Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Лэпбук как современное средство развития и обучения детей.
Развивающие занятия
Автор: Сапарова Елена Николаевна   
06.09.2024 06:40

Лэпбук как современное средство развития и обучения детей.Лэпбук как современное средство развития и обучения детей.

Сапарова Е.Н. воспитатель МАДОУ «Детский сад № 49 «Светлячок», г. Нижний Новгород

В современной дошкольной педагогике происходят периоды модернизации образования. В детских садах активно внедряются инновационные технологии. Современные педагогические технологии определяют новые формы, методы, средства, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка и его развитие способностей.

Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности.

 

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и является отличным способом закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели.

Цель: развитие и воспитание детей через внедрение инновационных педагогических технологий.

Задачи:

  1. Развитие познавательного интереса, приобретение ребенком навыков самостоятельного сбора информации по изучаемой теме.
  2. Формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей.
  3. Развитие внимания, усидчивости, наблюдательности, зрительной памяти, мелкой моторики, речи, логического мышления.

Лэпбук обеспечивает:

  1. вариативность использования игровых заданий
  2. возможность учитывать индивидуальные особенности детей
  3. компактное хранение большого количества игр и заданий в одной папке
  4. возможность добавлять новые задания в кармашки.
  5. интеграцию разных видов деятельности.

Работу над изготовлением лэпбуков и его применение в работе с детьми мы начали давно. Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Лэпбук –это самодельная папка с кармашками, мини-книжками, различными подвижными деталями, окошками, которые ребенок может доставать, открывать, изучать, раскладывать. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети, его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской познавательной деятельности.

Но, несмотря на кажущую простоту, в нем содержатся все необходимые материалы по теме. Он интересен и полезен и тем, что его можно делать совместно с детьми.

Значение Лэпбука для ребенка:

  • он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
  • это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
  • ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
  • составление лэпбука способствует развитию познавательной активности детей, т.к. ребенок имеет возможность самостоятельно решать поставленную перед ним проблему. Например: выбрать из предложенных признаков только характерные для данного времени года; среди картинок, изображающих птиц, выбрать только перелетных и т.д.

Значение лэпбука для педагога следующее:

  • способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования
  • способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности
  • способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

В результате изготовления лэпбука, у детей развиваются универсальные культурные умения, такие как:

  • планировать предстоящую деятельность
  • договариваться со сверстниками
  • распределять обязанности
  • искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать
  • самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы
  • принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения
  • используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Остановимся поподробнее на примере одного из лэпбуков «Животные леса». Совместное создание лэпбука является итогом проекта, длительность которого была 2 месяца. Цель данного лэпбука -это развитие познавательных способностей детей, систематизация знаний по средствам развивающих заданий и игр. Лэпбук изготовлен в виде папки на картонной основе, обтянутый тканью.

В лэпбук вставлены отрывные кармашки в виде конвертов на липучках, в которых вложены различные игры на данную тему.

Например, в игре «Кто где живет?» дети знакомятся с дикими животными, их детенышами, где живут, чем питаются. Данная игра также направлена на развитие речевых навыков развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

В игре «Разрезные картинки» главная цель — это формирование представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, формировать умение складывать картинку из разрезных частей.

Игра «Чьи уши? Чей хвост?» способствует речевому развитию детей, обогащению словаря притяжательными прилагательными.

Работу с лэпбуком включали в разные виды деятельности: в совместную образовательную деятельность включали загадки и занимательный материал, в организованную образовательную деятельность – виды животных, их место обитания, чем питаются, название жилища, детенышей, также включали в самостоятельную деятельность детей — дети брали и играли в игру — лабиринт, загадывали друг другу загадки, обменивались занимательными заданиями, обводили по трафарету животных и их закрашивали.

С целью взаимодействия с родителями были организованы выставка книг по теме. Дети совместно с родителями рисовали рисунки на тему «Животные леса», также родители изготовили мини- энциклопедии про каждого животного, в которую поместили краткую информацию о среде обитания животного, его детенышей, чем питаются, место обитания, а также добавили стихи, загадки и небольшие рисунки. С каждым родителем заранее обговаривалось содержание книжки, подбор иллюстраций, оформление. В тесном взаимодействии родитель –ребенок –педагог получились интересные и творческие книжки –малышки, где каждый родитель проявил свое творчество.

Также у нас в группе имеются и другие лэпбуки по такимтемам: «Зима», «Цветы», «Новый год», «Наша армия», «Народное творчество». Детям очень нравиться выполнять задания как вместе с педагогом так и самостоятельно. По мере взросления детей мы добавляем в лэпбуки более сложные задания. В дальнейшем планируем продолжать работу над изготовление лэпбуков и по другим темам.

Таким образом, лэпбук обеспечивает организацию совместной проектной деятельности, организацию индивидуальной и самостоятельной работы с детьми, организацию материала по изучаемой теме. Таким образом, лэпбук — это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий. Это игра, познание и творчество!

Использование игровой технологи «лэпбук» позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 34 (350) выйдет
15 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год