Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Развивающие занятия
Автор: Гордеева Ольга Геннадьевна   
05.09.2024 01:31

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: В статье освещается проблема художественно – эстетического развития детей. Автор убежден в эффективности применения дидактических игр для решения задач этой образовательной области. Описывая алгоритм подготовки и организации игр, приводит примеры, которые апробированы на личной практике.

Ключевые слова: художественно – эстетическое развитие, дидактическая игра, руководство, всестороннее развитие.

Проблеме художественно — эстетического развития дошкольников сегодня уделяется большое внимание. Это обосновано тем, что художественно — эстетическое развитие — одно из важных направлений развития ребенка. Именно благодаря ему обогащается чувственный опыт, развивается эмоциональная сфера личности, активно познается нравственная сторона действительности, повышается и познавательная активность.

 

Исследованиями психологов и педагогов доказано, что творческие способности детей начинают развиваться ужев дошкольном возрасте, в то время, когда начинает меняться характер, тип деятельности по сравнению с ранним детством.

Желание творить — это внутренняя потребность ребенка, которая возникает у ребенка самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.

Занятияхудожественно-изобразительной деятельностью увлекательны и интересны для ребенка – дошкольника. В этой деятельности он испытывает буйство чувств – от радости и восхищения до печали и неуверенности. Ребенкусвойственна передача на листе бумаги всех значимых для него эмоций при помощи карандашей и красок. Здесь он может проявить и все свои знания, умения, способности, воображение. Благодаря этому развивается его творческая активность.

Ребёнок дошкольного возраста не способен создать произведение искусства, однако его творчество неразрывно связано с познавательной деятельностью (восприятием, представлением, образным мышлением), воображением и практической деятельностью.

Первостепенным условием творческого развития дошкольников является создание таких условий, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

В качестве ведущих средств художественно — эстетического развития можно выделить дидактические игры и игрушки детей.

И это обосновано. Любое задание дети принимают и выполняют лучше, если оно даётся в игровой форме. Рассмотрим преимущества использования дидактических игр:

  • в игровой форме занятия становятся более интересным и занимательными;
  • благодаря игре можно широко охватить всю сферы личностидошкольника: интеллектуальную, эмоционально-волевую, двигательнуюитд;
  • играпомогает расширить ощущения, содействуетразвитию всех психических функций, в то числе речи.
  • игра имеет выраженную познавательнуюфункцию, что позволяет расширить горизонты детских знаний, активизировать мыслительную деятельность.

Вне всяких сомнений, реализация этих функций требует системности и последовательности, а также грамотного руководства дидактической игрой. Суть таких игр и упражнений заключается в том, что у дошкольника появляется шанс проявить самостоятельность, инициативу, закрепить знания, повторяя те или иные практические действиянеограниченное количество раз. От этих условий зависит успех реализации задач художественно — эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

На основании этого особенно актуальным становится вопрос воспитания у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений и эстетических представлений.

При этом можно использовать различные дидактических игр:

  • игры с предметами (к примеру, с природным материалом, игрушками);
  • настольно-печатные дидактические игры;
  • словесные игры.

Следует отметить, что, как и любое другое, художественно-эстетическое развитие детей в процессе организации дидактических игр требует ответственного отношения и грамотного руководства со стороны педагога. Организуя дидактические игры, следуетпридерживаться следующего алгоритма:

  • Этап подготовки.

Опираясь на потребности детей, уровень их индивидуального развития, возрастные особенности, педагог выбирает игру, соответствующую текущимобразовательным задачам. Отметим, чтоумело подобранная игра позволит создать условия для всестороннего развития детей. К примеру:

  1. Закрепить знания геометрических фигур в игре «Составь натюрморт» (повторяем формы овощей и фруктов).
  2. Закрепить владение сенсорными эталонами цвета в таких играх, как: «Отыщипредмет такого же цвета», «Фактура и цвет», «В магазине цветов» и др.
  3. Отработать представления о величине предметовпоможет игра «Путешествие слона и мухи в чудесном лесу».
  4. Научиться воспринимать такие характеристики, как далеко, близко, справа, слева, впереди, сзади и др., дети могутв игре «Картинная галерея»;
  5. Временные характеристики легко усваиваются в игре «Времена года».
  6. Уточнить понятие о частях и целом отлично позволяют игру по типу разрезных картинок: к примеру, «Народные промыслы».
  7. Закрепить знания о теле человека и предметах одежды можно с помощью игры «Оденем Маню на прогулку».

Перечисленные игрыможно создать своими рукамилибо приобрести в магазине. Об этом важно позаботиться заблаговременно.

Когда реквизит подготовлен, педагог должен определить наиболее удобное время для проведения дидактической игры. Она может стать частью занятия и проводится в режиме дня как отдельная форма активности. Далее осуществляется выбор места для игры. Преимущество отдается местам в группе, защищенным от излишнего шума. Можно задействовать помещение спальной комнаты, если игра предполагает индивидуальную или подгрупповую форму работы. Важным элементом подготовки становится выбор методовруководства игрой. Среди них:

  • игровой (сюрпризный момент, элемент соревнования)
  • словесный (беседа, ситуативный разговор, объяснение, анализ)

- наглядный (применение дополнительного оборудования в виде игрушек, иллюстративного материала, картин, природного или бросового материала, демонстрация игровых действий).

  • Собственноорганизация дидактической игры.

Этот этап предполагает непосредственное знакомство участников с правилами игры, ее содержанием, оборудованием для ее проведения. Педагог подробно объясняет ход и правила игры, демонстрирует игровые действия, аргументирует необходимость достижения предусмотренного результата. Обязательно определяется роль самого педагога в игре (он может быть участников, ведущим, болельщиком). Что это будет, во многом зависит от возраста детей, посещающих группу, уровня их подготовленности, сложности дидактической задачи и игровых правил. Принимая участие в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием).

  • Подведение итогов игры.

Этот этап – крайне важный. Ведь результат игры – показатель ее эффективности, возможности корректировки и расширения диапазона применения. Подводя итоги, воспитатель подчеркивает, что результат игры зависит от умения преодолевать трудности, внимательности и дисциплинированности.

  • Анализ игры по ее завершению.

На данном этапе происходит выявление приемов подготовки и проведения игры: проводится рефлексия (какие приемы оказались наиболее эффективными в достижении поставленной цели, что не получилось и по какой причине). Это помогаетусовершенствовать как подготовку, так и сам процесс организации игры, а в будущем избежать ошибок. Помимо этого, глубокий анализ дает возможность выявить индивидуальные особенности каждого из воспитанников, а значит, впоследствии поможет грамотно добиться успеха в организации индивидуальной работы с ними.

В заключение хочется напомнить, что педагог подбирает игру по всем разделам: знакомит воспитанников с народной игрушкой, продуктами декоративно – прикладного творчества, посудой, скульптурой, репродукциями картин художников, архитектурой. Отметим, что умело подобранная игра позволит создать условия для всестороннего развития детей.

Подводя итоги, хочется отметить, что дидактические игры имеют колоссальное значение в обучении и воспитании детей. Касается это и развития эстетического вкуса и художественных способностей дошкольников. От того, как будет организована предметно – пространственная развивающая среда в группе, насколько грамотно будет подготовлено руководство дидактической игрой, будет зависеть то, насколько развитым выйдет ребенок из стен детского сада.

Список информационных ресурсов:

  1. Мещерякова С.Ю., Галигузова Л.Н. Художественно-эстетическое развитие детей. Методические материалы / С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова– М.: Русское слово, 2020.
  2. Картотека игр по художественно-эстетическому развитию. – URL: https: //nsportal. ru/detskiy-sad/risovanie/2020/10/08/kartoteka-igr-po-hudozhestvenno-esteticheskomu-razvitiyu-dlya-detey (Дата обращения: 1.09. 2024).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год