективную хитрость)».

Миссис Хадсон: Торжественно объявляю, что все Вы приняты учениками в школу детективов.

Доктор Слоников: Отважные детективы! Отправляемся на расследование по горячим следам. Нужно многое успеть: внимательно исследовать замок, найти улики, поговорить со свидетелями, сопоставить все факты, и наконец-то найти все пропавшие шахматные фигуры. А поможет нам в этом вот эта волшебная карта. (берёт в руки карту)

Шерлок Ладейкин: Подумайте и скажите, кто мог зайти в замок посторонний и выйти незамеченным?

Рассуждения и ответы детей.

Шерлок Ладейкин: Где же тогда сейчас находятся шахматные фигуры?

Дети: Шахматы находятся в замке Белого Королевства.

Шерлок Ладейкин: Итак, продолжаем расследование. Нужно собрать дополнительные улики (т. е выполнить задания). Коллеги, посмотрите, что указывает нам карта?

Дети рассуждают и отвечают.

Шерлок Ладейкин: Сейчас мы с вами отправимся в пункт №1, он называется «Фоторобот». (отправляются в пункт № 1)

На столе лежит коробочка с пазлами по количеству детей и инструкция.

Шерлок читает инструкцию: Чтобы открыть коробочку, нужно собрать пазлы – портрет шахматной фигуры и назвать её.

Дети собирают пазлы с изображением пешки, открывают коробку и достают пешки.

Шерлок Ладейкин: Молодцы, справились с заданием. Обращает внимание детей на карту (на карте изображение следов от копыт). Отправляемся в пункт №2.

«Поиск следов».

Доктор Слоников: Сейчас мы с вами проведём дактилоскопическую экспертизу. Коллеги, как вы думаете, чьи это следы?

Дети рассматривают следы и приходят к выводу, что это следы коня.

Шерлок Ладейкин: Правильно, это следы коня, для того чтобы конь вышел к нам, нужно изучить его досье.

На экране появляется досье (видео сопровождение, несколько секунд). Но вдруг экран гаснет. Выходит Профессор Мариарти.

Профессор Мариарти: Здравствуйте, детективы и их ученики! Я наслышан про вас, что вы умеете решать задачи и отгадывать сложные загадки. Я хочу проверить, действительно ли это или нет. Итак, чтобы досмотреть досье «коня», вам нужно отгадать мои «Шахматные загадки».

Король с королевой живут без корон
Ладья без вёсел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки,
А рядом не человечки? (Шахматы)

Так от края и до края может двигаться она
Это башня боевая не уклюжа, но сильна (ладья)

Прыгнет он – подкова звяк,
Необычный каждый шаг, Буква «Г» и так и сяк. (Конь).

Их на поле всего два,
Из-за них идет война.
Одного поймать в ловушку —
Прекращается игра. (Шахматный король)

Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой -… (Слон)

Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык без спешки
И берёт наискосок?
Ну конечно, это -… (Пешки)

Дети отгадывают загадки. На экране включается досье. Дети вместе с детективами досматривают материал досье на коня.

Профессор Мариарти отдаёт белого коня.

Шерлок Ладейкин: Молодцы, отгадали все загадки профессора Мариарти. Внимание на карту! Следующий пункт №3 «Сбор данных».

(на карте схематичное изображение монитора компьютера)

Доктор Слоников: Как вы думаете, какую следующую фигуру мы с вами будем искать?

Ответы детей

Доктор Слоников: С помощью чего мы можем найти эту фигуру?

Ответы детей

Доктор Слоников: Обратимся к Системному администратору Шахматного Королевства.

Системный администратор: Здравствуйте, ребята. По предложенным данным компьютер выдал следующие кандидатуры. (предлагаются на слайде: Вини-пух, Серый волк, Ладья).

Системный администратор: Объясните мне, что они умеют делать. Какая именно кандидатура вас интересует?

Дети: Ладья.

Системный администратор: Но чтобы забрать фигуру Ладьи, вам нужно выполнить задание «Шифровальщик».

(на карте изображение латинских букв «А-Н» и цифр «1-8», что соответствует координатам шахматной доски)

Системный администратор: Ребята, все детективы в совершенстве владеют несколькими языками. А один из самых популярных способов кодирования знаков у шахматистов – адреса (позиция). Вы уже знакомы с эти языком. Задание: назовите предложенную фигуру и её адрес (на слайде), соедините полученные адреса фигур, получится код, который Вы введете на сайте вашего Детского сада.

Дети называют фигуры, их адреса (ферзь, король, слон) и с помощью системного администратора вводят код и получают ладью.

Доктор Слоников: Молодцы! Следующий пункт №4 «Замести следы».

(на карте изображение позиции шахмат)

Доктор Слоников обращает внимание детей на изображение позиции шахмат: Профессор Мариарти пытается замести следы и запутать нас. Он исправил фотографию (шахматную позицию), которая хранилась в агентстве в качестве улики. Но у нас осталась её верная копия. Сравните два изображения и определите, что именно решил скрыть профессор Мариарти.

Дети сравнивают изображения двух шахматных позиций.

Рассуждают и отвечают на вопросы.

(Определяют, что в позициях скрыто изображение слона).

Доктор Слоников: Коллеги, детектив должен быть внимательным к деталям и уметь описывать внешность (фигуры), даже если он видел его несколько секунд. Расскажите как можно более подробно о слоне.

(на карте схематичное изображение портрета слона)

Дети рассказывают о слоне (как ходит, отличительные особенности, ценность).

Профессор Мариарти: Молодцы, разгадали мой план и за это

получите от меня слона.

Шерлок Ладейкин: Внимание ребята на карту! Следующий пункт №5 «Ценность фигур»

(на карте изображение лестницы)

Шерлок Ладейкин: Коллеги, Профессор Мариарти побывал и здесь, обратите внимание может быть он снова что –то напутал. (Приглашает детей к доске. На доске изображение лестницы и шахматные фигуры на магнитах).

Рассуждения и ответы детей.

Шерлок Ладейкин: Почему вы так считаете? Как исправить?

Рассуждения и ответы детей.

Дети исправляют (над ступеньками лестницы выкладывают правильное отношение к ценности).

Доктор Слоников: Коллеги, какой фигуры не хватает на лесенке?

Дети отвечают на вопрос.

Доктор Слоников: Профессор Мариарти опять схитрил. Куда он спрятал короля?

Рассуждения и ответы детей.

Шерлок и Доктор Слоников вместе с детьми рассматривают карту и видят изображение темницы.

Пункт №6 «Темница» (их встречает Профессор Мариарти)

Профессор Мариарти: Ха-ха-ха, король сидит там, где ему и положено –в темнице! Чтобы спасти короля вам нужно решить задачу, подобрать ключ к двери и открыть её.

На экране появляется задача. Дети решают её, подбирают ключ и открывают дверь. Профессор Мариарти детям отдаёт короля.

Шерлок Ладейкин: Коллеги, вы отлично справились с заданием! Внимание на карту! Пункт №7. Как вы думаете, что здесь произошло?

«Шахматная доска» (на карте изображение шахматной доски и разбросанные шахматы).

Рассуждения и ответы детей.

Шерлок Ладейкин: Это опять профессор Мариарти пытался разыграть партию, но у него снова не получилось. Скажите, как должна располагаться шахматная доска?

Ответы детей: В правом нижнем углу находится белое поле.

Шерлок Ладейкин: С какой стороны выстраиваются белые фигуры?

Ответы детей.

Шерлок Ладейкин: С какой стороны расставляются чёрные фигуры?

(Дети расставляют шахматы).

Миссис Хадсон: Вы самые успешные детективы, поздравляю вас с успешным раскрытием дела!

Появляется Шахматная Королева: Дорогие детективы, спасибо вам огромное за то, что смогли найти моих друзей. Теперь мы вместе можем сыграть шахматную партию.

Дети играют партию в Классические шахматы. Дополнительно расставлены столы для всех играющих.

Награждение детей дипломами «Юный детектив». Музыкальное сопровождение – торжественная музыка.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями и коварным замыслом профессора Мариарти. Я хочу узнать ваше мнение о нашей игре и предлагаю вам ответить на несколько вопросов.

«Метод пяти пальцев»

Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.

Мизинец – мыслительный процесс. Я научился… Теперь я знаю…

Безымянный — близость цели. Теперь я могу…

Средний – состояние духа. Я почувствовал, что… Было трудно… Моё настроение было…

Указательный — услуга, помощь. Я сегодня помог…

Большой – мотивация. Меня удивило… Сегодня было самое интересное для меня задание…

Молодцы, очень интересные у вас высказывания. (Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики и дальше ведет диалог с родителями).

Воспитатель: Сейчас предлагаю вам уважаемые родители, высказаться о данном мероприятии, письменно ответить на любые три вопроса из предложенных и разместить их на «Дереве отзывов Шахматного Королевства»:

  1. Что нового вы узнали, участвуя сегодня в квест-игре по шахматному образованию?
  2. Какие открытия сделали вы для себя в процессе игры?
  3. Что вас удивило?
  4. Что оказалось полезным лично для вас?
  5. Что больше всего понравилось и почему?
  6. Какими новые знания вы приобрели?
  7. Хотели бы вы еще принять участие в квест-игре и почему?
  8. Какие задания вы будете использовать при обучении своего ребенка игре в шахматы?
  9. Ваши пожелания.

Воспитатель: Уважаемые родители! Начинайте учить своих детей игре в шахматы как можно раньше, чем раньше дети познают эту замечательную игру, тем проще им будет учиться в школе, так как игра в шахматы способствует развитию многих личностных качеств, таких как: умение правильно принимать решение в быстроменяющейся обстановке; анализировать и планировать этапы своей деятельности; умение выходить без потерь из конфликтных ситуаций, способность к принятию собственных решений, опираясь на личные знания.

Список литературы:

  1. Гришин В. Г. «Шахматная азбука». М.: Детская литература, 1980.
  2. Карпов А. Е. «Учитесь шахматам». М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004.
  3. Сухин И. Г. «Волшебный шахматный мешочек». Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
  4. Сухин И. Г. «Приключения в Шахматной стране». М.: Педагогика, 1991.
  5. Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  6. Сухин И. Г. «Шахматы для самых маленьких». М.: Астрель; АСТ, 2000.
  7. Сухин И. Г. «Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны». Обнинск Духовное возрождение, 1998.
  8. Сухин И. Г. «Шахматы, первый год, или учусь и учу». Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год