РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ? |
Развивающие занятия | |||
Автор: Русакова Надежда Анатольевна | |||
23.11.2024 07:04 | |||
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ? Внимание — психический процесс, выполняющий функции отбора части информации, поступающей на органы чувств или актуально представленной в психике и сосредоточение на этой информации. Суть в том, что внешнее внимание нацелено на окружающие человека предметы, личности, явления, кроме того действия других людей и изменения. Этой особенностью ребенок обладает с первых дней жизни. Новорожденный реагирует на голос родных, поворачивает голову в сторону источника шума, концентрирует внимание на родных людях. Внимание маленьких детей, возраст которых от 3 до 6 лет, сфокусировано на их переживаниях и чувствах внутреннем мире. Максимальной концентрации внутренне внимание малыша достигается в тот момент, когда ребенок как будто застывает и сосредоточенно смотрит на какой-то предмет, но как бы не видя его. В такие минуты ребенок не реагирует на упреки взрослых, не слышит обращенной к нему речи. Именно такие ситуации взрослые называют рассеянностью. ВИДЫВНИМАНИЯ
Выделяют три вида внимания.
ВНИМАНИЕ: ОСНОВНЫЕСВОЙСТВА Основные качества и характеристики внимания дошкольников включают: концентрация, переключаемость, объем, устойчивость, избирательность, распределение. Концентрация внимания заключается в способности быстро сосредоточиться на предмете, а также максимально удерживать внимание на объекте, не поддаваясь отвлекающим факторам. Концентрация внимания у детей дошкольного возраста достаточно низкая, поэтому следует работать над ее развитием. Для достижения поставленной цели необходимо подобрать подходящие упражнения. Переключаемость -свойство внимания, которое заключается в способности максимально быстро концентрировать на одном, а потом совершенно ином предмете или виде деятельности. Следует помнить, что маленький ребенок при такой смене ощущает и зачастую демонстрирует своим поведением недовольство и напряжение. Чем старше становиться ребенок, тем менее ярко проявляется такая особенность. Объем внимания можно охарактеризовать, проверив количество предметов, которые остаются в поле зрения и за которыми следит малыш. В 5-6 лет ребенок одновременно сопровождает и удерживает в поле зрения три предмета и более. Внимание малыша в этом возрасте более сформировано, и он замечает достаточно мелкие детали. Тогда как в 4 года он способен следить только за одним объектом. Учитывайте, если предмет малыш видит впервые, объем внимания становится значительно уже. Отличие также проявляется во внешних характеристиках образов. Если в 3 года ребенок обращает внимание на яркие особенности предметов, размеры, то в старшем возрасте такие качества становятся менее важными. Устойчивость заключается в длительности периода концентрации внимания на предмете или виде деятельности. Если это интересная и занятная игра, ребенок дольше может удерживать внимание, и значительно меньше со скучным занятием. Избирательность внимания дает возможность дошкольнику сконцентрировать свое внимание на более важном процессе или объекте либо на отдельном этапе выполнения действия, который является необходимым для решения поставленной задачи. Распределение внимания- особенность, благодаря которой дети дошкольного возраста могут успешно следить за несколькими предметами или справляться с несколькими задачами одновременно. Следует подобрать необходимые упражнения и занятия для дошкольников, чтобы обеспечить поэтапное развитие внимания, не вызывая особых переживаний. Делать ставку требуется на детскую любознательность, а также индивидуальность мышления, что особенно станет полезным в процессе обучения. Упражнения и игры для развития внимания.
Называем 3 слова-ребенок должен их повторить в той же последовательности. Потом увеличиваем до 5-6 слов. 3. Песни в движении. Для игры понадобится несложная детская песенка, например- Арам-зам-зам. На каждую фразу определяем свое движение:
Арафик — арафик- гладим себя по голове на первое "арафик" левой рукой, на второе "арафик"- правой. Чем дальше песня, тем быстрее должны выполняться движения. 4. Что пропало? (развивает объем зрительного внимания). Потребуется от 3 до 7 игрушек. Нужно расставить их перед ребенком, пусть внимательно посмотрит на каждую и запомнит, что за чем стоит. Далее попросите его отвернуться или закрыть глаза и переставьте игрушки или уберите одну. Ребенок должен сказать, что изменилось. 5. Муха (развивает внимание и пространственные представления). Лист бумаги расчерчивается на девять квадратов, на один из них кладется или рисуется фигурка мухи. Взрослый дает устную инструкцию: «Муха полетела вверх, теперь вправо, налево и т.п. Как только она вылетит за пределы квадрата, ты должен хлопнуть в ладоши, поймать ее.»
Для детей младшего возраста можно начинать с 4 квадратов, постепенно увеличивая количество. 6. Слушай хлопки (вместо хлопков можно использовать какой-либо народный инструмент-маракас, бубен, колокольчик и т. п.). Педагог говорит инструкцию: Если я один раз хлопну в ладоши, ты встанешь как аист-на одну ногу, если хлопну два раза- будешь прыгать как зайчик на двух ногах, хлопну три раза- присядешь на четвереньки как лягушка, четыре раза- ничего небудешь делать, просто стоять. 7. Топ-хлоп. Услышав правильное утверждение, ребенок должен хлопнуть в ладоши, неправильное-топнуть ногой. Игры на развитие внимания в картинках.
Между двумя картинками ребенку необходимо найти отличия и показать их. 3. Лабиринты. 4. Найди 2 одинаковых предмета. 5. Найти подходящую тень. Также можно использовать корректурные пробы, где необходимо вычеркивать (или подчеркивать, обводить в кружок и т.п.) заданные фигуры, буквы или цифры графические диктанты (слуховые и зрительные).
|