Развитие технического творчества детей дошкольного возраста |
Развивающие занятия | |
Автор: Гува Лариса Александрова, Константинова Мария Васильевна | |
13.03.2025 18:03 | |
В настоящее время наша страна испытывает потребность в инженерно-техническом персонале и высококвалифицированных рабочих кадрах. В этой ситуации нет известных ответов на вопросы, как готовить инженеров, какие применять образовательные технологии. Для выполнения этой стратегической задачи необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, способных осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие наукоемкие технологии, внедрять их в производство. Современный инженер должен не только осуществлять перенос научных идей в технологию и затем в производство, но и создать всю цепочку – «исследование – конструирование – технология – доведение до конечного потребителя – обеспечение эксплуатации».
Вырастить такого специалист возможно, если начать работу с детства. Доказано, что основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий. Подготовить детей к изучению технических наук, значит научить их самостоятельно создавать технические объекты с использованием конструкторов и робототехники. Если у ребенка с детства заложены предпосылки к исследованию и технической творческой деятельности, то он самостоятельно в будущем сможет выстроить последовательность действий изготовления продукта. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. В процессе строительно-конструктивных игр дети учатся наблюдать, сравнивать, различать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Педагогика Фребеля очень актуальна на современном этапе. Фребель советует предоставить ребенку свободу движений, которая может проявляться в игре, т.к. игра, по его словам, является «высшей ступенью детского развития». Игра для ребенка – инстинкт, основная его деятельность, стихия в которой он живет, развивается. Одной из самых полезных и лучших игрушек для ребенка является конструктор. Большие возможности открывают игры с конструкторами для развития творческой активности ребенка. Каждый ребенок думает и фантазирует, что можно построить из данного конструктора. Он создает свои постройки и в это время ощущает себя настоящим созидателем, затем меняет придуманные ранее постройки на другие, более усложненные, что способствует развитию инженерной мысли. Во время конструирования у дошкольника развивается воображение, образное мышление, ручная моторика, закладываются основы трудолюбия. Ребенок сосредоточен, проявляет волевые усилия, направленные на достижение результата. В детском саду закладываются первые знания и умения к инженерным профессиям. Дети проявляют свою фантазию, они с легкостью разбирают сложные схемы и по ним строят, подбирая нужные детали. Из всех конструкторов особенное предпочтение отдают «Лего». Главная особенность этого конструктора – легкость соединения. Объединяясь в группу, дети строят на разные темы: город, транспорт, отдых и др. Они полностью погружаются в этот мир игры, которая развивает их воображение. В своей группе мы подобрали соответствующую литературу и диагностический материал, выявили уровень конструктивных способностей детей, разработали образец инженерной книги. В группе создан Центр конструирования, который получил название «Юные инженеры» В своей работе используем следующие виды конструкторов:
С их помощью создаем подвижные конструкции, которые отличаются достаточно сложными способами крепления деталей. Под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединений, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам, а затем заносить конечный результат в инженерную книгу. Существует три вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Больше всего дети предпочитают строить по замыслу, т.к. они могут воплотить свои идеи и замыслы, а в дальнейшем развить их в игре. Название программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» выбрано неспроста. Это совершенствование конструкторов от игрового набора «Дары Фребеля» до конструкторов робототехники. Набор «Дары Фребеля» прекрасный дидактический материал, который используем при проведении образовательной деятельности по развитию речи, изодеятельности, формированию математических представлений, в коррекционной работе с детьми логопатами. Не менее интересно проходят в группе тематические занятия по конструктивной деятельности с использованием разнообразных видов конструкторов. На первом этапе мы вместе с детьми определяем новые слова и понятия по теме, используя дидактический материал, который детям представляется на интерактивной доске. У детей создается образ данного продукта, который они должны сделать. На втором этапе – проговариваем правила безопасности на занятиях. В инженерной книге дети с удовольствием отмечают этапы работы над созданием модели, фиксируют правила техники безопасности, результаты своей деятельности. В процессе занятия дети обсуждают и высказывают свои идеи, связанные с их играми, задают вопросы и начинают объединяться в группы. Дети самостоятельно выбирают себе рабочее место, инструменты и материал для работы. Инженерная книга ведется регулярно, отражает живой процесс работы над моделями. Вовремя и после занятия фотографируются детские модели и детская деятельность по их созданию. Особым образом строится заключительный этап деятельности. Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет работу. Многое из того, что делают дошкольники в свободной ситуации, является воспроизведением, продолжением и творческим развитием того, что они делали вместе со взрослым на занятии. Ребенок начинает сам для себя ставить цели (сделать именно то, что задумано), которые пока что в значительной мере связаны с сюжетной игрой и несут в себе элементы практического экспериментирования с материалами. Поэтому после организованной образовательной деятельности обязательно планируется какая-нибудь игра с созданными моделями. Деятельность с конструкторами, в силу ее созидательного характера, как ни одна из других форм активности ребенка создает условия для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата (цели-замысла), закладывает у человека основы трудолюбия, обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности систематизировать свойства и отношения в предметном мире. Достижение результатов по Программе невозможно без тесной взаимосвязи с родителями воспитанников. Система работы детского сада и семьи складываются из совместной деятельности педагогов и родителей. Взаимодействие с родителями начали с анкетирования: «Конструируем дома», «Готовность дошкольников к изучению технических наук» и бесед, целью которых стало изучение потребностей родителей и их отношения к новому направлению работы. Приобщили родителей к участию в конкурсах, выставках, фестивалях и т.д. совместно с детьми. С огромным интересом дети, родители и педагоги участвовали во Всероссийском фестивале «Космофест» в номинации «Космический огород». В нашей работе мы достигли следующих результатов:
Инженерно-техническое образование в детском саду интересно тем, что, строится на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Играя, дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий.
|