Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКВИЗИТА В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ)
Развивающие занятия
Автор: Лапина Наталья Сергеевна   
17.05.2024 07:14

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКВИЗИТА В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ)СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКВИЗИТА В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ)

УДК 373. 24

Лапина Наталья Сергеевна, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Ягодка» г. Симферополь, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования

Аннотация: в данной статье рассмотрены особенности развития танцевальных способностей детей дошкольного возраста, и специфика постановки танцев для детей с использованием реквизита.

Ключевые слова: особенности детского танца, танцевальный реквизит, хореографическая композиция.

Целью данной работы является рассмотреть особенности постановки танца с использованием реквизита, как средства развития хореографических способностей детей дошкольного возраста и их образного мышления. А также определить основные ошибки создания и использования реквизита в танце.

Скачать конспект

Танец занимает особое место среди множества форм художественного воспитания детей дошкольного возраста. Музыкальные занятия, в которые входит изучение различных танцев, развивают образное мышление и фантазию дошколят, способствуют гармоничному, пластическому развитию. В сочетании с музыкой, пением и изобразительным искусством танец дает возможность раскрыть творческий потенциал современного ребёнка.

Полноценное эстетическое совершенствование ребёнка в контексте его гармоничного духовного и физического развития, не может обходиться без хореографии, так как хореография даёт возможность обогащать эстетические впечатления ребёнка, формировать его художественный вкус, чувство прекрасного, приобщать к различным видам искусства.

«Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность» [1, с.5]. Из чего следует, что современный ребёнок занимаясь по художественно-эстетическому направлению в контексте музыкальных занятий в дошкольном образовательном учреждении учится творить, воплощать свои фантазии посредством танца, гармоничных движений, раскрепощается и может развивать свои танцевальные способности.

Таким образом, танец является одним из основных двигателей гармоничного развития ребёнка: «танец пробуждает творческие способности и даёт возможность, через гармонию движений эти способности реализовывать» [3, с.10]. Музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования в области хореографического искусства является проводником в мир хореографии, пластики и ритмики. А также первым учителем и наставником дошкольника в этом интересном и многогранном искусстве. Танец является начальной ступенью в базовом процессе разностороннего развития современного ребёнка.

Хореографическая композиция или танец является одним из проявлений способностей ребёнка выразить себя как физически, так и эмоционально. Задача постановщика танца помочь дошкольнику «вжиться в образ» заложенный в танце, понять и передать его смысл. Танец в детском саду естественно отличается от хореографических композиций в кружках и коллективах дополнительного образования, где дети приобретают определённую более глубокую танцевальную подготовку, прежде всего простым содержанием движений и рисунком танца, четким ритмом и понятным ребенку образом. Так как дети не имеют специальной хореографической подготовки, предполагающей исполнение, например, сложных трюковых, акробатических и виртуозных элементов, а также танцевальных поддержек, перед постановщиком танца становится вопрос об увеличении зрелищности танца, его красочности иными средствами [2].

Самым простым средством является реквизит (атрибуты). Реквизитом является различные отдельные предметы, или их совокупность, призванных придать выразительность и чистоту движений танца. Реквизит является материальным оформлением хореографической композиции, и делится на категории.

По своей сущности реквизит (атрибут) подразделяется на подлинные и бутафорские:

  • подлинные – скамейки, подушки, гармошки, платки и т. д.;
  • бутафорские – деревья, камин, факелы, мороженое и т.д.

С функциональной точки зрения реквизит делится на стационарный и «мобильный», являющийся атрибутом или аксессуаром. Стационарный реквизит чаще всего определяет содержание танца, например, реквизит камин с носками, определяет, что тема танца «День святого Николая», возле него танцуют, а носки на камине и конфеты в них являются атрибутом танца, с которыми дети непосредственно взаимодействуют, то есть носки и конфеты – «мобильный» реквизит.

Исходя из этого, при постановке танца музыкальному руководителю / хореографу необходимо учитывать особенности использования реквизита и атрибутов танца, и не допускать типичных ошибок.

Рассмотрим типичные ошибки создания и использования реквизита к танцу.

Первое, что необходимо помнить постановщику танца, что реквизит является только дополнением танца, то есть изобразительным средством, но ни в коем случае не центральным «персонажем» танца. Поэтому не стоит допускать следующих ошибок:

  1. Любой реквизит должен быть понятен юному танцору, то есть понятен смысл его использования в танце.
  2. Стационарный реквизит должен только дополнять сценографию композиции, быть функциональным и безопасным в использовании (не должен мешать, перекрывать танцоров и т.д.), а также быть легким в установке, переносе, и при необходимости, демонтаже.
  3. Атрибуты / аксессуары танца не должны быть громоздкими, тяжёлыми, и неудобными в держании. Юному исполнителю должно быть комфортно использовать любой реквизит.
  4. Безусловно, что реквизит и аксессуары должны быть безопасными в использовании, например, зонтики с механическим закрытием, могут при закрытии защемить пальцы детей, это следует учесть; или надувные шары, при неосторожном использовании могут лопнуть, и испугать исполнителей, тем самым нанести «психологическую травму».

Соответсвенно, при выборе реквизита, нужно просчитать так называемые риски и прорепетировать, объяснить, показать особенности использования детям. Вплоть до специального «лопания» шаров, то есть своеобразной «порчи» реквизита. Конечно, это уже является спецификой репетиционного процесса создания танца [4].

5. Следующее важное замечание – это материал реквизита. Материал, используемый в создании реквизита, должен быть качественным, не одноразовым, чтобы мог прослужить достаточное количество времени, и не рассыпаться в руках ребёнка. Также размеры (габариты) реквизита должны соответсвовать возрасту и росту исполнителя. Большой, либо наоборот маленький реквизит не будет гармонично «взаимодействовать» с артистом: либо ребёнок не сможет с ним танцевать, либо реквизит не будет виден зрителю, а значит не исполнит своё основное предназначение.

Таким образом, определены типичные ошибки использования реквизита в танце для старшего дошкольного возраста. Учитывая данные ошибки, постановщик танца использует реквизит в качестве дополнения, и раскрытия смыслового содержания танцевальной композиции, понятной юному исполнителю, а также способствует раскрытию творческих способностей ребёнка старшего дошкольного возраста. Тем самым оказывает благоприятное воздействие на гармоничное развитие способностей ребёнка в художественно-эстетическом направлении дошкольного образования.

Список литературы:

  1. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальности 0317 «Педагогика доп. образования» / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. – М.: Гуманитар. — изд. центр ВЛАДОС, 2003 (Казань: ГУП ПИК Идел-Пресс). – 254 с.
  2. Зарецкая, Н.В. Танцы для детей среднего дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ / Н.В. Зарецкая. – М.: Айрис-Пресс, 2008–108, [1] с.
  3. Савчук, О. Школа танцев для детей: [от 3 до 14 лет] / О. Савчук – Санкт-Петербург: Ленинградское изд-во, 2009. – 221, [1] с.
  4. Шарова, Н.И. Детский танец: учебное пособие / Н.И. Шарова. – 4-е изд., – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2022. – 64 с.
  5. Богданов, Г.Ф. Культурное наследие России. Воспитание молодежи: учебное пособие для вузов / Г.Ф. Богданов. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2023. – 196 с.
  6. Носкова-Бекк, О.Л. Танцевально-ритмическое развитие детей 3–7 лет. Танцезингия: учебное пособие / О.Л. Носкова-Бекк. – 2-е изд., Санкт-Петербург: Планета музыки, 2023. – 48 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год