«Развитие психомоторной коррекции у детей с ОВЗ через комплекс Бильгоу» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Оборина Александра Алексеевна | |||
04.12.2024 10:38 | |||
«Развитие психомоторной коррекции у детей с ОВЗ через комплекс Бильгоу» Подготовила: Оборина А.А. Актуальность: Мозжечок и связанные с ним мозговые структуры играют ключевую роль в развитии ребенка, а также лежат в основе различных патологий детского развития. Значение мозжечка в работе головного мозга: полушария мозжечка отвечают за формирование целенаправленных движений и определяют инициацию движения, их координацию и коррекцию; активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей; обратная связь от мозжечка к лобным долям помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение, что позволяет связывать эмоциональные ответы, языковую способность, способность планировать свои действия; мозжечок обеспечивает скорость обучения и формирования новых, более эффективных нейронных сетей. готовит внутренние системы мозга к предстоящим событиям, поддерживая работу мозговых систем, вовлеченных в моторные и немоторные функции. Актуальность применения данного метода в индивидуальной коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с ОВЗ в том, что выполнение специальных упражнений на тренажере обеспечивает стимуляцию функций мозжечка головного мозга. Метод мозжечковой стимуляции основан на выполнении специальных развивающих упражнений на балансировочной доске Бильгоу, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.. Разработчиком данного тренажера и самой программы мозжечковой стимуляции (Balametrics) является американский учёный Френк Бильгоу (Билгау).
На индивидуальных занятиях с детьми с ОВЗ используется система тренировок с применением следующего оборудования: балансировочная доска Бильгоу, разновесные мешочки (с разными размерами, весом и цветом, массажные шарики, шары для сухого бассейна), кенезиологические мячи. С помощью балансировочного комплекса возможно выполнение упражнений, которые способствуют развитию зрительно-моторной координации ребенка, улучшают интеграцию сенсорных систем. Это дает возможность развивать и отдельные сенсорные системы, т. к. изменение работы одной системы неизбежно приводит к изменениям функционирования остальных систем. Основополагающим значением в программе является освоение балансировочной доски Бильгоу. Все занятия проходят исключительно стоя на ней. Если ребенок не в состоянии удерживать баланс тела, стоя на доске, следует осваивать ее до тех пор, пока это не станет для него доступным. Правильность выполнения упражнений является залогом развития вестибулярной системы, ориентации в пространстве, чувства собственного тела, координации. Выполнение упражнений на доске Бильгоу проходит под четким руководством взрослого. Педагог следит за техникой безопасности во время обучения и во время выполнения упражнений. Необходимо учесть оптимальный уровень сложности упражнений для каждого ребенка с ОВЗ, который их выполняет: сначала происходит обучение и отработка навыка выполнения самых легких упражнений, а затем сложность упражнений увеличивается — изменяется угол устойчивости самой доски. Следует отметить, что выполнение любых физических упражнений воспитанниками с ОВЗ вызывает у многих из них большие затруднения, связанные с координацией движений, ориентировкой в пространстве, глазомером, при этом страдает техника выполнения основных видов движений, наблюдаются относительно низкие показатели в статическом и динамическом равновесии, гибкости, силовых и скоростно-силовых способностей. Это обусловлено недоразвитием общей и мелкой моторики, повышенным мышечным напряжением. Занятия можно начинать с детьми с 4 лет. Индивидуальные занятия проводятся 3-4 раза в неделю, Длительность одного занятия — не более 15-20 минут. Длительность первых занятий сокращается до 5- 10 минут. Правила применения балансировочной доски Бильгоу.
Противопоказания к применению оборудования:
Занятия на доске начинаются с правильного захода на доску. Дети стоят на балансировочной доске без обуви, в носках, таким образом, стимулируются органы чувств и лучше чувствуется равновесие. Ступни располагаются на одинаковом расстоянии от центра, согласно специальной разметке доски. Положение тела остается постоянным, что позволяет задействовать оба полушария головного мозга. Занятия на доске Бильгоу с детьми с ОВЗ имеют свою специфику. Развитие реакции равновесия на балансировочной доске можно начинать с отработки стояния на четвереньках и при тренировке функций сидения – это подготовительные упражнения, которые вырабатывают вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного сидения и защитную реакцию рук. Прежде чем приступить к упражнениям на балансировочной доске, упражнения с мячом и мешочком отрабатывались на ровной поверхности. Упражнения на доске Бильгоу не должны вызывать страха у ребенка с ОВЗ!
|