Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование сенсорных эталонов в дидактических играх и упражнениях, как средство развития мышления у дошкольников младшего дошкольного возраста».
Развивающие занятия
Автор: Малкова Ольга Анатольевна   
13.01.2025 09:44

«Использование сенсорных эталонов в дидактических играх и упражнениях, как средство развития мышления у дошкольников младшего дошкольного возраста».«Использование сенсорных эталонов в дидактических играх и упражнениях, как средство развития мышления у дошкольников младшего дошкольного возраста».

Детский сад – это умные и веселые, шумные и замечательные дети. Всё, что мы делаем в нашем детском саду – мы делаем для них, ради того, чтобы они росли и развивались. Наш детский сад посещают дети с тяжелыми нарушениями речи. Это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте.

После периода адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду (первоначально поступивших в дошкольное учреждение), было установлено, что помимо нарушений речи дети не выделяли цвет, форму и величину, как особые признаки предметов, путались или вовсе не владели представлениями об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Посовещавшись на консилиуме со специалистами ДОУ (психолог, дефектолог, воспитатель, логопед) было принято решение каждому специалисту в работе с детьми организовывать игры по освоению детьми сенсорных эталонов, тем самым развивая у них восприятие и мышление.

 

Сенсорные эталоны являются основой формирования мышления у дошкольников. Работа воспитателя с детьми в группе была направлена на формирование полноценного восприятия окружающей действительности и умения выделять внешние свойства предметов (форму, величину, цвет). От того, насколько полно дети научатся воспринимать объекты, предметы и явления, а также оперировать знаниями о них зависит их дальнейшее благополучное обучение в целом.

Для решения поставленной задачи воспитатели в группе старались обеспечивать каждому ребенку адекватный темп и способ усвоения сенсорных эталонов с учетом индивидуальных особенностей и степени развития детей.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс. Усвоить сенсорный эталон – это, вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.

Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.

Для достижения положительного результата воспитатели в работе с детьми придерживались следующих принципов: доступность и индивидуальность; последовательность и систематичность; связь с жизненным опытом; наглядность. Не думаю, что нужно раскрывать каждый принцип отдельно, так как данные принципы знакомы всем педагогам.

Освоение сенсорных эталонов и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) было первоначально организовано воспитателем в совместной игровой деятельности с детьми, а в последующем дети, самостоятельно использовали игры, созданные воспитателями, в самостоятельной игровой деятельности. В процессе дидактической игры дети проявляют интерес к действию, приобретают цель, легче запоминают, у них развивается память, речь, мышление.

Игры и упражнения, которые помогают усвоить сенсорные эталоны и развить мышление у дошкольниковв группе разделены по следующим категориям:

  • для формирования представлений о цвете: «Разложи листочки по цвету», «Цветные полянки», «Найди пару»;
  • для формирования представлений о форме: «Рыбки в аквариуме», «Сложи узор», «Что в мешке у Дед Мороза», «Найти тень предмета», «Помоги предмету найти домик», рамки Монтессори, «Чудесный мешочек», сенсорные коробки: «Мудрая сова», «Снеговик – почтовик» (игры с объёмными предметами разной формы, величины и материала помогают скоординировать движения обеих рук);
  • игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, развивающими кубиками «Сложи узор»;
  • с цветными крышками и закручивающими предметами, липучками, щётками: «Укрась поляну», «Наряди ёлочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Разноцветные вагончики», «Раскрась картинку»;
  • игры типа «конструктор» способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук. Во время игр дети постоянно манипулируют деталями, проявляя сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость;
  • игры с цветными прищепками развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

Одновременно с формированием эталонов воспитатели учили детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Подводя итоги работы по данному направлению, было установлено, что дети овладели сенсорными эталонами. Дальнейшая работа строится на формирование устойчивости сенсорных эталоны и закрепление в речи детей представлений о цветах, геометрических формах и отношениях по величине между несколькими предметами. Для решения данной задачи в группе было разработано дидактическое пособие «Угадай, что лишнее». Оно способствует:

  • формированию умений воспринимать предметы и их свойства, узнавать и различать
  • уточнению названия предметов и их характерных свойств (форма, величина, цвет)
  • ориентировке не только по внешнему виду, но и по словесному описанию

- формированию обобщений и группировке предметов по общему свойству, тем самым развивая логическое мышление, память, воображение, внимание и мелкую моторику рук.

В настоящее время в группе (средняя группа для детей 4-5 лет) организуется деятельность по знакомству детей с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития детей, с другой стороны, нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др.

Дети учатся последовательно осматривать предметы-образцы, выделять их части, определять сначала форму, величину, цвет основной части, потом – дополнительные части. Зрительное сравнениестановится более точным. Систематическое обучениеспособствует тому, что дети полностью переходят от использования внешних образцов к использованию усвоенных представлений. Большое значение играет уровень развития речи детей, умение связно передавать в словах результаты восприятия.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год