Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья средствами песочной терапии».
Развивающие занятия
Автор: Милькова Людмила Николаевна   
07.04.2023 08:52

«Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья средствами песочной терапии».«Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья средствами песочной терапии».

Развитие эмоционально-волевой сферы — это постепенный процесс, и его необходимо осуществлять в атмосфере обучения. Лучше всего это делать при помощи игры. Развитие эмоционально-волевой сферы способствует успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в обществе и позволяет в дальнейшем не только эффективно строить отношения с окружающими, но и более грамотно выражать свои эмоции. Повышается качество жизни детей, имеющих особенности в развитии.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы.

Во время психологического сопровождения в рамках дошкольного учреждения необходимо использовать инновационные методы и технологии, направленные на сохранение здоровья. Одним из методов, с помощью которого можно корректировать эмоционально-волевое развитие ребенка с ОВЗ, является метод песочной терапии.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги Санкт-Петербурского института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме — Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

 

В игре с песком ничего нет невозможного, можно решить любые проблемы (индивидуально) и научить взаимодействию со сверстниками (в группе). Проигрывая проблемные ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и подсознательно находит для себя те ответы, которые сложно получить от взрослых. У взрослых появляется уникальная возможность увидеть внутренний мир ребенка и то, что в психологии называется «здесь и сейчас», в проигрывании различных ситуаций с героями песочных игр осуществляется переход воображаемого в реальное и наоборот. Уникальность песочной терапии позволяет делать видимым то, что не имеет словесных форм для своего отражения. Ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально проживает ее с помощью миниатюрных фигурок.

Организация игр с песком требует создания специальной пространственной среды. Использую световой планшет с крышкой размером 50*70 см, высота борта 8 см. Данный размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, позволяет ребенку охватить взглядом всю песочницу целиком.

Использую специальный песок (обычный и цветной), он занимает небольшую часть в ящике. А так же наборы миниатюрных фигурок: домашние и дикие животные, насекомые, птицы, люди, деревья, дома, сокровища и т.д. Это неполный перечень, дополнять его можно по необходимости.

С детьми ОВЗ метод Песочной терапия в основном проводится в форме индивидуальных занятий. Игровой сюжет, объекты, которые включаются в игру подбираю индивидуально, учитывая интересы ребенка и уровень его актуального развития в данный момент.

Развитие игры провожу от простых манипуляций с песком до игры со смыслом. Постепенно ввожу сюжет, который комментирую. Постоянно поддерживаю интерес ребенка к деятельности, расширение взаимодействия позволяет предотвратить появление стереотипной игры с песком. Игра с песком замечательна тем, что любое прикосновение можно считать деятельностью, особенно при помощи взрослого, который может придать смысл даже простому отпечатку руки ребенка, например, превратив его в какой-то предмет. В игре с песком стимулируются нервные окончания кончиков пальцев, прикосновения к песку вызывают приятные ощущения, поскольку песок в световой песочнице характеризуется особой структурой и физическими свойствами.

Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений использую музыкальные произведения: «Звуки природы», релаксационная и

классическая музыка, рекомендованная для детей дошкольного возраста.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура разработана с учетом диагностики и возрастных особенностей детей с ОВЗ. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Проведение игр с песком с аутичными детьми отличаются и требует соблюдения ряда правил. На начальном этапе при знакомстве ребенка РАС с песком следует избегать жесткой структуры занятия. В зависимости от ситуации, эмоционального состояния и интересов ребенка можно продлить этап спонтанной игры в песке, даже если это стереотипные манипуляции. Обязательно повторяем один ритуал приветствия и прощания. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в ситуации. Сначала показывала способы действия с песком, а затем вместе с ребенком, «рука в руке» повторяем их. Не настаиваю на четком выполнении инструкции. На первых занятиях с ребенком осваивали простой набор действий с песком с помощью рук. Затем стали использовать различные приспособления (лопатки, ситечки, грабли, емкости для пересыпания, кисточки для рисования и т.д.), а также игрушки (фигурки животных и т.д.). Не стоит показывать ребенку сразу весь набор игрового материала. Внимательно слежу за эмоциональной реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или утомления занятие завершаю.

Анализ работы по развитию эмоциональной-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии показал положительные результаты у детей заметно снижение психоэмоциональной напряженности, увеличился интерес к окружающему миру и потребности ребенка узнавать новое, экспериментировать и действовать самостоятельно. Повысился уровень развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение) и мелкой моторики.

Практическое применение: Упражнение «песочный дождик» (Е. А. Тупичкина «Мир песочных фантазий»); Игровое арт-терапевтическое упражнение; Анимация мини сказки «Ожившее пятно»; Рисование реки, моря; Рисование по контуру; Игра «Что бы это значило?»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год