Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ. ДЕТИ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ.
Развивающие занятия
Автор: Хромова Татьяна Викторовна Подлабошникова Светлана Геннадьевна   
13.03.2024 07:54

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ. ДЕТИ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ. ДЕТИ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ.

Современной ценностью становится высокий интеллект, поскольку от количества интеллектуальных, творческих личностей зависит благосостояние и успешное развитие современного общества, качество жизни в нем. Среди множества направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное – ранее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей. Именно одаренные и талантливые дети – потенциал общества, именно они обеспечат интенсивное развитие постиндустриального общества. Поэтому выявление и развитие способностей учащихся, изучение условий и факторов, способствующих формированию интеллектуальных и творческих способностей детей, становятся одной из актуальных проблем образовательного процесса.

 

История развития исследовательской и педагогической практики для одаренных детей в нашей стране прошла ряд этапов, соответствующих социальным потребностям общества и уровню развития психологических наук. Проблема одаренности в отечественной психолого-педагогической науке изучалась как психология искусства. Так, Б.М. Теплов рассматривает одаренность в качестве сочетания способностей, которые определяют успешность в осуществлении какой-либо деятельности. [5]

В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термин «одаренные дети» относится к особой группе детей, которые обгоняют своих сверстников по развитию. Талантливый ребенок – это ребенок, которого отличают явные, очевидные, иногда исключительные достижения (или условия для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Напротив, термин «детская одаренность» указывает на то, что у каждого человека есть некоторый интеллектуальный и творческий потенциал. [4]

В настоящее время большинство педагогов и психологов признают, что уровень, качество оригинальности и характер развития талантов всегда является результатом сложного взаимодействия наследственности (естественных наклонностей) и социокультурной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игра, школа, работа). В то же время особое значение имеют деятельность ребенка и психологические механизмы саморазвития личности, которые лежат в основе формирования и реализации индивидуальных талантов. Практически каждый ребенок может быть успешным в довольно широком спектре видов деятельности, поскольку его умственные способности значительно пластичны на различных этапах возрастного развития, что, в итоге, создает условия для формирования разнообразных типов талантов. [3]

В появлении и развитии одаренности важную роль играют нейропсихические образования, которые определяют способность ребенка к особым, оригинальным восприятию мира, образованию и обучению, пониманию и творчеству, самовыражению и утверждению. Талант зависит от индивидуальных, личных, нравственных и эстетических характеристик человека. Личность, убежденность, честность, интеллектуальная и моральная слабость и свобода, настойчивость, упрямство, умение смотреть в лицо, внутренняя самодисциплина, гражданская сознательная дисциплина– все это, безусловно, внутренние условия развития способностей, дарования, таланта. Его реализация детьми должна охватываться консультированием взрослых, психологически благоприятной средой и необходимыми социальными и материальными условиями. Мастер, педагогическое лидерство также играет важную роль в успешном формировании таланта. [6]

Преподаватель является решающим фактором в системе образования одаренных детей. Поэтому к преподавателю, который занимается с одаренными детьми, предъявляются достаточно повышенные требования: позитивная самооценка; знание соответствующих концептуальных моделей, используемых в обучении для разных возрастных групп одаренных детей; умение правильно выбирать учебные материалы; умение правильно оценивать успехи детей.

Способности включают целостную личность человека, вместе с мотивационной сферой, интересами, волевыми проявлениями, чувствами, творчеством. [1]

В.С. Ротенберг в своих исследованиях показал, что основным поведенческим компонентом, который определяет устойчивость организма к различным вредным воздействиям, является исследовательская деятельность. Этот элемент является одной из личностных характеристик, влияющих на подход ребенка к учебной деятельности. Поисковая деятельность – это деятельность, направленная на изменение отношения к ней или поддержание благоприятной ситуации, несмотря на воздействие угрожающих факторов и обстоятельств, при отсутствии конкретного прогноза результатов такой деятельности, но с постоянным учетом промежуточных результатов в самом процессе. Исследовательская деятельность в образовательной деятельности – это движущая сила саморазвития и самосовершенствования каждого человека, что делает его активным партнером в этой деятельности. [7] Каждый человек рождается с условиями биологического поиска, необходимость поиска новорожденных еще не сформирована. Он может быть окончательно сформирован и реализован исключительно в ходе индивидуального развития и обучения. Развитие таланта требует организации особой, развивающей среды. [2]

В триедином процессе обучения, умственного развития и воспитания личности интерес – это связь. Наличие интереса является одним из основных условий успешного ведения образовательного процесса и доказательством его правильной организации. Интерес стимулирует волю и внимание, помогает запоминать легче и дольше. Поэтому одним из важнейших условий эффективности образовательного процесса является воспитание познавательного интереса у учащихся. Когнитивный интерес – это глубоко укоренившийся внутренний мотив, основанный на присущей человеку когнитивной потребности. Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил в развитии личности в целом. [8]

Поэтому развитие таланта является одним из важных направлений образовательного учреждения. Развитие талантов следует рассматривать с учетом внутренних и внешних факторов, прежде всего взаимодействия развивающейся личности с социальной средой. Определение параметров образовательной среды, важных для процессов развития творческих способностей, создание условий для развития познавательного интереса и расширение личного пространства человека как творческой индивидуальности, по нашему мнению, являются ключом кразвитию талантов, способствующих решению проблем современного общества.

СПИСОК ИССПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агалакова М.Ю., Лучинина А.О. Особенности детской одаренности // Вестник Вятского государственного университета. – 2018. – № 1. – С. 75-80.
  2. Власова И.В. Возможности предметной лаборатории для развития одаренных детей // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2010. – № 2 (4). – С. 99-103.
  3. Калинина Л.Ю., Максименко Д.А. Особенности ранней детской одаренности в условиях современной образовательной среды // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). – СПб.: Свое издательство, 2018. – С. 1-4.
  4. Козлова Е. А. К вопросу об одаренности детей // Молодой ученый. – 2016. – №21. – С. 874-877.
  5. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989. – № 6. – С. 29-33.
  6. Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Человек в системе общенаучных отношений: материалы всесоюз. науч. конф. – М., 1991. – С. 149-159.
  7. Одаренные дети / под общ. ред. Г.В. Бурменской, В.А. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.
  8. Соколова Н.В. Развитие детской одарённости в условиях современной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 46-50.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год