Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Методика работы с игрой – головоломкой «Танграм» в ДОУ
Тесты, Игры, Головоломки, Фокусы
Автор: Сергеева Юлия Борисовна, Дмитриева Людмила Сергеевна   
18.08.2020 12:30

Методика работы с игрой – головоломкой «Танграм» в ДОУМетодика работы с игрой – головоломкой «Танграм» в ДОУ

«Танграм» в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Этой игре более трех тысяч лет, и пришла она к нам из Китая. Легенда гласит, что у немолодого китайского императора родился наследник и император призвал к себе трех мудрецов математика, философа, художника. И повелел им придумать игру, забавляясь с которой его сын постиг бы начало математики, научился бы смотреть на окружающий мир глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых. Так и появилась эта игра танграм.

 

Что же такое танграм – это геометрическая головоломка, которая состоит из плоскостных геометрических фигур, полученных делением квадрата на семь частей. Два больших треугольника, один средний, два маленьких треугольника, и два четырёхугольника – квадрат и параллелограмм. Эти фигуры складываются определенным образом для получения другой более сложной фигуры, изображающей людей, животных, птиц, транспорт и т.д. Фигура которую необходимо получить чаще всего задается в виде силуэта или внешнего контура. Для решения этой головоломки необходимо соблюдать два условия:

  1. нужно использовать все семь фигур танграма.
  2. фигуры нельзя накладывать друг на друга.

Играть с танграмом можно начинать уже с детьми 3-4 лет.

Для начала ребенок знакомиться с игрой. На первом этапе дети узнают или закрепляют знания о форме, размере. Они могут потрогать и понять, что у фигуры могут быть углы, стороны. Что одна сторона может быть длинее, другая короче. Что у одной фигуры может быть больше углов, у другой – меньше и т.д. Затем необходимо научить ребенка составлять простейшие фигуры, состоящие из 2-3 элементов: домик, елочка, парусник, большой квадрат и т.д.

Дальнейшее освоение игры танграм проходит в четыре этапа.

I этап – это составление фигур методом наложения на схему.

Для ребенка 3-5 лет будет достаточно сложным заданием наложить фигуры танграма на схему. Так как ему придется сопоставить размер, форму, да и просто точно наложить фигуру танграма на образец – подсказку не так-то легко, как кажется на первый взгляд. На этом этапе размер фигур на схеме должен соответствовать размеру фигур танграма.

Схем танграма очень много – это и люди и птицы и животные. Выложив с ребенком фигуру можно поговорить кто или что у него получилось. Если например это птица – какая это птица, где она живет, чем питается, как называют птенцов и т.д. тем самым мы интегрируем образовательные области. Достаточно дать 2-3 таких задания, и если ребенок легко с ним справляется, переходить к более сложным.

II этап – это составление фигур танграма по образцу.

На втором этапе ребенку дается образец объекта, и он должен выложить фигуру рядом, на столе. При этом размер фигур на карточке может не соответствовать реальным размерам деталям танграма. Как только ребенку легко будет справляться с такими заданиями можно переходить к следующему этапу.

III этап – составление фигур по контурному изображению или силуэту.

Это задание для детей 6-7 лет. Собственно здесь танграм становится игрой – головоломкой. Ребенку предлагают сложить модель по её контуру, силуэту. Несмотря на кажущуюся легкость, это задание очень не простое. Поэтому на первом этапе можно предложить ребенку схему в реальную величину. Здесь ребенку тоже придется сопоставить форму, размер, положение фигур, чтобы прийти к правильному результату.

IV этап – составление фигур по собственному замыслу.

На этом этапе ребенок сам придумывает фигуры для составления, что очень хорошо развивает его воображение. Дети могут придумывать сказку, иллюстрировать стихотворения, составлять рассказ и т.д.

С помощью танграма можно составлять и соответственно изучать буквы, цифры их написание, что является профилактикой дисграфии.

Подведем итог: занятия с танграмом в ненавязчивой игровой форме развивают пространственное мышление, формируют понятия формы, улучшают внимание, воображение, развивают способность «читать» схему – инструкцию, учат визуально делить целый объект на части, помогают развивать мелкую моторику. При этом многообразие схем помогает поддерживать интерес ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год