Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нейрогимнастика для детей дошкольного возраста
Развивающие занятия
Автор: Галкина Елена Александровна   
26.03.2023 08:11

Нейрогимнастика для детей дошкольного возрастаНейрогимнастика для детей дошкольного возраста

Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии: задержка речевого развития, нарушение координации движений, гиподинамия, дефицит внимания, общее снижение иммунитета. Причина этих расстройств – нарушение в работе головного мозга. Поэтому в период от 3до 7 лет, когда кора больших полушарий головного мозга ещё окончательно не сформирована, важно уделить внимание развитию познавательных процессов и двигательной деятельности.

Нейрогимнастика – это универсальная система упражнений для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология (от греческого слова «кинезис» — движение, «логос» — наука) — наука о развитии головного мозга через движение. Она направлена на развитии связей ум-тело, то есть оптимизацию деятельности мозга через физические движения. Основной целью и задачей нейрогимнастики является достижение сбалансированного взаимодействия правого и левого полушария мозга через тренировку мозолистого тела. Положительный результат тренировочного процесса возможен только в том случае, если занятия по повышению функций центральной нервной системы проводятся регулярно, а также обеспечивается их правильное выполнение.

 

Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте. А в 5-6 лет ребёнку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика. Во время выполнения упражнений должна царить доброжелательная атмосфера, заниматься нужно каждый день, не пропуская, но без принуждения. Продолжительность гимнастики состовляет не более 5 минут.

В зависимости от индивидуальных способностей ребёнка следует постепенно усложнять задание, например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. В одну тренировку не надо включать «всё и сразу», 4-5 качественно выполненных упражнений вполне достаточно. У ребёнка не всё получается с первого раза, лучше всего похвалить за старание и попробовать ещё раз. Выполнять нейрогимнастические упражнения особенно необходимо, если у ребенка наблюдаются признаки нарушений умственного и физического развития. Такие как: плохая память, рассеянность, невозможность сконцентрироваться на одной теме или объекте окружающей среды, нарушение мелкой моторики рук, проблемы с ориентацией в окружающем мире, снижены способности к усвоению информации.

Также нейрогимнастика может применяться в профилактических целях. В данном случае ребенок, который имеет нормальные функции центральной и периферической нервной системы, ежедневно выполняет упражнения для тренировки головного мозга, повышая его работоспособность. Комплекс нейрогимнастических упражнений для тренировки мозга позволяет проводить качественную тренировку обоих полушарий головного мозга, а также способствует развитию когнитивных способностей.

Регулярное выполнение таких упражнений улучшает функции долгосрочной памяти, обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира. Повышает физическую и умственную работоспособность, снижает утомляемость, активирует мыслительную активность тех центров головного мозга, которые отвечают за реализацию когнитивных функций. Способствует более активной подвижности кистей рук. Развивает творческие способности ребенка. Стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей, ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений. Снимает нервное напряжение и усталость мышечной системы, повышает работоспособность вестибулярного аппарата, развивает уровень подвижность мышц, расположенных в области плечевого пояса.

Нейрогимнастика для детей оказывает положительный эффект на их умственное развитие. Чтобы понять принцип влияния тренировок на центральную нервную систему, необходимо понять суть взаимодействия полушарий головного мозга. Нейрогимнастические упражнения одновременно активирует центральную и периферическую нервную систему. Правое полушарие головного мозга отвечает за работу центров, принимающих участие в координации движений тела, правильное восприятие окружающего пространства, реализацию способностей к творчеству и познанию гуманитарных наук. Левое полушарие головного мозга состоит из отдельных центров, которые отвечают за работу речевого аппарата, логическое мышление и освоение точных наук. Единым центром, который координирует функции сразу двух полушарий, является мозолистое тело. Стабильная работа данного органа обеспечивает ребенку отличные когнитивные способности мозга, быструю реакцию на внешние раздражители окружающего мира, хорошую успеваемость и оптимальный уровень физической активности. Регулярное выполнение нейрогимнастических упражнений дает возможность улучшить функции мозолистого тела, повысив уровень взаимодействия левого и правого полушария мозга.

Выполняя нейрогимнастические упражнения, необходимо помнить о рекомендациях:

  • Укрепление мозолистого тела должно выполняться ежедневно, но без принуждения.
  • Регулярность проведения нейрогимнастических занятий — это залог быстрого достижения положительного результата.
  • Чтобы у ребенка начали развиваться определенные навыки, повысилась функциональность ЦНС, достаточно выполнять по 1-2 упражнения в день.
  • Общая продолжительность всего комплекса нейрогимнастических упражнений должна находиться в пределах от 5 до 7 минут.
  • Чтобы дети сохраняли интерес к развивающим занятиям, их необходимо выполнять в разных местах. Например, сегодня в групповой комнате, завтра на спортивной площадке, послезавтра по пути на прогулку.
  • Усложнение тренировочного процесса должно происходить постепенно по мере того, как ребенок приобретает навыки, наблюдаются реальные результаты его развития.
  • Нейрогимнастические упражнения можно выполнять в положении лежа, сидя за столом или стоя.
  • Перед тем, как внедрять новое задание, взрослый должен повторить все движения самостоятельно, показав их ребенку. Затем следует проконтролировать, чтобы ребенок повторили данные действия правильно и без ошибок.

В том случае, если ребенку предстоит другая умственная нагрузка, лучше сначала провести нейрогимнастическую тренировку, а уже затем переходить к мыслительному процессу.

Нейрогимнастика для детей — это комплекс упражнений, который направлен на развитие центров головного мозга, сбалансированное взаимодействие его полушарий.

Данный метод тренировки центральной и периферической нервной системы может потребоваться ребенку, у которого наблюдаются признаки рассеянности, проблемы с концентрацией внимания, освоением письма и чтения. Плохое ориентирование в пространстве и нарушения координации движений также могут быть корректироваться с помощью нейрогимнастики. Достижение положительного результата по улучшению функций головного мозга, возможно только при условии регулярного выполнения развивающих упражнений. Нейрогимнастическая тренировка может проводиться в домашних условиях, в группе, в саду, парке или на детской площадке. Главное, чтобы ребенок находился в доброжелательной и благоприятной обстановке.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год