Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка дошкольного возраста»
Развивающие занятия
Автор: Зубова Надежда Максимовна   
05.02.2024 08:08

«Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка дошкольного возраста»«Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка дошкольного возраста»

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Шахтинский педагогический колледж»

Статья на тему: По МДК 05. 01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы в ДОО

Студентки 4 курса группы «В» Зубовой Надежды Максимовны Шахты 2023

Аннотация:

Законы воспитания – это первые законы, которые встречает человек в своей жизни. И так как законы эти подготавливают нас к тому, чтобы стать гражданами, то каждая семья должна управляться по образцу великой семьи, охватывающей все отдельные семьи. Ш.Монтескье.

 

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Ключевые слова: воспитание, дошкольники, влияние семьи

Цель исследования – изучить семейные отношения

Задачи:

  1. Изучить источники раскрывающие понятия семьи в современном обществе
  2. Проанализировать психолого-педагогические основы семейного воспитания
  3. Провести экспериментальное изучение влияние семьи на развитие детей дошкольного возраста
  4. Составить рекомендации по воспитанию детей в условии семьи

Методологическую основу данного исследования составили:

Положения- о влиянии семьи на адекватность психологического развития личности ребенка (A. M. Демидов, А. Тавит, Э. Фромм и др.); сравнительный анализ структурных звеньев самосознания детей из полных и неполных семей (И. В. Борисова, Д.Г. Курачев, М.В. Нухова);

Глава 1. Теоретические подходы к изучению роли семьи в развитии личности ребенка

1. 1. Понятие семьи в современном обществе

Современная семья – это социальная группа, состоящая из родителей и их детей, которые живут вместе и образуют единую единицу общества. Однако, в современном обществе понятие семьи стало более широким и включает различные формы семейных отношений.

Современная семья может быть традиционной, где присутствуют отец, мать и их биологические дети. Однако, сегодня все чаще встречаются такие формы семейных отношений, как одинокие родители, семьи с одним родителем, семьи с приемными детьми и другие.

Семьи также выполняют функцию социализации, где дети учатся социальным нормам, ценностям и поведению. Они также предоставляют эмоциональную поддержку и заботу, создавая безопасную и любящую среду для своих членов.

В семье между её членами существуют идеологические, правовые, нравственные и религиозные отношения. Формирование трудовых ресурсов, квалификационный рост, миграция населения — все эти вопросы находятся под влиянием семьи. И именно в семье принимается решение о том, куда молодому человеку пойти учиться. Но все эти отношения преломляются в семье через особый психологический механизм: они основываются на чувствах любви, привязанности и заботы.

Итак, семья рассматривается как маленький социальный институт, как социальная ячейка общества. Так, Л.П. Крившенко считает, что семья и её традиции формируют менталитет, так как именно она даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести.

В рамках одного из направлений семьяизучается как малая группа

(В. П. Меньшутин, Е.В. Криченко, В.А. Терехин и др.). Практически все исследования данного направления относятся к социальной психологии. В работах исследователей, рассматривающих семью как малую группу, достаточно четко прослеживается тенденция к расширению понимания семьи и происходящих в ней процессов, определению особенностей, отличающих семью от других малых групп. В исследованиях данного подхода можно выделить тенденцию рассматривать семью как социальную, культурную общность, основанную на наличии некоторой тождественности ценностей, а также схожести жизненных позиций супругов во взаимоотношениях с миром.

Таким образом, семья — это добровольный союз двух людей, обладающих неповторимым жизненным опытом, своеобразным комплексом личностных характеристик, особенной жизненной позицией и мировоззрением; где в результате взаимодействия супругов происходит перестройка ценностно-смысловых составляющих образа мира в процессах персонализации и персонификации.

Роль членов семьи в формировании личности ребенка

В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый социальный опыт. Дошкольник отличается такими психофизиологическими особенностями, в силу которых ближайшее окружение оказывает на него непрерывное формирующее воздействие. Первые чувства гражданственности у ребенка формируются в семье. Становление личности находится в тесной связи со всеми сферами жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально – нравственной атмосферой, стилем взаимоотношений взрослых, существующими семейными традициями. Вся жизнь взрослых — пример для маленьких.

Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Но здесь очень важно понимать – необходимо, чтобы ребенок чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты не возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом (Радугин А.А.). Как говорил Гребенников И.В. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование личности человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье. От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональный климат, удовлетворяет повседневные потребности детей, приучает их к семейным традициям. Мать в своем поведении должна демонстрировать чисто женские черты – мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец – такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психо-сексуального развития. «Первый мужчина» в жизни девочки – её отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей. Для мальчика «первая женщина» — его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляет его эмоционально, жестко указывает, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти себе спутницу жизни, так как в его поведении присутствуют зависимость, стремление подчиняться

Роль отца в процессе семейного воспитания специфична. Э.Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что отец представляет ребенку мир, мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон, порядок и дисциплину. Он утверждает, что отец необходим ребенку на всем протяжении его развития. Отцы являются основными воспитателями дисциплины и независимости. Отец для ребенка – источник безопасности

1. 2.2. Типы семейных взаимоотношений, их роль в формировании характера детей

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная её членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленно применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. На тип воспитания значительное влияние оказывают взаимоотношения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры.

Семейные взаимоотношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и общения. Они определяют эмоциональные и деловые отношения в семье, её микроклимате.

Экспериментальное изучение влияния семьи на развитие детейдошкольного возраста

Принятие и любовь развивают у ребенка чувство безопасности, уверенности, способствуют полноценному развитию личности. У ребенка формируется внутренняя позиция: "Я нужен, я любим, и я люблю вас тоже", которая конкретизируется в следующих детских установках:

  1. Я испытываю удовольствие, когда нахожусь с близкими мне людьми. Я доверяю им и уважаю их точку зрения.
  2. Моя близость с родителями не ущемляет моей свободы. От меня не требуют постоянно действовать так, а не иначе.
  3. Окружающие доверяют мне.
  4. Я могу ошибаться, но это не означает, что я плох или глуп.
  5. Когда я слаб, я могу попросить помощи, и это не унижает меня.
  6. Наказание не означает, что родители перестают меня любить. Это означает, что мы не поняли друг друга или действовали в ущерб друг другу. Мы должны учитывать желания и интересы друг друга.

Такие базисные установки являются большим достижением дошкольного детства. Детей с данными установками отличает высокая самооценка, уверенность в себе, хорошие социальные контакты.

Практическая работа была организована на базе МДОУ № 44 города Шахты. Основной целью которой стало экспериментальное исследование оценки особенностей восприятия и переживаний ребенком отношений в семье, их влияние на всестороннее развитие ребенка.

С целью проведения исследования было сформировано 2 группы (по 5 человек) детей из полных и неполных семей в возрасте 5-6 лет, воспитывающихся в детском саду.

Для исследования восприятия и переживаний ребенком отношений в семье использовались следующие методики:

  • формализованная анкета
  • беседа.

Формализованная анкета заполнялась на каждого ребенка при активном участии воспитателя. В анкете представлена информация о семье ребенка, особенностях поведения его в группе, взаимоотношениях с другими детьми из группы. Бланк формализованной анкеты (см. Приложение 1).

Опрос проходил в форме беседы. Ребенку предлагалось ответить на вопросы, выразив тем самым свои чувства, отношения к окружающим его людям: родственникам и друзьям. Схема беседы (см. Приложение 2).

Результаты анкетных данных детей из полных и неполных семей, позволили установить ряд отличий между группами испытуемых.

Почти равное количество полных семей с 1 ребенком (50%) и 2 детьми (40%), число многодетных семей, где 3 детей, составляет 10%. Совсем другая ситуация наблюдается в неполных семьях, где преобладают семьи с 2 детьми (50%). Семей с 1 ребенком – 30%, многодетных 20%.

В неполных семьях у родителей – 40% высшее образование и 50% среднее специальное, а в полных семьях преобладает высшее образование (60%).

В обеих подгруппах семей преобладает возраст родителей — от 30 до 40 лет.

Учитывая все полученные данные, можно подвести итоги:

для детей из неполных семей характерны низкая самооценка, высокая степень импульсивности, закрытость, ощущение свей семьи недостаточной, ущербной, в некоторой степени проявляется агрессия по отношению к окружающим;

для детей из полных семей характерны более высокая самооценка, любознательность, стремление к общению, лидерству;

в неполных семьях родители проявляют сверхавторитет, стремятся ускорить развитие своего ребенка;

в полных семьях родители проявляют большую уверенность, стабильность в воспитании детей, полагаясь не только на себя, но и на супруга.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы доказывает роль семьи в развитии личности. Мы видим, что главной задачей семьи является выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, то есть определенного образа жизни семьи и взаимоотношений её членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.

Безусловно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов и привычек не является определяющей. Здесь также играет важную роль самовоспитание и влияние внешнего окружения. Тем не менее, семья способна расширить и утвердить положительные качества человека, а также помочь ему преодолеть недостатки и пороки. Именно в этом заключается величайшая роль семьи.

Одна из самых естественных и важных обязанностей родителей – это любить и уделять внимание ребенку в любом возрасте. Ведь именно подлинная любовь и уважение к личности ребенка зарождаются уже в самом младенчестве, именно это является базой его воспитания.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Психология личности в условиях социальных изменений. / К.А. Абульханова-Славская — М.: ИПАН, 1993. — 103 с.
  2. Болотов В.А. Проблема педагогического образования семьи всё ещё остаётся «за кадром» // Социальная работа. — 1994. — №1/4. — С. 4-5.
  3. Воспитание дошкольника в семье. / Под ред. Т.А. Марковой. — М.: Педагогика, 1979. — 192 с.
  4. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. — М.: Знание, 1976. — 40 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год