Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Самооценка первокласников
Скоро в школу
Автор: Главный Редактор   
29.08.2016 09:13

Особенности самооценки первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению

Автор(ы): Кислицкая Л.А.

Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднегообразования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2006. - 320с.

В нашей работе исследуются особенности самооценки первоклассников в зависимости от степени их психологической готовности к школьному обучению. Под психологической готовностью к школьному обучению мы понимаем «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников».



Для выявления уровня психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению мы использовали диагностическую программу по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению, разработанную Н.И. Гуткиной. Эта методика позволила выявить уровень развития мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сфер первоклассников. Для исследования самооценки детей использовалась методика Дембо-Рубинштейн, но в нашем исследовании была изменена процедура проведения методики в связи с тем, что эксперимент проводился с первоклассниками, а не с подростками и были внесены изменения в количество и содержание шкал.

Исследование проводилось в два этапа: в начале учебного года (определение психологической готовности к школьному обучению) и в середине второго учебного полугодия (исследование самооценки) в нескольких московских общеобразовательных школах. Испытуемыми были учащиеся первых классов, в общей сложности 228 первоклассников.

На первом этапе эксперимента по результатам обследования детей на психологическую готовность к школьному обучению были выделены две группы учащихся. Первую группу составили дети, показавшие высокую степень психологической готовности к школьному обучению (60 человек). Вторая группа состояла из детей, показавших низкий уровень психологической готовности к школе по всем исследуемым сферам психического развития (65человек).

На втором этапе исследования с выделенными группами учащихся была проведена методика Дембо-Рубинштейн. Ребят просили оценить уровень развития у себя тех или иных качеств, поставив значек-пометку на предложенных вертикальных шкалах. Первая батарея шкал больше направлена на оценку качеств, важных в учебной деятельности (понятливый, способный, умный, и т.п.), вторая часть шкал направлена на оценку качеств личности (добрый, смелый, ласковый и т.п.).

По результатам проведенного исследования можно сказать, что дети, не готовые к школьному обучению, показали в среднем более высокий балл по самооценке – 90 баллов (из 100 предусмотренных методикой), чем первоклассники, готовые к школьному обучению – 78 баллов.

При этом в группе, не готовых к школе детей, ярко проявился более высокий разброс показателей самооценки: дети чаще прибегали к использованию крайних значений (0 или 100) и даже выходили за пределы шкалы (120 и т.п.), чем готовые к школе сверстники. В связи с этим средние значения высчитывались по медиане. Медианой для всего множества показателей самооценки не готовых к школе учащихся явилось значение равное 100, для группы готовых к школе детей - медиана равна 85. Достоверность полученных расхождений в уровне самооценки между выделенными группами учащихся проверялась по t-критерию Стьюдента. Различия по высоте самооценки между группами готовых и не готовых к школе первоклассников достоверны на 1% уровне значимости.

Е.З. Басина (1988) в своем исследовании показала, что почти все старшие дошкольники оценивают себя максимально высоко и считают себя самыми добрыми, умными и т.п. При этом на границе дошкольного и младшего школьного возраста у детей возникает тенденция оценивать себя адекватно. Так, по мере прохождения кризиса семи лет у ребенка возникает представление о себе реальном, и показатели самооценки несколько снижаются. В нашем исследовании средний показатель самооценки в группе первоклассников, не обладающих психологической готовностью к школьному обучению, очень высок, что может указывать на преобладание у детей дошкольного уровня самооценки.

В группе детей, готовых к обучению в школе, средний показатель самооценки значимо ниже, что свидетельствует о формировании более адекватной самооценки и соответствует возрастным закономерностям формирования образа Я в младшем школьном возрасте.


 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год