Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ
Развивающие занятия
Автор: Гроздева Елена Викторовна   
08.11.2022 14:31

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ

Е.В. Гроздева

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования самостоятельной активной личности, обладающей широким кругозором. В связи с этим перед образовательными учреждениями встает важная задача развития поисково-познавательной деятельности подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Дошкольный возраст — это период наиболее интенсивного формирования всех сфер психики. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством.

 

Актуальность проблемы развития у детей познавательного интереса обусловлена тем, что дошкольный возраст — важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка.

По мнению Лисиной М.И. [4], решающий фактор развития и формирования познавательной активности – это общение ребенка с взрослым человеком — педагогом, родителями. В процессе этого общения ребенок усваивает, с одной стороны, активное и заинтересованное отношение к явлениям, предметам; с другой – способы управления своим поведением, преодолевает трудности ориентировки в новых ситуациях при решении новых задач. Условие развития познавательного интереса – это практические и исследовательские действия ребенка.

Поисково-познавательная деятельность включает в себя следующие задачи:

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей)
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, развитие коммуникативности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Анализ проблемы показывает, что в современной детской психологии имеются определенные сведения о развитии поисково-познавательной деятельности. Однако в отношении детей старшего дошкольного возраста данная проблема недостаточно изучена. В связи с этим, наиболее актуальными на сегодняшний день являются вопросы об изучении особенностей поисково-познавательной деятельности детей шести лет. Этому аспекту было посвящено наше экспериментальное исследование.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №89 «Ладушки»» общеразвивающего вида г. Чебоксары. В ходе эксперимента был использован комплекс диагностических методик, включающих беседу «Древо желаний» (В. С. Юркевич), «Угадай, что в ящике» (Э. А. Баранова), «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова).

Данные методики были заимствованы из учебного пособия Барановой Э.А. и Мустафиной А.Р. «Диагностика мотивации поисково-познавательной деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте: подходы и методы».

В результате проведенной работы можно сделать вывод, что у большинства детей 6 лет исследовательский интерес к миру находится на среднем уровне. Также было отмечено, что у детей этого возраста ярко выражен интерес к поиску сведений об объекте. В ходе детского экспериментирования дети предпочитают заниматься изобразительной деятельностью.

Проведенное исследование позволяет выделить следующие особенности развития поисково-познавательной активности детей шести лет:

  • направленность не столько на результат, сколько на сам процесс познания, бескорыстность и ненасытный характер этого процесса
  • у значительной части старших дошкольников недостаточно сформированы познавательные интересы и продолжают доминировать игровые интересы
  • познавательный интерес дошкольников характеризуется ситуативностью. Как правило, дети обращают внимание на яркие, «броские» предметы, чем либо отличающиеся от остальных
  • дети затрудняются действовать без указания взрослого, стремятся избегать ситуаций повышенной трудности.

Таким образом, углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело к выводу, что задачей дошкольных учреждений является развитие у дошкольников устойчивой потребности в познаниях, потребности в учении или мотивации учения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Баранова, Э. А. Диагностика мотивации поисково-познавательной деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте: подходы и методы / Э. А. Баранова, А. Р. Мустафина. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. – 100 с.
  2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский: в 6-ти т. – Т.4 – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
  3. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец: в 2-х т. – Т.1. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
  4. Лисина, М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина // Вопросы психологии, 1982. — № 4.- С.18-35
  5. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. / Г. И. Щукина — М.: Педагогика, 1971. – 352 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год