«Логическое развитие детей дошкольного возраста через организацию конструктивно-модельной деятельности с «Сотами Кайе» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Дунаева Анна Николаевна | |||
07.05.2025 14:27 | |||
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Подготовила: Дунаева А.Н. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №38 г. Липецка г. Липецк, 2025 год Здравствуйте, уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мою педагогическую находку. слайд 1. Тема. «Логическое развитие детей дошкольного возраста через организацию конструктивно-модельной деятельности с «Сотами Кайе». АКТУАЛЬНОСТЬ. Ребенок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом. Наглядно-образное мышление — основной вид мышления ребенка дошкольного возраста. Здесь ребенок мыслит с помощью образов предметов.
Логическое мышление — это мыслительный процесс, во время которого используется логика, применяются логические конструкции. Цель этого типа мышления – получить достоверные объективные выводы, основываясь на имеющейся информации. Мышление неразрывно связано с речью, с его помощью мы получаем знания, делаем выводы, умозаключения. Без развития мышления ребенок не сможет успешно учиться в школе. Я определила, что одним из эффективных направлений повышения мышления у дошкольников являются развивающие игры, но не обычные игры, а с использованием нетрадиционных пособий. Я начала поиски инновационных технологий и мне на помощь пришла игровая технология «СОТЫ КАЙЕ». Эта игра в увлекательной форме способствует развитию логического мышления. СЛАЙД 2. Цель и задачи Цель: развитие логико-математических способностей у детей дошкольного возраста через использование развивающей игровой системы «Соты Кайе». Задачи:
Слайд 3. Портрет. Что же такое соты Кайе? Автор развивающей предметно – игровой системы «Соты Кайе» Виктор Августович Кайе – известный русский изобретатель, академик Академии изобретательства c 1997 г., научный сотрудник лаборатории игры и развивающей предметной среды НИИ Дошкольного Образования им. А. В. Запорожца (с 2008 г. по 2013 г.), педагог дополнительного образования, автор целой системы развивающих игр. СЛАЙД 4. Набор. Разработанные интеллектуальные игры рассчитаны для детей в возрасте от 3 до 11 лет, которые представляют собой многофункциональные вариативные системы. Набор состоит из 84 объемных элементов. Элемент имеет форму шестигранника. На лицевой стороне — мозаичный рисунок, а другая сторона однотонная. Рисунков 21 вариант, по 4 штуки каждого. Соты Кайе можно использовать как графический конструктор, как графический трансформер, как плоскую крупную мозаику, как головоломку, как игру в детское домино. Имеются методическое пособие с вариантами примеров и заданий. СЛАЙД 5. Фото вариантов. Вариативность «Сот Кайе» — это:
СЛАЙД 6. Фото дети и соты. Функциональные возможности элементов «Сот Кайе»:
Слайд 7. Фото детей. ФОРМЫ РАБОТЫс детьми: - в индивидуальной работе -групповой работе - в ОД - в совместной деятельности с детьми СЛАЙД 8. этапы работы 1. этап. Сначала предлагаю ребенку познакомиться с игрой самостоятельно. (фото ребенок рассматривает). В процессе игры дети самостоятельно изучают свойства, взаимосвязи, соотношения элементов, возможности набора. 2 Этап. Затем показываю ребенку изображение из методического пособия, и пробуем вместе собрать фигуру из элементов. В методическом пособии задания располагаются «от простого к сложному», поэтому начинать лучше с самого начала. Дети учатся соединять элементы так, чтобы не было зазоров и понимая, что он может выложить целую композицию или узнаваемый образ из прилагаемого к игре пособия. 3 Этап. Когда ребенок освоит принцип создания единых образов, он может попытаться построить что-то свое, отличное от предложенных образцов. В совместной деятельности детям было предложено поиграть в игры, как: Слайд 9: 1. Игра «Дорожка». 2 мл. Цель: Способствовать ориентации на плоскости. Задание: Помоги Вилли построить дорогу к улию. Слайд 10: 2. Игра «Собери цветок», цель: развитие логического мышления, внимания. Задание: К нам обратился за помощью пчела Вилли. У его подруги пчелки Майи день рожденья. Он хотел подарить ей цветы, но не знает, как их сделать. Давайте поможем ему. Слайд 11: 3. Игра «Собери соты». Цель: развитие сенсорных способностей: восприятие цвета, формы, величины; развитие глазомера, мелкой моторики рук. Задание: Научи пчелку Вилли выкладывать соты в улий. ФОКУС — ГРУППА Уважаемые коллеги, предлагаю вам, познакомится с развивающей предметно – игровой системой «Соты Кайе» на практике. Для этого мне нужно 3 человека. А сейчас мы с вами окунемся в мир сказки. И так сказка начинается…… Задание 1. "Жила-была на свете маленькая пчелка Майя. Все ее друзья умели выкладывать соты в улье, а она никак не могла этому научиться. Она спрашивала взрослых пчел, но все были очень заняты и никто не хотел ей помочь. Пчелка переживала из-за этого и даже плакала. Давайте, мы поможем пчелке и научим ее выкладывать соты! Используя соты и схемы, разложенные у вас на столах, вы будете выкладывать соты. А по окончанию работы мы посмотрим, что же у вас получилось. Итак, начинаем.
- У нашей сказки получилось счастливое завершение. С нашей помощью маленькая пчелка научилась выкладывать правильно соты. И больше она никогда не плакала! Молодцы! Спасибо за работу. Проходите на свои места. 4 ЭТАП. Слайд 12.: фото с детьми. Начиная со средней группы задачу, я усложнила. Для этого я детям предложила перевернуть все детали на лицевую сторону и собрать фигуры из двухцветных элементов по образцу, после того, как они собрали картинку по образцу, было предложено собрать любую картинку самостоятельно и поиграть в игру. Игра «На что похож рисунок?» Цель: развивать творческое воображение ребенка. (рисунок похож рыбку, на собачку, воздушный змей) Слайд 13. Для закрепления математического счета детям я предложила поиграть в игру: «Математические соты» Цель: закреплять знания детей о цифрах от 1 до 10. Задание: Ребенку предлагается карточка, где указаны все цифры и его задача разместить на игровом поле пчелок в том порядке, в котором указаны цифры на карточке. Слайд 14. Используя в образовательной деятельности по ФЭМП «Соты Кайе», дети способны называть форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Предлагаю вам дальше познакомится с развивающей предметно – игровой системы «Соты Кайе» на практике. Для этого мне нужно 3 человека. ФОКУС –ГРУППА Задание 2. Переворачиваем соты, мы видим что они двух цветов желто-синие. Ваша задача по образцу собрать определенную композицию. Давайте подумаем, на что ваша композиция стала похожа? Ответы участников. Молодцы! Задание 3.Следующая игра называется «Математические соты». Цель: развитие внимательности, наблюдательности. Задание: Я Вам буду говорить одну цифру, ваша задача одновременно двумя руками показать эту цифру на обеих карточках. (2, 10, 5, 20, 13 и т.д.) Молодцы! Спасибо за работу. Проходите на свои места. Слайд 15. Работа с родителями. Творческие, развивающие (интеллектуальные) игры, разработанные В.А. Кайе — это хороший вариант проводить время вместе с детьми, развивая их память, внимание, воображение, творческие, логические и математические способности. Для привлечения родителей в образовательную деятельность, мы на организационном собрании их познакомили с сотами Кайе и провели мастер-класс на тему: «Предметно – игровая система «Соты Кайе» Родители заинтересовались данным пособием. На группу был приобретен набор соты Кайе. В помощь родителям моих воспитанников я разработала для них памятки на тему: «Чему учат Соты Кайе» После проделанной работы я поняла, что этот процесс должен быть непрерывным как в учебной, как в досуговой, так и в домашней сфере. Так же с большим удовольствием дети играют в эту игру дома. Слайд 16. Фото игр Кайе Существует огромное количество игр В.А. Кайе. Самая главная особенность его игр – это многофункциональность и вариативность: игра может легко видоизменяться, что позволяет развивать у детей гибкость ума. СЛАЙД 17. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Работая с сотами Кайе уже видны первые результаты в развитии моих воспитанников: - Совершенствуется ориентация в пространстве. - Возрастает объём памяти. - Начинает складываться произвольное внимание, развиваться образное мышление. - Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. - Дети продолжают учиться выполнять задание по схеме и без нее. - Дети стали более усидчивы, сосредоточены, самостоятельны. А мы с вами убедились, что игра с сотами Кайе способствует развитию логического мышления. Начиная со старшей группы, буду усложнять задачу, на основе сот Кайе буду разрабатывать авторские игры, не только по ФЭМП, но и в в обучении грамоте, в конструировании. Слайд 18. Спасибо за внимание!
|