«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». |
Развивающие занятия | |||
Автор: Богатырева С.И, Родионова А.Н. | |||
29.11.2024 22:01 | |||
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». (из опыта работы) Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в психологической и педагогической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие интеллектуально-познавательных способностей, а, следовательно, развитие познавательной мотивации. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, быстро теряет интерес. Поэтому в дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность и мотивацию. Познавательная мотивация дошкольников более ярко проявляется в деятельности с действенным способом познания. Так, игра является ведущим видом деятельности на протяжении дошкольного возраста, в которой идет активное формирование мотивационной сферы ребёнка.
Игра — как основная форма организации детской жизни — это конкретное самовыражение ребёнка и способ его приспособления к собственному миру, средство и способ разностороннего развития. Именно развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки, и многое другое. В совокупности эти качества видимо составляют то, что называется сообразительностью, творческим складом мышления. Все игры были предложены детям в интересной форме. Предлагались такие игры: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Решки и вкладыши Монтессори», «Уникуб», «Дроби», «Точечки», «Кирпичики». Такое многообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и свободное время, помогает детям усвоить программный материал. С детьми были проведены циклы игровых развивающих мероприятий по познавательному развитию, развитию речи: «Путешествие в страну «Математика», «Путешествие Буратино», «Остров загадки», «Мыльные пузыри». Первоначально эти мероприятия содержат некоторые элементы знакомых ребенку игр, чем старше ребенок, тем этих элементов становиться меньше. Почти все игры, созданные для обучения и воспитания, предполагали наличие дидактического материала, так как они рассчитаны на самообучение и на индивидуальное обучение детей. Положительным в построении всех игр являлось то, что дидактическим материалом в них служили предметы окружающей ребенка действительности, которые активизируют его познавательную деятельность и развивают познавательную мотивацию. Игра «Считай, не ошибись», способствует усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре использовался мяч. В старшей группе знакомили детей с днями недели. Объясняли, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали названия дней недели, они были обозначены кружочками разного цвета. Наблюдение проводилось несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это сделано для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели не измена. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Путешествие по комнате». Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала предлагалось детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Мельница» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Игры — головоломки или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Все игры объединяет общностьцели, способов действия и результата. Предлагались игры — головоломки: «Танграмм», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо». Игры предлагали по принципу, от простого к сложному. Игры головоломки привлекают детей своей занимательность, свободой действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию. Развивающее, воспитывающее и обучающее влияние геометрических конструкторов многогранно. Они развивают пространственные представления, воображения, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, способствует успешной подготовке детей к школе, полезны младшим школьникам. Разнообразие геометрических конструкторов, разная степень их сложности позволяют учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно. Особое значение для развития познавательной мотивации у дошкольников имеет усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности. Направляя работу на развитие поисково-познавательной деятельности, были поставлены следующие задачи:
поддержание у детей инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности. Для закрепления знаний детей, развития познавательных способностей были изготовлены дидактические игры: «Чьи детки?», «Чей листочек?», Где растут?», «Найди такой же?», которые проводились на прогулках в утренние и вечерние часы. Много внимания уделялось дидактическим играм, которые помогли не только закрепить полученные ранее знания, но и научить детей общаться друг с другом, выполнять роль ведущего. Регулярное использование на занятиях специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательной мотивации, расширяют кругозор дошкольников, способствует интеллектуальному развитию, повышает качество подготовки к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях в окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни. Богатырева С.И, Родионова А.Н., воспитатели МБДОУ «Светлячок» п. Чернянка Белгородской области.
|