Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ?
Развивающие занятия
Автор: Русакова Надежда Анатольевна   
23.11.2024 07:04

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ?РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ?

Внимание — психический процесс, выполняющий функции отбора части информации, поступающей на органы чувств или актуально представленной в психике и сосредоточение на этой информации.

Суть в том, что внешнее внимание нацелено на окружающие человека предметы, личности, явления, кроме того действия других людей и изменения. Этой особенностью ребенок обладает с первых дней жизни. Новорожденный реагирует на голос родных, поворачивает голову в сторону источника шума, концентрирует внимание на родных людях.

Внимание маленьких детей, возраст которых от 3 до 6 лет, сфокусировано на их переживаниях и чувствах внутреннем мире. Максимальной концентрации внутренне внимание малыша достигается в тот момент, когда ребенок как будто застывает и сосредоточенно смотрит на какой-то предмет, но как бы не видя его. В такие минуты ребенок не реагирует на упреки взрослых, не слышит обращенной к нему речи. Именно такие ситуации взрослые называют рассеянностью.

ВИДЫВНИМАНИЯ

 

Скачать конспект

Выделяют три вида внимания.

  • Непроизвольное внимание не требует привлечения усилий, которые вызывают, фиксируют и сохраняют его, возникает такой процесс сам собой. Зачастую такое внимание вызвано яркими переживаниями, шумными событиями. Интерес быстро возникает, но также быстро и пропадает. Поскольку тот предмет, который спровоцировал такой интерес, очень быстро становится обыденным и понятным. Таким образом, непроизвольное внимание пропадает.
  • Произвольное внимание- тип внимания, который особо важен, когда ребенок занимается не тем, чем ему хочется, а выполняет те действия либо задания, какие необходимы. Зачастую дети отказываются от любимого или просто интересного занятия ради выполнения необходимого задания. Психологи напрямую связывают уровень развития речи детей от 3 до 7 лет с успешным формированием этого типа внимания.
  • После произвольное внимание- тип психического процесса, который формируется из произвольного внимания и объединяет качества и основные характеристики предыдущих двух видов. Это происходит на этапе, когда дошкольник полностью увлекается игровым элементом или заинтересовавшим его заданием. Ребенок не прилагает особых стараний, усилий, чтобы сосредоточиться на процессе выполнения. Таким образом, у ребенка проявляется послепроизвольное внимание.

ВНИМАНИЕ: ОСНОВНЫЕСВОЙСТВА

Основные качества и характеристики внимания дошкольников включают: концентрация, переключаемость, объем, устойчивость, избирательность, распределение.

Концентрация внимания заключается в способности быстро сосредоточиться на предмете, а также максимально удерживать внимание на объекте, не поддаваясь отвлекающим факторам.

Концентрация внимания у детей дошкольного возраста достаточно низкая, поэтому следует работать над ее развитием. Для достижения поставленной цели необходимо подобрать подходящие упражнения.

Переключаемость -свойство внимания, которое заключается в способности максимально быстро концентрировать на одном, а потом совершенно ином предмете или виде деятельности. Следует помнить, что маленький ребенок при такой смене ощущает и зачастую демонстрирует своим поведением недовольство и напряжение. Чем старше становиться ребенок, тем менее ярко проявляется такая особенность.

Объем внимания можно охарактеризовать, проверив количество предметов, которые остаются в поле зрения и за которыми следит малыш. В 5-6 лет ребенок одновременно сопровождает и удерживает в поле зрения три предмета и более. Внимание малыша в этом возрасте более сформировано, и он замечает достаточно мелкие детали. Тогда как в 4 года он способен следить только за одним объектом. Учитывайте, если предмет малыш видит впервые, объем внимания становится значительно уже. Отличие также проявляется во внешних характеристиках образов. Если в 3 года ребенок обращает внимание на яркие особенности предметов, размеры, то в старшем возрасте такие качества становятся менее важными.

Устойчивость заключается в длительности периода концентрации внимания на предмете или виде деятельности. Если это интересная и занятная игра, ребенок дольше может удерживать внимание, и значительно меньше со скучным занятием.

Избирательность внимания дает возможность дошкольнику сконцентрировать свое внимание на более важном процессе или объекте либо на отдельном этапе выполнения действия, который является необходимым для решения поставленной задачи.

Распределение внимания- особенность, благодаря которой дети дошкольного возраста могут успешно следить за несколькими предметами или справляться с несколькими задачами одновременно.

Следует подобрать необходимые упражнения и занятия для дошкольников, чтобы обеспечить поэтапное развитие внимания, не вызывая особых переживаний. Делать ставку требуется на детскую любознательность, а также индивидуальность мышления, что особенно станет полезным в процессе обучения.

Упражнения и игры для развития внимания.

  1. Веселый колокольчик. Завязываем ребенку глаза и тихо передвигаемся по комнате. Ребенок должен показать, откуда звук.
  2. Запоминаем слова (развивает слуховое внимание).

Называем 3 слова-ребенок должен их повторить в той же последовательности. Потом увеличиваем до 5-6 слов.

3. Песни в движении.

Для игры понадобится несложная детская песенка, например- Арам-зам-зам.

На каждую фразу определяем свое движение:

  • Арам зам зам- похлопывание коленей в ритм на "зам-зам"
  • Гули-гули- вращаем руки перед собой, переставляя последовательно по кругу

Арафик — арафик- гладим себя по голове на первое "арафик" левой рукой, на второе "арафик"- правой.

Чем дальше песня, тем быстрее должны выполняться движения.

4. Что пропало? (развивает объем зрительного внимания).

Потребуется от 3 до 7 игрушек. Нужно расставить их перед ребенком, пусть внимательно посмотрит на каждую и запомнит, что за чем стоит. Далее попросите его отвернуться или закрыть глаза и переставьте игрушки или уберите одну. Ребенок должен сказать, что изменилось.

5. Муха (развивает внимание и пространственные представления).

Лист бумаги расчерчивается на девять квадратов, на один из них кладется или рисуется фигурка мухи. Взрослый дает устную инструкцию:

«Муха полетела вверх, теперь вправо, налево и т.п. Как только она вылетит за пределы квадрата, ты должен хлопнуть в ладоши, поймать ее.»

  • Ребенок передвигает муху или палец на листе согласно инструкции взрослого. Дается 2-3 шага, прежде чего муха вылетит.
  • Ребенок следит за мухой глазами, без помощи пальца. Число шагов и скорость увеличиваются.
  • Ребенок следит за мухой без зрительной опоры, т. е. с закрытыми глазами, представляя квадрат в уме.

Для детей младшего возраста можно начинать с 4 квадратов, постепенно увеличивая количество.

6. Слушай хлопки (вместо хлопков можно использовать какой-либо народный инструмент-маракас, бубен, колокольчик и т. п.). Педагог говорит инструкцию:

Если я один раз хлопну в ладоши, ты встанешь как аист-на одну ногу, если хлопну два раза- будешь прыгать как зайчик на двух ногах, хлопну три раза- присядешь на четвереньки как лягушка, четыре раза- ничего небудешь делать, просто стоять.

7. Топ-хлоп. Услышав правильное утверждение, ребенок должен хлопнуть в ладоши, неправильное-топнуть ногой.

Игры на развитие внимания в картинках.

  1. Поиск предметов.
  2. Найди отличия.

Между двумя картинками ребенку необходимо найти отличия и показать их.

3. Лабиринты.

4. Найди 2 одинаковых предмета.

5. Найти подходящую тень.

Также можно использовать корректурные пробы, где необходимо вычеркивать (или подчеркивать, обводить в кружок и т.п.) заданные фигуры, буквы или цифры графические диктанты (слуховые и зрительные).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год