Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности развития эмоционального интеллекта дошкольников
Развивающие занятия
Автор: Абдулганиева Алёна Андреевна Голдышенко Лариса Викторовна   
28.06.2024 06:00

Особенности развития эмоционального интеллекта дошкольниковОсобенности развития эмоционального интеллекта дошкольников

Абдулганиева А.А., Голдышенко Л.В.

Дошкольный возраст очень важен для становления и развития эмоционального интеллекта, об этом в своих трудах говорил еще Л.С. Выготский. В настоящее время это более чем актуальное направление в работе с детьми дошкольного возраста, и это связано в первую очередь с появлением разнообразных гаджетов, огромного многообразия развлекательного контента, что уменьшает взаимодействие ребенка со средой, в которой он встречает живых, наполненных эмоциями людей.

Эмоции ребенка этого возраста интенсивные, но в то же время, быстро сменяющие друг друга. Детям доступны такие эмоции, как зависть, гнев, испуг, стыд, страх, смущение, радость, любовь. Они начинают контролировать свои эмоциональные выражения, могут критиковать себя, оценивать поведение, сожалеть о неправильных действиях. Это создает самосознание, связанное с чувством собственной идентичности, самооценки. В этом возрасте у здорового дошкольника преобладает веселое настроение, постепенно отступает страх перед неизвестным, приобретают большее значение социальные ценности (любовь, ненависть, сочувствие, антипатия).

 

Эмоциональный интеллект означает способность к пониманию, оцениванию и принятию эмоций окружающих людей, к выражению своих эмоций и управлению ими.

Эмоциональный интеллект – это комплексная способность использовать эмоции как информацию о данной ситуации, эффективно взаимодействовать на основе своих знаний.

Существует несколько навыков, на которых основывается диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников и детей старшего возраста.

  • Хорошая ориентация в собственных эмоциях. Другими словами, возможность понимать свои чувства и эмоциональные реакции.
  • Управление эмоциями. Способность принимать чувства по мере их возникновения, излишне не оставаясь на долго в них, поддерживать сбалансированное настроение. Управление эмоциями предполагает способность принимать неприятные стимулы, при необходимости, откладывать удовлетворение.
  • Способность использовать эмоциональные знания в контакте с людьми, устанавливать, поддерживать межличностные отношения, проявлять эмпатию. Человек, не знающий себя, неспособен понять чувства другого.

Одним из требований дошкольного образования в нашей стране, которое отражено в ФОП, является развитие социального и эмоционального интеллекта. И воспитателям, как одним из значимых для дошкольников взрослых, эта задаче вполне должна быть реализована. Безусловно больше шансов на успех у тех воспитателей, которые обращают больше внимания на лучшие стороны и качества ребенка, поддерживая его похвалой, которая стимулирует ребенка проявлять лучшие качества.

Развитие эмоционального интеллекта у детей происходит в несколько этапов:

  1. Начало эмоционального осознания – сначала собственных чувств, затем эмоций, которые испытывают другие люди.
  2. После того как ребенок начнет распознавать, идентифицировать и воспринимать эмоции, понимать, что такое чувство, он учится читать выражение лица, язык тела и жестов, тон голоса, другие проявления эмоционального состояния других людей. Он уже способен оценить это состояние, характеризуя человека, как «злой», «веселый», «грустный», «счастливый».
  3. Описывая чувства, характеризуя эмоции, ребенок расширяет свой эмоциональный словарь, используя его, чтобы передать свои чувства и охарактеризовать состояние окружающих.
  4. Ребенок начинает проявлять эмпатию – сочувствие. В какой-то период это выражается в чувстве неуверенности, беспокойства из-за того, что кому-то из окружающих плохо или грустно. Он начинает испытывать симпатию к более слабым – детям младшего возраста, животным.
  5. Маленький человек начинает контролировать и управлять своими эмоциями, применять свои навыки для выбора стратегии поступков и реакций в зависимости от испытываемых чувств. Например, эти чувства можно не сдерживать, если они положительные, и, наоборот, не всегда демонстрировать отрицательное отношение к происходящему.
  6. Ребенок начинает понимать, что именно вызывает у него и у других людей положительные или отрицательные эмоции.
  7. Он начинает осознавать взаимосвязь между эмоциями и поведением. Например: «Мама смеется, потому что у нее хорошее настроение; папа надел новую рубашку, потому что радуется встрече с бабушкой».

Эмоциональный интеллект старших дошкольников должен соответствовать седьмому этапу развития.

Существуют традиционные методы и шаги развития эмоционального интеллекта. К ним относятся:

  • Принятие ребенка таким, какой он есть. Один из самых сложных и значимых шагов, требующий больших усилий и труда для надежного взрослого.
  • Сюжетно-ролевые игры, в которых, примеряя на себя роль с установленной условиями игры поведенческой моделью, ребенок учится понимать других людей, учитывать их побудительные мотивы, настроения, пожелания. Одна из форм ролевых игр – кукольный театр.
  • Чтение сказок, произведений детской художественной литературы. В таких произведениях добро и зло четко разделены между собой. Через книги развиваются представления о жизни и нравственности. А так же литературные произведения, рассказывающие про эмоции, на сегодняшний день есть очень яркие издания, получившие признание и любовь как взрослых так и детей, например серии книг Елены Ульевой, Виктории Шиманской.
  • Творческая деятельность. Рисование, лепка. Изготовление поделок формирует эстетическое чувство и чувство вкуса. Ребенок переносит восприятие прекрасного или ужасного, уродливого на поступки и высказывания других людей.
  • Специальные игрушки. В последнее время такие игрушки и настольные игры появляются все чаще, например игра «Эмоциональный интеллект», карточки эмоций, игрушки рукавички-перевертыши.
  • Совместная деятельность. Личный пример всегда будет лучшим способом обучения. Не скрывайте свои эмоции и чувства, говорите о них, озвучивайте причины.

Эмоции имеют гораздо большее значение в нашей жизни, чем это может показаться на первый взгляд, буквально влияя на всю нашу повседневную деятельность. Развитие эмоционального интеллекта должно быть частью каждого образования, независимо от возраста. Это способствует формированию позитивного образа самого себя, построению социальных и коммуникативных навыков. Отсутствие умения контролировать эмоции можно сравнить с состоянием, при котором человек не знает, что с ним происходит, а это в свою очередь вызывает страх, а следом возникает стресс пагубно влияющий на все сферы жизнедеятельности человека.

Эмоциональный интеллект, помогает не только понимать свои чувства и эмоции, а также свои желания, а соответственно способность осознавать и ставить цели, что в современном мире является одним из важных и значимых качеств для успешной жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год