Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством песочной терапии»
Развивающие занятия
Автор: Санникова Вера Витальевна   
16.07.2024 18:06

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством песочной терапии»«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством песочной терапии»

Выполнила: Санникова В.В., воспитатель 1 КК, МАДОУ д/с «Солнышко» СП д/с №131

В современном мире, в быстро меняющихся изменениях, в том числе и в образовании, особую актуальность занимает применение нетрадиционных подходов в обучении и воспитании детей, начиная с самого раннего возраста. Сегодня дошкольные организации обладают большим запасом форм и методов воспитания дошкольников, способствующих их гармоничному развитию, в том числе и сенсорному. Одним из эффективных методов такого развития детей раннего возраста в современной дошкольной организации выступает песочная терапия.

Песочная терапия – это одна из современных методик «терапии песком». В сущности, она выступает в качестве игровой технологии, способствующей формированию у детей раннего возраста положительных эмоций, познавательной активности, а также влияет на развитие сенсорной сферы детей.

 

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. В следствии этого песочную терапию можно применять на занятиях по коррекционной направленности, а также на развивающих и обучающих занятиях. Работа с песком, создание песочных картин, способствует в наиболее органичной для младшего дошкольника форме передаче знаний, опыта жизненной сферы, при данной работе познаются законы окружающего мира. Песочная терапия является эффективным средством эмоциональной стабильности детей, улучшает их самочувствие. Все названные моменты делают терапию песком одним из лучших методов для развития и саморазвития детей раннего дошкольного возраста [2].

При игре с песком, у детей можно отметить неповторимые тактильные ощущения, удовольствие, также можно сказать о так называемых исцеляющих свойствах песка. Песок позволяет раскрыть всю палитру чувств: его можно пересыпать с ладошки на ладошку, по нему можно наносить удары, вырисовывать узоры, также можно в него закапывать предметы и находить их. При добавлении воды в песок можно создавать различные образы, проявлять фантазию, и это не будет требовать от ребенка большого опыта работы с данным материалом.

Анализируя мнения ученых, в частности Н.В. Гузенко, можно отметить его положительное отношение к песочной терапии. Так, ученый говорит, что она выступает прекрасным материалом для развития сенсорики и моторики рук. Работа с песком делает дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивая «мануальный интеллект» ребенка [1].

Песок также способствует развитию мотивации дошкольника к занятиям в детском саду, повышает интенсивность познавательной деятельности, формирует гармонично развитую личность. Использование песка на занятиях стимулирует вообразительную деятельность детей, активизирует передачу внутренних фантазий ребенка в реальную жизнь, их переход от воображения к действительности. Занимаясь с песком у младшего дошкольника развивается любознательность, он может формулировать вопросы, интересующие его и получать на них ответы, выясняет причинно-следственные связи, проявляет самостоятельность в описании своих действий, у него развивается деятельность наблюдения и экспериментирования.

Таким образом, можно сказать, что песочная терапия является кладезью положительных эмоций и способствует устранению негативных. С позиции ученых-педагогов, отличительной особенностью песочной терапии является работа обеими руками как одновременно, так и по очередности. Синхронная работа обеими руками способствует стимулированию единовременной работы двух полушарий головного мозга [3].

Рисование песком на световом столе обладает рядом достоинств, среди которых можно выделить следующие основные [1]:

  • развитие сенсорной и моторной сферы ребенка;
  • познание особенных свойств песка – тягучести, мягкости, приятной шершавости, которые влияют на ребенка завораживающе, выступают успокаивающем средством. Создавая рисунки на песке, ребенок погружается в себя, в свои мысли и фантазии – входит в легкое состояние медитации, что позволяет ему расслабиться, отдохнуть от внешних раздражителей;
  • рисование на песке является своеобразным видом искусства. Ребенок начиная с простых рисунков постепенно учится создавать динамические песочные картины, что и является одним из результатов песочной терапии.

Подводя итог, следует отметить, что использование песочной терапии на занятиях в детском саду обладает высоким воспитательным и образовательным эффектом, в отличие от стандартных методом обучения:

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, работая с песком, мощно развивается тактильная чувствительность, сенсорное развитие как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.

В-третьих, песочная терапия более гармонично и интенсивно развивает все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь, сенсорику и моторику ребенка.

Список использованных источников

  1. Гузенко Н.В. Психолого-педагогические возможности песочной терапии // Наука и образование сегодня. – 2020. – № 3 (50). – С. 77-79.
  2. Кушнарева А.О., Кушнарева И.А. Песочная терапия в работе с дошкольниками // В сборнике: Педагогическое призвание 2022: сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2022. – С. 315-326.
  3. Матафонова И.М. Песочная терапия как инновационный метод работы в дошкольном учреждении // В сборнике: Психологическое здоровье и развитие личности в современном мире. Материалы II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Благовещенск, 2022. – С. 22-27.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год