Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Самооценка первокласников
Скоро в школу
Автор: Главный Редактор   
29.08.2016 09:13

Особенности самооценки первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению

Автор(ы): Кислицкая Л.А.

Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднегообразования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2006. - 320с.

В нашей работе исследуются особенности самооценки первоклассников в зависимости от степени их психологической готовности к школьному обучению. Под психологической готовностью к школьному обучению мы понимаем «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников».



Для выявления уровня психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению мы использовали диагностическую программу по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению, разработанную Н.И. Гуткиной. Эта методика позволила выявить уровень развития мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сфер первоклассников. Для исследования самооценки детей использовалась методика Дембо-Рубинштейн, но в нашем исследовании была изменена процедура проведения методики в связи с тем, что эксперимент проводился с первоклассниками, а не с подростками и были внесены изменения в количество и содержание шкал.

Исследование проводилось в два этапа: в начале учебного года (определение психологической готовности к школьному обучению) и в середине второго учебного полугодия (исследование самооценки) в нескольких московских общеобразовательных школах. Испытуемыми были учащиеся первых классов, в общей сложности 228 первоклассников.

На первом этапе эксперимента по результатам обследования детей на психологическую готовность к школьному обучению были выделены две группы учащихся. Первую группу составили дети, показавшие высокую степень психологической готовности к школьному обучению (60 человек). Вторая группа состояла из детей, показавших низкий уровень психологической готовности к школе по всем исследуемым сферам психического развития (65человек).

На втором этапе исследования с выделенными группами учащихся была проведена методика Дембо-Рубинштейн. Ребят просили оценить уровень развития у себя тех или иных качеств, поставив значек-пометку на предложенных вертикальных шкалах. Первая батарея шкал больше направлена на оценку качеств, важных в учебной деятельности (понятливый, способный, умный, и т.п.), вторая часть шкал направлена на оценку качеств личности (добрый, смелый, ласковый и т.п.).

По результатам проведенного исследования можно сказать, что дети, не готовые к школьному обучению, показали в среднем более высокий балл по самооценке – 90 баллов (из 100 предусмотренных методикой), чем первоклассники, готовые к школьному обучению – 78 баллов.

При этом в группе, не готовых к школе детей, ярко проявился более высокий разброс показателей самооценки: дети чаще прибегали к использованию крайних значений (0 или 100) и даже выходили за пределы шкалы (120 и т.п.), чем готовые к школе сверстники. В связи с этим средние значения высчитывались по медиане. Медианой для всего множества показателей самооценки не готовых к школе учащихся явилось значение равное 100, для группы готовых к школе детей - медиана равна 85. Достоверность полученных расхождений в уровне самооценки между выделенными группами учащихся проверялась по t-критерию Стьюдента. Различия по высоте самооценки между группами готовых и не готовых к школе первоклассников достоверны на 1% уровне значимости.

Е.З. Басина (1988) в своем исследовании показала, что почти все старшие дошкольники оценивают себя максимально высоко и считают себя самыми добрыми, умными и т.п. При этом на границе дошкольного и младшего школьного возраста у детей возникает тенденция оценивать себя адекватно. Так, по мере прохождения кризиса семи лет у ребенка возникает представление о себе реальном, и показатели самооценки несколько снижаются. В нашем исследовании средний показатель самооценки в группе первоклассников, не обладающих психологической готовностью к школьному обучению, очень высок, что может указывать на преобладание у детей дошкольного уровня самооценки.

В группе детей, готовых к обучению в школе, средний показатель самооценки значимо ниже, что свидетельствует о формировании более адекватной самооценки и соответствует возрастным закономерностям формирования образа Я в младшем школьном возрасте.


 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год