Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Лэпбук как современное средство развития и обучения детей.
Развивающие занятия
Автор: Сапарова Елена Николаевна   
06.09.2024 06:40

Лэпбук как современное средство развития и обучения детей.Лэпбук как современное средство развития и обучения детей.

Сапарова Е.Н. воспитатель МАДОУ «Детский сад № 49 «Светлячок», г. Нижний Новгород

В современной дошкольной педагогике происходят периоды модернизации образования. В детских садах активно внедряются инновационные технологии. Современные педагогические технологии определяют новые формы, методы, средства, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка и его развитие способностей.

Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности.

 

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и является отличным способом закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели.

Цель: развитие и воспитание детей через внедрение инновационных педагогических технологий.

Задачи:

  1. Развитие познавательного интереса, приобретение ребенком навыков самостоятельного сбора информации по изучаемой теме.
  2. Формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей.
  3. Развитие внимания, усидчивости, наблюдательности, зрительной памяти, мелкой моторики, речи, логического мышления.

Лэпбук обеспечивает:

  1. вариативность использования игровых заданий
  2. возможность учитывать индивидуальные особенности детей
  3. компактное хранение большого количества игр и заданий в одной папке
  4. возможность добавлять новые задания в кармашки.
  5. интеграцию разных видов деятельности.

Работу над изготовлением лэпбуков и его применение в работе с детьми мы начали давно. Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Лэпбук –это самодельная папка с кармашками, мини-книжками, различными подвижными деталями, окошками, которые ребенок может доставать, открывать, изучать, раскладывать. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети, его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской познавательной деятельности.

Но, несмотря на кажущую простоту, в нем содержатся все необходимые материалы по теме. Он интересен и полезен и тем, что его можно делать совместно с детьми.

Значение Лэпбука для ребенка:

  • он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
  • это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
  • ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
  • составление лэпбука способствует развитию познавательной активности детей, т.к. ребенок имеет возможность самостоятельно решать поставленную перед ним проблему. Например: выбрать из предложенных признаков только характерные для данного времени года; среди картинок, изображающих птиц, выбрать только перелетных и т.д.

Значение лэпбука для педагога следующее:

  • способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования
  • способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности
  • способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

В результате изготовления лэпбука, у детей развиваются универсальные культурные умения, такие как:

  • планировать предстоящую деятельность
  • договариваться со сверстниками
  • распределять обязанности
  • искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать
  • самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы
  • принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения
  • используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Остановимся поподробнее на примере одного из лэпбуков «Животные леса». Совместное создание лэпбука является итогом проекта, длительность которого была 2 месяца. Цель данного лэпбука -это развитие познавательных способностей детей, систематизация знаний по средствам развивающих заданий и игр. Лэпбук изготовлен в виде папки на картонной основе, обтянутый тканью.

В лэпбук вставлены отрывные кармашки в виде конвертов на липучках, в которых вложены различные игры на данную тему.

Например, в игре «Кто где живет?» дети знакомятся с дикими животными, их детенышами, где живут, чем питаются. Данная игра также направлена на развитие речевых навыков развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

В игре «Разрезные картинки» главная цель — это формирование представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, формировать умение складывать картинку из разрезных частей.

Игра «Чьи уши? Чей хвост?» способствует речевому развитию детей, обогащению словаря притяжательными прилагательными.

Работу с лэпбуком включали в разные виды деятельности: в совместную образовательную деятельность включали загадки и занимательный материал, в организованную образовательную деятельность – виды животных, их место обитания, чем питаются, название жилища, детенышей, также включали в самостоятельную деятельность детей — дети брали и играли в игру — лабиринт, загадывали друг другу загадки, обменивались занимательными заданиями, обводили по трафарету животных и их закрашивали.

С целью взаимодействия с родителями были организованы выставка книг по теме. Дети совместно с родителями рисовали рисунки на тему «Животные леса», также родители изготовили мини- энциклопедии про каждого животного, в которую поместили краткую информацию о среде обитания животного, его детенышей, чем питаются, место обитания, а также добавили стихи, загадки и небольшие рисунки. С каждым родителем заранее обговаривалось содержание книжки, подбор иллюстраций, оформление. В тесном взаимодействии родитель –ребенок –педагог получились интересные и творческие книжки –малышки, где каждый родитель проявил свое творчество.

Также у нас в группе имеются и другие лэпбуки по такимтемам: «Зима», «Цветы», «Новый год», «Наша армия», «Народное творчество». Детям очень нравиться выполнять задания как вместе с педагогом так и самостоятельно. По мере взросления детей мы добавляем в лэпбуки более сложные задания. В дальнейшем планируем продолжать работу над изготовление лэпбуков и по другим темам.

Таким образом, лэпбук обеспечивает организацию совместной проектной деятельности, организацию индивидуальной и самостоятельной работы с детьми, организацию материала по изучаемой теме. Таким образом, лэпбук — это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий. Это игра, познание и творчество!

Использование игровой технологи «лэпбук» позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год