Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Самоуправление как условие формирования активной жизненной позиции учащихся в школьном коллективе
Скоро в школу
Автор: Редактор   
04.09.2016 22:55

Самоуправление как условие формирования активной жизненной позиции учащихся в школьном коллективе
Малашенко Елена Ивановна, заместитель директора МОУ «СОШ №45 г. Белгорода»

"Мудрость состоит не в том, чтобы управлять другими, а в том, чтобы управлять собой. Величие состоит не в том, чтобы иметь власть и должность, а в развитии своих способностей - и тогда ты в себе найдешь весь мир. Счастье состоит не в том, чтобы иметь богатство и занимать высокое положение, а в гармонии".
Лао-цзы, китайский философ


Согласно Концепции модернизации российской системы образования, необходимо расширять субъективность участников образовательного процесса, а поэтому педагогический коллектив школы рассматривает ученическое самоуправление как составную часть государственно-общественного управления образовательного учреждения.

Сегодня мы живем в эпоху демократии, свободы личности. Современный ученик должен научиться быть свободным гражданином, то есть ответственным, самостоятельным активным членом общества. Но как же научиться предъявлять, отстаивать свое мнение, мнение маленького гражданина. И не только отстаивать, что, в общем то, умеют многие, но, самое главное, нести ответственность за него! Школьное самоуправление как нельзя лучше предоставляет возможность вырастить гражданина с активной жизненной позицией. Школьники в самоуправлении не просто помогают учителям в воспитательной работе. Они, прежде всего, имеют возможность саморазвития, самовоспитания, имеют возможность формирования гражданской позиции!

Самоуправление учащихся - это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решений, их реализация в интересах своего коллектива. В повседневной жизни самоуправление воспитанников выражается в планировании и организации деятельности своего коллектива, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений. Так как речь идет о проведении воспитательной работы в условиях педагогического учебного заведения, то смысл ее состоит в том, чтобы способствовать формированию не только личностных качеств, но и качеств необходимых для будущей профессиональной деятельности. Т.е. самоуправленческая жизнедеятельность учебной группы должна способствовать формированию у каждого учащегося опыта и умений, готовности к жизни в будущем трудовом коллективе.

Педагогический коллектив нашей школы на протяжении последних лет уделяет особое внимание развитию ученическому самоуправлению в школьном коллективе. И не случайно: стратегические устремления школы, направленные на формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, потребовали воспитания и развития у учащихся таких качеств, как творческая инициатива, умение ставить цели и достигать их, самостоятельность, ответственность за себя и других. Ученическое самоуправление формирует у учащихся лидерские качества, делает жизнь классных и школьных коллективов интересной.

Школа – это большой и сложный организм, эффективность которого во многом зависит от опоры педагогов на ученическое сообщество, которое бы взяло на себя функцию регулирования общественной жизни учащихся. Именно через участие и работу в таком сообществе, через активную деятельность учащийся получает полезный для него опыт, приобретает необходимые навыки для реализации собственных идей.
Цель ученического самоуправления: создание условий для развития лидерских качеств, самореализации и социализации учащихся.

Задачи:
1. Построить структуру ученического самоуправления, где вовлеченность учащихся в управление была бы максимальной.
2. Определить права и полномочия каждого структурного компонента.
3. Создать систему обучения органов ученического самоуправления.
4. Обеспечить необходимую материально-техническую, психолого-педагогическую и методическую поддержку органам ученического самоуправления.

Особое место в структуре самоуправления занимает общешкольная конференция – высший орган детской власти. Она решает приоритетные вопросы жизни школьного коллектива, формирует общественное мнение, ответственное отношение к труду, сплачивает коллектив. Наша детская организация – это коллектив детей, который стремится к саморазвитию и самореализации.

Основные принципы жизнедеятельности организации: сами планируем дела, сами организуем, сами проводим, сами подводим итоги. Мониторинг, проводимый среди старшеклассников школы, имеющих опыт работы в ученическом самоуправлении, свидетельствуют о наличии у них управленческого умения, творческого подхода к любой деятельности; конструктивности общения, самоопределения.
Самоуправление школьников мы рассматриваем как необходимую форму управления учебно-воспитательным процессом в школе, фактор, влияющий на становление и развитие личности. К числу таких ученических сообществ в нашей школе можно отнести школьный ученический совет (УС).

Данная модель ученического самоуправления реализуется в нашем образовательном учреждении четвертый год. В ее состав входят представители 8 – 11-х классов (по 2 человека от класса).
Из состава школьного ученического совета формируются координационные центры:
- центр знания (организует участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях ДНО; анализирует итоги посещаемости и успеваемости);
- спортивный центр (организует и проводит спартакиады, спортивные праздники и оздоровительные походы);
- центр чистоты и порядка (организует дежурство классов по школе, проведение акций «Школьный двор», «Чистый город»);
- центр заботы (координирует деятельность тимуровского отряда школы, организует акции «Ветеран живет рядом», «Тепло сердец наших – тебе, солдат России», «Спешите делать добро»);
- пресс-центр (организует выпуск школьной малотиражной газеты «Животворящий родник»);
- центр досуга (руководит организацией праздников, вечеров, распределяет между классными коллективами поручения по подготовке мероприятий, организует оформление праздников, принимает заявки и пожелания учащихся о культпоходах и экскурсиях). Запоминающимися стали мероприятия: «Мисс и Мистер Осень», «Новогодние фантазии», вечер встречи выпускников «В некотором царстве, в 45-м государстве», шахматный турнир «Дедушки и внуки» в рамках Недели пожилого человека.

Во всех сферах социальной жизни происходят серьёзные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. Изменения требуют новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса. Этот поиск затрагивает не только содержание образования, но и саму структуру отношений между педагогами и учащимися, между администрацией учебного заведения и членами педагогического коллектива. Основу этих отношений составляют сотрудничество и равноправное партнёрство. Поэтому не случайно вопросы воспитания, социального становления современной молодёжи, развития системы самоуправления относятся к числу приоритетных направлений государственной молодёжной политики.

Главной целью воспитательной работы является создание гуманной воспитывающей среды для развития и саморазвития личности. При составлении комплексной программы учитывалось, что воспитание рассматривается как педагогический компонент процесса социализации человека, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития творческой личности, формирования лидерских качеств. Этот процесс обеспечивает у него готовность к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах. Неотъемлемым условием идейно-нравственного воспитания учащихся является развитие чувства сострадания, желание защитить тех, кто нуждается в помощи. При активном участии центра самоуправления "Помощь, забота, порядок" организуются акции "Милосердие" для детей Детского дома и Дома ребёнка г. Белгорода, оказывается помощь престарелым и ветеранам Великой Отечественной войны.

Центры "Здоровье и спорт" и "Досуг" способствуют организации мероприятий, направленных на приобщение учащихся к здоровому образу жизни, развитию таланта и творчества одарённой молодёжи, воспитанию активной жизненной позиции, способствуют формированию коммуникативных навыков и умений. В рамках работы клуба "Патриот" проходят интересные мероприятия, дающие возможность проявить инициативу и творчество учащимся. Творческие коллективы, ансамбль народного танца "Удальцы", кружки народных промыслов отмечены дипломами и призами на областных и городских фестивалях, выставках народного творчества, конкурсах и смотрах. Детское научное общество учащихся (ДНО) объединяет наиболее активную часть школьников, занимающуюся научно-исследовательской деятельностью. Участники ДНО выступают на конференциях и семинарах, что способствует развитию исследовательских навыков и умений учащихся. Его участники победители Всероссийских, областных и городских конкурсов, олимпиад.
Самым показательным моментом в работе стала победа первого председателя УС Калюжного Дениса во Всероссийском конкурсе лидеров ученического самоуправления (2007 год).
В современном обществе социально успешен человек с позитивным отношением к себе, обладающий навыками и умениями социального общения, совместной работы. Эти умения проявляются и развиваются в результате личного опыта, и чем больше этого опыта, тем увереннее чувствует себя человек. Каждый хочет быть услышан, но уметь высказать свою позицию по какому-либо вопросу недостаточно, человек должен сознавать ответственность за решения, которые он принимает, и учитывать высказанные мнения и предложения. Поэтому очень важно вовлечь учеников в процесс ученического самоуправления.

Одной из главных целей нашей детской организации является подготовка ребят к жизни в обществе. Это возможно сделать только в том случае, если ребята будут включаться в реальную гражданскую практику. Возможности школьного самоуправления в этом отношении весьма велики. Ведь если школьник участвует в управлении своим образовательным учреждением, пытается улучшать жизнь своего класса, школы, то это является для него колоссальным опытом.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год