Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие способностей детей средствами двигательно-игровой деятельности
Спорт, тренировки
Автор: Орлова Нонна Юрьевна   
24.06.2011 13:18

Развитие способностей детей средствами двигательно-игровой деятельностиГиподинамия проникает и дошкольное детство, поэтому создание оптимального двигательного режима очень важно. При этом нужно обеспечивать и качество двигательной активности, имея в виду качество не только движений, но и обучения и воспитания детей. Проблемы интеллектуального и коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста становятся факторами, тормозящими процесс становления качеств творческой личности. Процессы социализации и формирования креативных качеств личности детей становятся объектом внимания педагогов, но в современном образовательном процессе наблюдается нескоординированность работы по физическому и умственному воспитанию. Ухудшение здоровья воспитанников влечет нарушение интеллектуального развития, несформированность эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей. Поэтому деятельность, направленная на здоровьесбережение ребенка должна быть интегративной, использоваться в различных областях совместной деятельности с ребенком.
Движения, организуемые в организованной деятельности – незаменимое средство профилактики различных заболеваний. Особенно это относится к заболеваниям сердечно – сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, патологиям центральной и периферийной нервной системы.

Врач и педагог В.В. Гориневский в исследованиях пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно складывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность.
Организуемые физкультурные занятия  направлены на создание условий здоровье сберегающей организации воспитательно-образовательного процесса:

  • •    Рациональная организация деятельности детей, с учетом требований СанПиНа,
  • •    Слаженность взаимодействия всех педагогов ДОУ и семей воспитанников.
  • •    Осуществление взаимодействия с детьми на основе личностно – ориентированной модели.
  • •    Особое построение занятий в период адаптаций детей к условиям ДОУ.
  • •    Организация досуговой деятельности, активного отдыха.

Развивающая среда включает наглядные материалы и пособия, которые соответствуют решаемым задачам, расширяют кругозор детей, развивают эстетические чувства и восприятие, вызывают желание ребенка двигаться.
     Двигательная деятельность может помочь и решить проблемы по раскрепощению ребенка, обучению чувствования, пробуждению эмоциональной отзывчивости, общению и познанию сопереживания.
Общие методические принципы:
I.    Планирование двигательно-игровой деятельности.
II.    Создание специальной для двигательно-игровой деятельности предметно – пространственной развивающей среды. Проектирование двигательно-игровой деятельности, осуществляется при соблюдении основных принципов построения предметно – пространственной среды:

  • •    обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
  • •    организация «зон приватности»;
  • •    предоставление права и свободы выбора;
  • •    создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования;
  • •    полифункциональность использования помещения и оборудования;
  • •    возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.

III.    Обеспечение взаимодействия со всеми специалистами ДОУ – в специально организованной деятельности, т.е. на занятиях, в игровой деятельности и в самостоятельной деятельности детей.
IV.    Проведение занятий в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.
V.    Расширение возможностей ребенка, работа в «зоне его ближайшего развития» (Л.С. Выготский), а не тактика доступности.
VI.    Осуществление индивидуального подхода к ребенку, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.
     Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми её особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребёнок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, т.к. не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности.
В подвижной игре дидактической направленности достигаются две цели: физической развитие и решение познавательных задач. При этом сохраняется оздоровительное влияние и укрепление физического и психического здоровья. Кроме того, сохраняются межпредметные связи физической культуры с другими видами деятельности дошкольников. Подвижные игры дидактической направленности становятся эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков в сенсорном воспитании, грамоте, математике, ознакомлении с окружающим и т.д. Такая игра становится стимулом повышения интереса к обучению у старших дошкольников, познанию нового у младших дошкольников, активизирует мыслительные процессы, предоставляет каждому ребёнку возможность личностного выражения.
Развитие способностей детей средствами двигательно-игровой деятельностиФизические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижных игр дидактической направленности, способствуют решению её дидактических задач, влияют на восприятие, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять и обобщать.
В процессе подвижных игр дидактической направленности создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков сотрудничества в коллективе, уступать и помогать друг другу. Подвижная игра дидактической направленности помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость, т.к. в игре своих товарищей выполняет различные движения, задания, упражнения. Необходимо отметить, что такие подвижные игры не всегда подходят для обучения. Чаще её можно использовать на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, а также как часть других занятий (в том числе тех, на которых дети долго находятся в статичном положении) для закрепления и обобщения полученных умений и навыков. В целях обучения лучше использовать игры средней и малой подвижности, т.к. при большой подвижности многим детям трудно сконцентрироваться.
Важным аспектом подвижных игр дидактической направленности общение и взаимодействие детей в совместной деятельности. Младших дошкольников больше привлекает само действие, т.к. процессы возбуждения значительно преобладают у них над процессами торможения, непосредственная наглядность действует сильнее, чем слово и поэтому соединяли объяснение правил с показом действий. Правила игры старших дошкольников носят более обобщённый характер.
Основные принципы использования подвижных игр дидактической направленности:

  • •    активность и осознанность;
  • •    постепенность – от знакомых игр к незнакомым, постепенное усложнение программного содержания;
  • •    соответствие возрастным и физическим особенностям детей;
  • •    соответствие месту – место, время и условие поставленных дидактических задач.

Соблюдение баланса между занимательной, дидактической частью игры и динамической задачей - этот комплекс должен быть доступен и интересен ребёнку, для создания благоприятного эмоционального отношения, что в свою очередь стимулирует мыслительный процесс.
Положительный эффект от использования таких игр во время обучающих занятий состоит в том, что дети не утомляются, не раздражаются, соревновательный момент обеспечивает необходимую двигательную активность, благоприятное эмоциональное состояние.
При отборе игр  учитываются следующие требования:

  • •    игра должна развивать способности детей (быстроту реакции, пространственные, временные отношения и т.д.)
  • •    степень сложности должна соответствовать знаниям, умениям, навыкам нашей группы
  • •    постепенный переход от индивидуальных игр к играм с совместными действиями, разделив детей на подгруппы.


Подвижные игры с дидактической направленностью
"Кот в сапогах"
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, совершенствовать навык счета до 10, называть друга ласково. Воспитывать доброту, взаимовыручку.
Оборудование: сапоги (калоши), 3 кегли.
Для проведения эстафеты потребуются калоши большого размера.
Первый участник по сигналу должен быстро надеть их и добежать до финиша.
Чтобы усложнить эстафету, можно поставить на пути 3 кегли. Пробегая мимо них, каждый участник должен задержаться: у первой кегли Дидактическое игра "Сосчитай до 10", у второй кегли Д/и "Назови друга ласково" и совершить красивый поклон у последней кегли, затем возвращается и отдает сапоги следующему участнику. Команда - победительница может выразить свою радость громким и мелодичным мяуканьем.
"Поймай мяч"
Цель: упражнять детей бросать мяч снизу вверх целясь в руки; закрепить дни недели.
Оборудование: мяч
По считалке выбираем водящего. Дети стоят по кругу с мячом. Водящий за кругом. Играющие передают мяч друг другу в любом направлении, называя дни недели (Д/и "Назови день недели"), водящий за кругом должен поймать мяч. Поймав мяч, водящий встает в круг, и игра продолжается.
"Незнайка на воздушном шаре"
Цель: развивать в игре быстроту, выносливость, координацию движений; умение определять позицию звука в слове. Воспитывать чувство ответственности.
Оборудование: 2 ведра, 2 воздушных шара, 2 обруча, игрушки по количеству участников.
Корзина - обыкновенное ведро. В него положили балласт: мячи, кубики, машинки, куклы и т.д. Количество предметов равно количеству участников команды. Первый участник берет в руку воздушный шарик, в другую - ведро. Старт. С ведром и шариком игрок бежит к линии финиша, где лежит обруч. Добежав, игрок выкладывает в обруч один предмет из ведра, то есть облегчает корзину, называет предмет и первый звук (Д/и "Определи первый звук в слове". Вернувшись к команде, он отдает ведро и шарик следующему участнику. Тот проделывает то же самое. Последний участник должен снова собрать в ведро кубики при этом громко считает предметы и называет сколько всего. Д/и "Сосчитай сколько" и вернуть их команде.
 "Баба яга"
Цель: развивать ловкость, быстроту; умение быстро выкладывать по образцу. Воспитывать доброжелательные отношения друг другу.
Оборудование: 2 ведра, элементы игры "Танграм"
В качестве ступы - ведро. Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку. В таком положении нужно пройти до обруча взять геометрическую фигуру вернуться к команде и передать "ступу" следующему участнику, а геометрическую фигуру положить в обруч. По окончании игры команда должна выложить фигуру по образцу.
"Теремок"
Цель: закрепить цифры, умение строиться по порядку (числовому). Упражнять в беге; развивать ловкость, выносливость.
Оборудование: карточки с цифрами, нагрудный значок героя сказки "Теремок", 2 больших обруча.
Участвуют 6 человек - по числу персонажей. А роль Теремка выполнит обруч. Ребенок берет карточку с цифрой, затем выбирает нагрудный значок героя и строятся в звенья.
Эстафету начинает "мышка", по сигналу она двигается к финишу, где лежит обруч - теремок. Добежав, продевает обруч через себя, кладет его на место и бежит за следующим участником - "лягушкой". Теперь они бегут к теремку вдвоем, взявшись за руки, и вдвоем пролезают сквозь обруч. Затем  тоже с Зайкой, Лисичкой и волком. Важно: рук не разрывать! Когда их окажется 6 (это Медведь), пятеро надевают обруч и удерживают его на уровне пояса. "Медведь" берет обруч рукой и тянет вместе с участниками к старту.
"Меняется местами тот, кто…"
Цель: Развивать быстроту реакции, смекалку; умение задавать вопросы.
Оборудование: кубы на один меньше, чем участников.
Дети сидят на кубах по кругу, для водящего отведено место между кубами. Водящий говорит слова и те дети, кому относятся эти слова, меняются местами. Например: "Меняется местами тот, у кого белые носочки" и т. д. Водящий пытается занять одно из этих мест. Кому не хватило место, становится водящим.

 

Орлова Нонна

  • •    Рациональная организация деятельности детей, с учетом требований СанПиНа,
  • •    Слаженность взаимодействия всех педагогов ДОУ и семей воспитанников.
  • •    Осуществление взаимодействия с детьми на основе личностно – ориентированной модели.
  • •    Особое построение занятий в период адаптаций детей к условиям ДОУ.
  • •    Организация досуговой деятельности, активного отдыха.

Развивающая среда включает наглядные материалы и пособия, которые соответствуют решаемым задачам, расширяют кругозор детей, развивают эстетические чувства и восприятие, вызывают желание ребенка двигаться.
     Двигательная деятельность может помочь и решить проблемы по раскрепощению ребенка, обучению чувствования, пробуждению эмоциональной отзывчивости, общению и познанию сопереживания.
Общие методические принципы:
I.    Планирование двигательно-игровой деятельности.
II.    Создание специальной для двигательно-игровой деятельности предметно – пространственной развивающей среды. Проектирование двигательно-игровой деятельности, осуществляется при соблюдении основных принципов построения предметно – пространственной среды:

  • •    обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
  • •    организация «зон приватности»;
  • •    предоставление права и свободы выбора;
  • •    создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования;
  • •    полифункциональность использования помещения и оборудования;
  • •    возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.

III.    Обеспечение взаимодействия со всеми специалистами ДОУ – в специально организованной деятельности, т.е. на занятиях, в игровой деятельности и в самостоятельной деятельности детей.
IV.    Проведение занятий в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.
V.    Расширение возможностей ребенка, работа в «зоне его ближайшего развития» (Л.С. Выготский), а не тактика доступности.
VI.    Осуществление индивидуального подхода к ребенку, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.
     Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми её особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребёнок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, т.к. не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности.
В подвижной игре дидактической направленности достигаются две цели: физической развитие и решение познавательных задач. При этом сохраняется оздоровительное влияние и укрепление физического и психического здоровья. Кроме того, сохраняются межпредметные связи физической культуры с другими видами деятельности дошкольников. Подвижные игры дидактической направленности становятся эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков в сенсорном воспитании, грамоте, математике, ознакомлении с окружающим и т.д. Такая игра становится стимулом повышения интереса к обучению у старших дошкольников, познанию нового у младших дошкольников, активизирует мыслительные процессы, предоставляет каждому ребёнку возможность личностного выражения.
Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижных игр дидактической направленности, способствуют решению её дидактических задач, влияют на восприятие, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять и обобщать.
В процессе подвижных игр дидактической направленности создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков сотрудничества в коллективе, уступать и помогать друг другу. Подвижная игра дидактической направленности помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость, т.к. в игре своих товарищей выполняет различные движения, задания, упражнения. Необходимо отметить, что такие подвижные игры не всегда подходят для обучения. Чаще её можно использовать на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, а также как часть других занятий (в том числе тех, на которых дети долго находятся в статичном положении) для закрепления и обобщения полученных умений и навыков. В целях обучения лучше использовать игры средней и малой подвижности, т.к. при большой подвижности многим детям трудно сконцентрироваться.
Важным аспектом подвижных игр дидактической направленности общение и взаимодействие детей в совместной деятельности. Младших дошкольников больше привлекает само действие, т.к. процессы возбуждения значительно преобладают у них над процессами торможения, непосредственная наглядность действует сильнее, чем слово и поэтому соединяли объяснение правил с показом действий. Правила игры старших дошкольников носят более обобщённый характер.
Основные принципы использования подвижных игр дидактической направленности:

  • •    активность и осознанность;
  • •    постепенность – от знакомых игр к незнакомым, постепенное усложнение программного содержания;
  • •    соответствие возрастным и физическим особенностям детей;
  • •    соответствие месту – место, время и условие поставленных дидактических задач.

Соблюдение баланса между занимательной, дидактической частью игры и динамической задачей - этот комплекс должен быть доступен и интересен ребёнку, для создания благоприятного эмоционального отношения, что в свою очередь стимулирует мыслительный процесс.
Положительный эффект от использования таких игр во время обучающих занятий состоит в том, что дети не утомляются, не раздражаются, соревновательный момент обеспечивает необходимую двигательную активность, благоприятное эмоциональное состояние.
При отборе игр  учитываются следующие требования:

  • •    игра должна развивать способности детей (быстроту реакции, пространственные, временные отношения и т.д.)
  • •    степень сложности должна соответствовать знаниям, умениям, навыкам нашей группы
  • •    постепенный переход от индивидуальных игр к играм с совместными действиями, разделив детей на подгруппы.


Подвижные игры с дидактической направленностью
"Кот в сапогах"
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, совершенствовать навык счета до 10, называть друга ласково. Воспитывать доброту, взаимовыручку.
Оборудование: сапоги (калоши), 3 кегли.
Для проведения эстафеты потребуются калоши большого размера.
Первый участник по сигналу должен быстро надеть их и добежать до финиша.
Чтобы усложнить эстафету, можно поставить на пути 3 кегли. Пробегая мимо них, каждый участник должен задержаться: у первой кегли Дидактическое игра "Сосчитай до 10", у второй кегли Д/и "Назови друга ласково" и совершить красивый поклон у последней кегли, затем возвращается и отдает сапоги следующему участнику. Команда - победительница может выразить свою радость громким и мелодичным мяуканьем.
"Поймай мяч"
Цель: упражнять детей бросать мяч снизу вверх целясь в руки; закрепить дни недели.
Оборудование: мяч
По считалке выбираем водящего. Дети стоят по кругу с мячом. Водящий за кругом. Играющие передают мяч друг другу в любом направлении, называя дни недели (Д/и "Назови день недели"), водящий за кругом должен поймать мяч. Поймав мяч, водящий встает в круг, и игра продолжается.
"Незнайка на воздушном шаре"
Цель: развивать в игре быстроту, выносливость, координацию движений; умение определять позицию звука в слове. Воспитывать чувство ответственности.
Оборудование: 2 ведра, 2 воздушных шара, 2 обруча, игрушки по количеству участников.
Корзина - обыкновенное ведро. В него положили балласт: мячи, кубики, машинки, куклы и т.д. Количество предметов равно количеству участников команды. Первый участник берет в руку воздушный шарик, в другую - ведро. Старт. С ведром и шариком игрок бежит к линии финиша, где лежит обруч. Добежав, игрок выкладывает в обруч один предмет из ведра, то есть облегчает корзину, называет предмет и первый звук (Д/и "Определи первый звук в слове". Вернувшись к команде, он отдает ведро и шарик следующему участнику. Тот проделывает то же самое. Последний участник должен снова собрать в ведро кубики при этом громко считает предметы и называет сколько всего. Д/и "Сосчитай сколько" и вернуть их команде.
 "Баба яга"
Цель: развивать ловкость, быстроту; умение быстро выкладывать по образцу. Воспитывать доброжелательные отношения друг другу.
Оборудование: 2 ведра, элементы игры "Танграм"
В качестве ступы - ведро. Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку. В таком положении нужно пройти до обруча взять геометрическую фигуру вернуться к команде и передать "ступу" следующему участнику, а геометрическую фигуру положить в обруч. По окончании игры команда должна выложить фигуру по образцу.
"Теремок"
Цель: закрепить цифры, умение строиться по порядку (числовому). Упражнять в беге; развивать ловкость, выносливость.
Оборудование: карточки с цифрами, нагрудный значок героя сказки "Теремок", 2 больших обруча.
Участвуют 6 человек - по числу персонажей. А роль Теремка выполнит обруч. Ребенок берет карточку с цифрой, затем выбирает нагрудный значок героя и строятся в звенья.
Эстафету начинает "мышка", по сигналу она двигается к финишу, где лежит обруч - теремок. Добежав, продевает обруч через себя, кладет его на место и бежит за следующим участником - "лягушкой". Теперь они бегут к теремку вдвоем, взявшись за руки, и вдвоем пролезают сквозь обруч. Затем  тоже с Зайкой, Лисичкой и волком. Важно: рук не разрывать! Когда их окажется 6 (это Медведь), пятеро надевают обруч и удерживают его на уровне пояса. "Медведь" берет обруч рукой и тянет вместе с участниками к старту.
"Меняется местами тот, кто…"
Цель: Развивать быстроту реакции, смекалку; умение задавать вопросы.
Оборудование: кубы на один меньше, чем участников.
Дети сидят на кубах по кругу, для водящего отведено место между кубами. Водящий говорит слова и те дети, кому относятся эти слова, меняются местами. Например: "Меняется местами тот, у кого белые носочки" и т. д. Водящий пытается занять одно из этих мест. Кому не хватило место, становится водящим.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 41 (162) выйдет
25 октября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год