Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие памяти у детей дошкольного возраста
Развивающие занятия
Автор: Гайфуллина Светлана Васильевна   
16.03.2023 20:21

Развитие памяти у детей дошкольного возрастаРазвитие памяти у детей дошкольного возраста

Аннотация. В статье представлены особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: память, кратковременная, долговременная, оперативная, образная, словесно-логическая, моторная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная.

Этап дошкольного возраста – один из наиболее интенсивных по развитию периодов. Он также характеризуется развитием мышления, речи, иных познавательных процессов, психических изменений, в том числе и памяти. Одной из характерных особенностей памяти у детей дошкольного возраста является непроизвольный характер. Это значит, что ребенок в этом возрасте не концентрирует свое внимание над задачей запоминания того, что требует от него взрослый. А материал, который остается в памяти у ребенка формируется активной, повторяющейся деятельностью, а его воспроизведение происходит у ребенка в связи с соприкосновением той или иной темы.

Без организации приемов, методов запоминания взрослого ребенок не сможет научить себя запоминать материал. А уже сам объём информации, которую ребенок сможет усвоить будет зависеть от его личного состояния органов чувств, а именно, зрительного, слухового, тактильного восприятия. Следовательно, необходимо заниматься непосредственным развитием всех органов чувств восприятия с раннего возраста ребенка.

 

Период дошкольного возраста – один из наиболее активных по запоминанию, это обусловлено тем, что ребенок интересуется всеми сферами жизни, задает большое количество вопросов, получая большое количество информации. Быстрота и лёгкость запоминания также зависит от того, что именно в этот период ребенок получает информацию от взрослого путем сказок, загадок, интересных и красочных задач.

Память – это форма психического отражения, которая заключается в закреплении, воспроизведении прошлого, изученного, повторяющегося.

Проблемой развития памяти у детей дошкольного возраста занимались многие выдающиеся деятели: П.П. Блонский, Н.М. Сеченова, Л.В. Занков, Л.С. Выготский, К. Гросс. По их мнению, развитие памяти характеризуется тем, что в разном дошкольном возрасте у ребенка изменяются цели, характер взаимодействия с окружающим миром, возможно, и условия жизни. Поэтому при применении тех или иных приемов для запоминания, взрослому нужно учитывать возрастные особенности ребенка:

  • Младший дошкольный возраст (3-4 года)
  • Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
  • Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

На сегодняшний день, психологи выделяют следующие классификации памяти:

1 классификация

  • Образная
  • Словесно-логическая
  • Моторная
  • Эмоциональная
  • Произвольная и непроизвольная

2 классификация

  • Кратковременная
  • Долговременная
  • Оперативная

Если связывать между собой классификации психологов и их возрастные особенности, то, стоит учитывать, что в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) у ребенка отсутствует память как специальное действие. Ребенок в этом периоде не способен самостоятельно воспроизводить материал без помощи взрослого. Если это происходит, то происходит непроизвольно в процессе игровой деятельности, практической или речевой активности. Память носит «связывающий характер», то есть ребенок связывает между собой настоящие события и прошлые в результате непрерывного, ежедневного повторения тех или иных действий, материала, информации. Причём воспроизведение у него связано с узнавания ране увиденного, изученного.

Данные деятелей, таких как, П.И. Зиченко говорят о том, что в среднем ребенок в этом периоде способен воспроизвести не более четырёх предметов или изображений при представленных десяти или пятнадцати.

В период среднего дошкольного возраста (4-5 лет) у ребенка заметно меняются процессы мышления, говорения, восприятия, запоминания и воспроизведения информации. В этом возрасте ребенок уже способен принять задачи взрослого к запоминанию при условии, если это совпадает с его интересами.

У учащихся этого возраста развитие памяти происходит за счёт установленных уже навыков запоминания с предыдущего периода развития, а, следовательно, увеличения объёма получаемой ими информации для запоминания. Увеличиваются объёмы связанных между собой текстов, представленных изображений, фигур. Ребенок в этом возрасте может воспроизвести уже пять-шесть изображений из раннее представленных десяти или пятнадцати. За счёт речевого развития, ребенок способен к уже развивающимся мыслительным процессам, а в следствие, связывания «лишнего» и «нужного» в представленных материалах.

Ребенок в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) процесс непроизвольного воспроизведения приобретает форму особой произвольной деятельности – четкого представления того, что нужно запомнить, а что припомнить, воспроизвести. Постепенно ребенок формирует навыки управления своей памятью, в этом ему также способствует речевое развитие.

В этом периоде у ребенка также играет ведущую роль словесно-логическое восприятие, память. Он способен свободно пользоваться навыками, установленными ранее для логических и смысловых связей, которые в свою очередь, помогают ребенку запоминать и воспроизводить необходимую информацию.

В продуктивности развития также сопутствуют навыки и уровень его развития, благодаря чему он начинает систематизировать окружающий мир и деятельность, осуществляемая в нем.

Так или иначе, развитие процессов памяти не будет происходить в достаточном уровне без помощи взрослого: родителей, психологов или воспитателей. Поэтому благополучное развитие реализуется в процессе деятельности.

Специалисты выделяют игровую деятельность наиболее эффективной при развитии памяти. А для дошкольного возраста эта деятельность имеет наиболее развивающее значение, в связи с их возрастными особенностями.

В группе младшего дошкольного возраста детям в форме игры можно предложить запомнить несколько предметов, представленных на столе. Затем нужно попросить их закрыть глаза, а в это время убрать один из присутствующих предметов. Задача каждого ребенка — воспроизвести картинку в своей памяти, при которой все предметы на месте и определить, какого предмета не хватает.

В группе среднего дошкольного возраста воспитателю можно использовать тот же приём, но с увеличением количества объектов на столе. Или иным способом, например, игрой в театр, где каждый ребенок должен запомнить свой текст, чтобы воссоздать театральную постановку. Либо игрой в магазин, где каждый ребенок, должен воспроизвести небольшой список продуктов, который ему следует приобрести. Роли в этих играх могут изменяться, а предложенный материал усложняться или увеличиваться.

В группе старшего дошкольного возраста возможен распространенный приём – нахождение отличий на картинках. Игру можно совершенствовать. Усложнять ограничением во времени, тем самым мотивировать детей к их собственному желанию развивать память. Родителям необходимо требовать от детей развернутый ответ, чем они занимались в течение дня с подробным разъяснением их действий, возможно и слов.

Не стоит уделять мало времени разучиванию песен, стихотворений, проз, а также пересказам. Ведь пересказы не только служат развитию речевой деятельности и пополнению словарного запаса у ребенка, но и учит четко систематизировать главную суть и, следовательно, развивать память.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что при развитии памяти дошкольного возраста следует учитывать не только современные приемы и методики, содействующие в этом, а также возрастные особенности, психическое состояние, уровень восприятия и интересы учащихся.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год