Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие памяти у детей 3-4 лет
Развивающие занятия
Автор: Сусло Елена Владимировна Потапенко Татьяна Сергеевна   
25.05.2023 07:09

Развитие памяти у детей 3-4 летРазвитие памяти у детей 3-4 лет

У детей младшего дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) – период быстрого и интенсивного развития и преобразования психических процессов. Мышление внимание, восприятие, сформированные в раннем возрасте, становятся более осознанными, целенаправленными. Впереди появление произвольности, решимость, способности регулировать процессы. Все эти черты проявляются у ребенка к поступлению в школу. В раннем возрасте все психические процессы, в том числе и память, носят непроизвольный характер. Очень важно в возрасте 3-4 лет научить ребёнка включать процесс запоминания специально стимулировать воспоминания. Для развития памяти удетей младшего дошкольного возраста существуют очень много игр, применяя которые можно сформировать процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации.

«Запоминаем картинки»

Положите 3-5 картинок перед ребенком (можно использовать развивающие карточки) и предложите их запомнить. Дети могут называть картинки, перекладывать их в удобном порядке, запоминать столько, сколько понадобится. Но не пропустите, когда запоминание перейдет в игру. После того, как на ваш вопрос: “Всё запомнил? ” ребёнок ответит, нужно убрать картинки и спросить, какие картинки были. Если ребёнкутрудно ответить или вспомнить какую-то картинку, можно задавать наводящие вопросы–подсказки, использовать ассоциации. Пригласите мишку или лисичку поиграть с вами. Очень хорошо, если со временем ребенок станет выступать в роли ведущего и эта игра станет семейным развлечением.

 

«Запоминаем слова»

Предложите ребенку запомнить 3 слова. Это могут быть любыепредметы, мебель, находящиеся в комнате. При этом учите ребёнка применять ассоциации при запоминании. Говоря слово шкаф поверните голову и посмотрите на шкаф, окно – найдите глазами и посмотрите на окно, ребёнок проследит за вашими действиями. Процесс запоминания станет легче, ребёнок будет задействовать зрительные образы. Постепенно нужноувеличивайте количество слов и называйте слова и предметы, которые в данный момент ребёнку не доступны для ассоциации. Теперь ему просто нужно будет вспомнить образ предмета. А это очень хорошодля развития памяти.

«Прядки»

С картинками, а так же любыми предметами, игрушками можно тренировать память и так: положите перед малышом 3-5 игрушек, предложите запомнить. После того, как ребёнок запомнит, отвернётся, спрячьте одну игрушку. Ребёнка должен вспомнить, какие игрушки были и сказать, какая спряталась. Можно играть с разными предметами с аналогичными заданиями.

«Что нарисовано»

Покажите ребенку красочнуюкартинку обязательно спросите малыша, что на ней нарисовано. Задавайте такие вопросы, чтобы ребёнку необходимо было вспоминать детали, отдельные элементы рисунка. Можно спрашивать и так: “на дереве были листочки? ” Спрашивать надо не только о тех рисунках, которые нарисованы, но и о тех, которых там нет. Если ребёнкутрудно ответить, вместе рассмотрите картинку ещё раз.

«Маленькие стишки»

Большое количество коротких стихов вызывают не только радость у ребёнка, но и хорошо развитию памяти. Не обязательно специально заставлять ребёнка заучивать стихотворение. Играя с малышом, рассказывайте ему стихи, повторяйте их и чаще радуйтесь вместе с ним новым открытиям. Для заучивания отлично подойдут «Мяч», «Заинька», «Бантик», «Мишка».

«На своем месте»

Приучать ребенка вам помогать. Вместе с ним организуете уборку в доме, комнате. Не упустите этот момент и простимулируйте память ребёнка. Попросите его вспомнить, где должналежать подушка, где стоят книги, куда поставить вазу и т.д. Естественно, это произойдёт, если у каждой вещи есть своё место и взрослые обращают на это внимание.

«Магазин»

Собираемся идти с ребенком в магазин просим его запомнить несколько вещей, которые надо купить. А в магазине попросите его напомнить. Эта игра способствует развитию отсроченной памяти.

«Пошалили»

Перед ребёнком стоит 3-6 игрушек и попросите запомнить их последовательность. После того, как ребёнок закроет глаза, поменяйте местами некоторые из них. Оказывается, это лисичка пошалил и игрушки перепутала. Ребенок должен поставить всё в правильной последовательности.

«Стаканчики»

Возьмите 3-5 пластиковых стаканчика и при малыше под один из них спрячьте маленькую игрушку или пуговицу. Через несколько минут попросите ребёнка её найти. Развлекайтесь!

«Пуговицы»

Вы уже приобрели необходимый набор пуговиц и можете играть в разные развивающие игры. Вот одна из них. Из пуговиц выложите несложный узор или последовательность. Предложите ребенку внимательно рассмотреть и запомнить. Закройте узор листочком, а малыш пусть выложит такой же по памяти. Затем откройте лист и сравните. Похвалите ребёнка за внимательность и старания.

«Рисуем запоминаем»

Один из способов запоминания – кодирование слова или предложения значком или изображением. Учёные называют это мнемотехникой. С младшего дошкольного возраста можно использовать этот приём. Если в дальнейшем ребёнок научится пользоваться мнемотехникой, это увеличит объём его памяти, облегчит процессы запоминания и воспроизведения.

Вы с ребёнком решили выучить стихотворение А.Барто «Лошадка» (можно использовать подходящие карточки или рисовать на листе самостоятельно). И так:

Я люблю свою лошадку, (к этой строчке подойдет картинка ребенок, лошадка и сердечко)

Причешу ей шёрстку гладко. (картинка расчёска и грива лошадки)

Гребешком приглажу хвостик, (картинка расчёска лошадка и хвостик)

И верхом поеду в гости. (картинка верхом на лошадке)

Всё это можно нарисовать на листе в правильной последовательности. При следующем прочтении стихотворения при каждом слове или строчке указываете на нужную картинку, обсуждайте нарисованное с малышом. Эта техника не только позволяет учить стихи но и пересказывать рассказы.

Передсном прочитайте сказку на ночь ребенкуа потом беседу с ребёнком о том, какие события произошли сегодня в течении дня. Спросите, что ему больше всего запомнилось, что он кушал. Пусть расскажет, прошёл день в детском саду, что купили в магазине и так далее. Можно за каждое воспоминание давать ребёнку наклейку, а когда их наберётся достаточно, поменять на игрушку.

После того как прочитали с ребенком книгу спросите кто главный герой, про что сказка. Это очень хорошо не только для памяти но и для развития словарного запаса.

Уважаемые родители, процесс формирования психики ребёнка длительный и «ранимый». Наберитесь терпения, многократные повторения обязательно принесут свои плоды. Не ругайте ребёнка, если что-то не получается, ведь у каждого свой темп развития, свои индивидуальные особенности. Любите своего ребенка, и он ответит вам тем же. Успехов!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год