Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.руДошкольник.ру - сайт для семьи, для отцов, матерей и детей. Сайт о том, как воспитывать ребенка, как научиться находить с ребенком общий язык. Так же, дети могут найти на нашем сайте интересное и для себя. Например, стихи, сказки, умные задачки, игры, фокусы, головоломки, детские песни, познавательные статьи и многое другое. Более 10000 статей на всевозможные детские темы!

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Сайт Дошкольник.ру бесплатно размещает статьи

После публикации выдается Сертификат публикации.

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

ПОДПИСАТЬСЯ
Психологическое здоровье школьников
Скоро в школу
Автор: Главный Редактор   
02.08.2016 16:37

Субъект-субъектные отношения и позиция субъекта у участников образовательного процесса  как базовые категории формирования психологического здоровья школьников.
(теоретический обзор)

Метелкина Т.Н.,ст н сотрудник КК ИПК РО

Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности  регуляцию поведения и деятельности человека. Критерии психического здоровья:
Психическое здоровье выступает как собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата. (Слободчиков В.И.). Психическое здоровье свидетельствует о наличии душевных сил, необходимых для нормальной жизнедеятельности: человек ясно мыслит, его воля не парализована, он способен контролировать свое поведение, ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность и т.п., и является предпосылкой здоровья психологического.


Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. психическое развитие на всех этапах онтогенеза. [3>
По мнению специалистов, работающих под руководством  профессора В.И.Слободчикова, психологическое здоровье - это состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни. Индивидуальная норма психологического здоровья есть то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития. Максима психологического здоровья есть интеграл (т.е. единство, полнота и цельность) жизнеспособности и человечности индивида.  
Психологическое здоровье, в свою очередь, это определенный уровень развития и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой; определенный уровень психического и личностного  развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие; это процесс и результат развития субъекта в его субъективной реальности в пределах одной индивидуальной жизни.
Личность, субъект собственной жизни, деятельности, личностное, человеческое, субъектное и развитие, саморазвитие, саморегуляция, адаптация, формирование, проживание, прохождение жизненного пути – вот основные категории, вокруг которых сосредоточено понимание психологического здоровья.
Понимание субъектности человека

Основополагающее определение субъекта дано в Философской энциклопедии: «Субъект (от латин. Subjects - лежащий внизу, находящийся в основе, от sub — под jack» — бросаю, кладу основание) — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
Субъектность - свойство личности производить взаимообусловленные изменения в мире, в других людях, в человеке. В основе этого свойства лежит отношение человека к себе как к деятелю.
Субъектность возникает на некотором уровне развития личности и  представляет собой новое системное качество личности, которое определяет специфику внешнего поведения человека. Субъектность не существует вне личности. Личность потенциально имеет в себе субъектность.
Быть личностью - значит быть субъектом собственной жизни, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром". Это включает физический, психофизический, психологический, социальный и другие аспекты взаимоотношений человека с его природным и социальным окружением
Быть личностью - значит быть субъектом предметной деятельности", в которой человек выступает как деятель.
Быть личностью - это быть субъектом, общения.
Психолого-педагогическое представление субъектных характеристик
(обзор основных положений И.В Зимней)
Основные характеристики субъекта с тем, чтобы проанализировать все возможности проекции этой категории на образовательный процесс. Эти характеристики (в достаточно произвольной, практически ориентированной форме представления) следующие:
1) субъект предполагает объект;
2) субъект общественен по форме (средствам, способам) своего действо-вания (познавательного или практического);
3) общественный субъект имеет и конкретную, индивидуальную форму реализации; коллективный субъект представлен в каждом индивиде и наоборот;
4) сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней субъект и формируется сам;
5) субъект индивидуальной деятельности - сознательно действующее лицо;
6) субъектность определяется в системе отношений с другими людьми - это активность, пристрастность;
7) субъектность есть неразложимая целостность общения, деятельности, самосознания и бытия;
8) субъектность есть динамичное начало, становящееся и исчезающее, не существующее вне самого взаимодействия (межличностного, социального, деятельностного);
       9) субъектность есть категория интерпсихическая.  
Теоретический анализ гуманистической парадигмы образования позволяет выделить общие субъектные функции образования:
1) развитие сущностных сил и способностей человека, позволяющих ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути,
2) воспитание инициативы и ответственности в природных и социальных сферах,
3) обеспечение возможностей для личностно-проф. роста, самоопределения, самореализации,
4) овладение средствами достижения интеллектуально-нравственной свободы,
5) создание условий для самостоятельности, саморазвития, творческости, индивидуальности человека, развития его духовных потенций.
Отношения субъектов образовательной деятельности.
Модели взаимодействия в образовательном процессе.

Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия. Причина заключается в существовании глубинных личностных установок на воплощение в практику так называемых СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ СВЯЗЕЙ.
Маралов В.Г. считает, что для учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослого с ребёнком характерны СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ СВЯЗИ (S→O). Взаимоотношения построенные на таких связях называют тоталитарными, которые характеризуют моносубъектный подход (главным является только личность педагога). То есть, во главе угла стоит взрослый (педагог), как исполнитель социального заказа. Ребёнок, в данном случае, существо пассивное. Он выступает в качестве ОБЪЕКТА приложения сил педагога, поэтому и находится в страдательной позиции (обязан, должен). Основное противоречие в общении преодолевается путём явного или неявного принуждения.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия. Ребёнок чувствует себя эмоционально-защищённым так как педагог относится к ребёнку как к равному. Для личностно-ориентированной модели взаимодействия характерны СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ СВЯЗИ (S→S). В данном случае и взрослый и ребёнок в равной мере являются СУБЪЕКТАМИ взаимодействия. Противоречия разрешаются посредством сотрудничества. Согласно Маралову В.Г.,  Ситарову В.А., существует несколько принципов установления субъект-субъектных  отношений:
1. ПРИНЦИП ДИАЛОГИЗАЦИИ педагогического взаимодействия - позиция взрослого и ребёнка должны быть равноправными, т.е. позиция соучащихся, совоспитывающихся, сотрудничающих людей.
2.  ПРИНЦИП ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ - взрослый не воспитывает, не передаёт, но актуализирует тенденцию ребёнка к личностному росту, а также актуализирует исследовательскую активность ребёнка, создаёт условия для совершенствования нравственных поступков, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем.
3. ПРИНЦИП ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ - ролевое взаимодействие. Взаимодействие не личности, а "роли". В связи с этим следует отказаться от ролевых масок и включить во взаимодействие те элементы личностного опыта, которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам.
4. ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ - выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка. Выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания.
Из трёх приведённых выше моделей взаимодействия взрослого с ребёнком оптимальной является личностно-ориентированная, построенная на субъект-субъектных связях.
Диагностика моделей см. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога. - М., 1997.
Для проведения оценки  деятельности школы как здоровьесохраняющей необходимо опираться на обоснованные в отечественной психологии методологические принципы "прогностичности диагностики" и "единства диагностики и коррекции развития" (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, К.М.Гуревич).
С целью оценки влияния педтехнологий, программ обучения ряд авторов предлагает выделить содержательные показатели психического здоровья. В.Э. Пахальян предлагает в системе психолого-педагогических школьных служб проводить мониторинг следующих сфер: когнитивного развития ребенка; личностного развития; эмоционально-волевого развития; развития мотивационно-смысловой сферы.
            Наряду с традиционной селективной психодиагностикой (диагностикой отбора, соответствия демонстрируемым ребенком уровнем развития психических процессов, свойств и качеств установленным среднестатистическим нормам развития), необходимо выделять особый предмет диагностики. Необходимо анализировать ситуацию развития ребенка.
По мнению А.Г.Асмолова, необходимо шире применять на практике методы и методики диагностики развития, что позволит от констатации наличных психологических особенностей ребенка перейти к исследованию условий оптимального развития ребенка в образовательных процессах,
Частные методики диагностики. Методы изучения  психоэмоционального  состояния школьника. Для изучения психоэмоционального состояния учащихся, в процессе школьного обучения, можно использовать методику цветописи (О.Г. Иванова, 1988). Для определения устойчивости к стрессу возможно использование теста Люшера. Для оценки состояния эмоционально-личностной сферы наиболее эффективно использование проектировочных методов диагностики: рисуночных тестов, метода незаконченных, предложений, ТАТов. Тест «Рисунок человека» позволяет оценивать как когнитивные особенности ребенка, так и особенности эмоционально – личностной сферы. Тест «Пиктограмма» предложен А.Р. Лурией как метод исследования мышления и памяти. В дальнейшем с помощью данного метода были разработаны критерии личностных и эмоциональных особенностей. Оценить уровень и структуру школьной тревожности возможно с помощью теста школьной тревожности Филлипса. (Рогов Е.И., Настольная книга практического психолога, Москва, 2001 ) и теста тревожности Дж.Тейлора-А.М.Прихожан (Ярулов А.А, Индивидуально-ориентированная система обучения, Красноярск,1998).

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 6(18) за 2011 год
Скачать Номер 7(19) за 2011 год
Скачать Номер 8(20) за 2011 год
Скачать Номер 9(21) за 2011 год