Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
Развивающие занятия
Автор: Абросимова Ольга Анатольевна   
23.05.2022 09:17

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»ПРОГРАММА КРУЖКА «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»

Развивающие игры с элементами кинезиологии для детей 5 – 6 лет

Программа рассчитана на детей 5-6 лет, посещающих ДОУ. Подгрупповые занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю (всего 32). Длительность 20 — 25 минут.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста- игра. Поэтому игра — наиболее эффективное средство образования дошкольников. Развивающие игры будут способствовать творчеству и созданию микроклимат, где появятся возможности для всестороннего развития воспитанников.

Актуальность программы. Возможности ребенка как личности не могут полностью раскрыться сами по себе. Их развитию и совершенствованию нужно помочь. Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний успешнее происходит в игре значительно. Актуальность программы заключается в том, что обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в специально подобранных ситуациях игры ребенку становится понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.

 

Скачать конспект

Данная программа предполагает, что ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

Новизна программы. Новизной программы является сочетание традиционных подходов и использование современных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Игры, подобранные в программе, содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности.

"Развивающие игры" важны и интересны для детей, так же они разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Педагогическая целесообразность. В современной педагогической науке и практике признается первоочередная роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте, как важнейшей базой для дальнейших развитий умений и навыков.

Данная программа может использоваться как отдельный курс, так и сочетаясь с любой базовой программой, используемой в ДОУ, а также наличие практических материалов позволяет использовать ее в семье.

Общая цель данной программы заключается в создании условий для полноценного проживания дошкольного детства, которое включает разностороннее развитие ребенка и его эмоциональное благополучие, а также помощь детям в социализации, развитие познавательных способностей детей на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • Способствовать познавательной активности детей; стимулировать, поддерживать и развивать познавательный интерес ребенка к окружающему миру, способствовать компенсации имеющихся нарушений.
  • Развивать сенсорные способности детей: продолжать знакомить с сенсорными эталонами, как признаками предмета или явления, формировать способы простейшего сенсорного анализа, упражнять в зрительно — осязательно — двигательных обследовательских действиях.
  • Развивать наглядно-образное мышление; мыслительные операции обобщения, сравнения, классификации (по цвету, по форме др.); операции анализа и синтеза, пространственного мышления.
  • Развивать опосредованную память с опорой на образное мышление.
  • Развивать воссоздающее воображение: принимать игровой образ и отражать его в движениях, изображать игровые действия, сопровождая их речью.
  • Развивать речь, как средство и форму мыслительной деятельности и общения.
  • Упражнять в двигательных умениях; построение в круг, в колонну, парами, действия по сигналу; Развивать мелкую моторику рук.
  • Формировать у детей социальные контакты; вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в совместной деятельности с детьми и взрослыми, проявляя доброе отношение, согласовывая свои действия с партнерами.
  • Развитие межполушарного взаимодействия методами кинезиологии

Задачи комплексного развития детей:

  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • Развития навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • Развития внимания, восприятия, речи, воображения;
  • Развития чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Принципы программы:

  • Опора на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
  • Ориентация на развитие целостной личности в условиях детского учреждения.
  • Личностно ориентированное общение взрослого с ребенком.
  • Опора на игровые методы воспитания.
  • Системный подход (совокупность взаимодействия: ребенок-родитель-педагог).

Направление работы. Проведение подгрупповых занятий

Занятия включают в себя пальчиковые игры, игровые упражнения с широком «Су-джок», кинезиологические игры и упражнения, развивающие игры головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», со счетными палочками,, игры на развитие внимания, памяти, воображения, проходят в игровой форме, в атмосфере доверия и заинтересованности. В конце занятий проводится работа в тетрадях на печатной основе «Развивающие задания для малышей»

Ожидаемые результаты. Данный систематический курс должен создать условия для комфортного психологического развития ребенка и стать одной из основ его благополучия в детском саду, вызвать чувство уверенности в своих силах. Предполагается формирование у детей развитых форм доброжелательных и открытых отношений со сверстниками и воспитателем, способности к сотрудничеству, совместной деятельности, снижение тревожности и необоснованных беспокойств. Предполагается развитие интеллектуальных способностей ребенка.

Формы подведения итогов:

Наблюдение, игры:

  • «Сложи фигуру по образцу»
  • «Кулак-ребро-ладонь»
  • «Сложи палочки двумя руками в коробку»
  • «Придумай фигуру из элементов»

Список литературы, используемый при разработке программы:

  1. Никитин Б.П. — Ступеньки творчества или развивающие игры
  2. Глушакова О.А., Дедова С.И. — Весёлые счётные палочки
  3. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. Новикова В.П., Тихонова Л.И.
  4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1990, 94 с. ISBN 5-09-001638-0. Зинаида Алексеевна.

Комплексно-тематическое планирование занятий

Задачи

№ занят.

тема

Методические приемы

Октябрь

  1. Развивать память мышление, внимание, речь
  2. Развивать межполушарное взаимодействие
  3. Упр-ть в клас-ции предметов
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук
  5. Учить воссоздавать образец из счетных палочек
  6. Обучение приемам самомассажа с «Су-джок»
  7. Познакомить с танграмом
 

Фрукты, сад

  1. Делай, что говорю, а не то, что показываю.
  2. Познакомьтесь – «Су-джок»
  3. Что напутал художник?
  4. Пальчиковая гимн-ка «Компот»
  5. Сложи овощи в корзину двумя руками
  6. Нарисуй фрукты по точкам
 

Овощи, огород

  1. Угадай руками, что в посылке-мешке?
  2. Чудо - «Су-джок»
  3. Машина из счетных палочек
  4. Пальчик.гим-ка «У Лариски две редиски»
  5. Обведи по точкам, не отрывая карандаша от листа
 

Осень

  1. «Путешествие в сказочный лес»
  2. Приветствие «Собрались все дети в круг»
  3. Танграм, из каких фигур состоит?
  4. Построим мост (по схеме из танграма)
  5. Пальчиковая гимн-ка «Осенние листья»
  6. Найди и раскрась лист клена
 

Ягоды грибы

  1. Игра   «Пожалуйста»
  2. Загадка про грибы
  3. «Помоги белочке разложить грибы»
  4. Пальчик.гим-ка «За ягодами»
  5. Найди лишнее в ряду грибов

Ноябрь

  1. Развивать память, логическое мышление,внимание, речь
  2. Развивать межполушарное взаимодействие
  3. Упражнять в классификации предметов
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук
  5. Развивать воображение
 

Одежда

  1. Игра «Жадина»
  2. Танграм «Верблюд»
  3. Игра «Что нужно сделать, если…?»
  4. Пальчик.гим-ка   «Как у нашей кошки»
  5. Работа в тетради «Дорисуй недостающую часть»
 

Обувь

  1. Загадка «сколько детей спряталось за забором?»
  2. Завяжи бантик на шнурке.
  3. Сложи шнурки двумя руками
  4. Пальчик.гим-ка   «Сколько обуви у нас»
  5. Разложим шнурки по длине
 

Игрушки

  1. Повтори не перепутав
  2. Танграм «кошка»
  3. Расставь   игрушки правильно
  4. Пальчик.гим-ка   «Есть игрушки у меня»
  5. «Чего не стало?»
  6. Работа в тетради « Найди и обведи игрушки»
 

Посуда

  1. «Что лежит в чудесном мешочке?»
  2. Загадки про посуду
  3. Прогулка «Су-джока»
  4. Пальчик.гим-ка   «Помошники»
  5. Придумай посуду из элем.танграма
 

Продукты питания

  1. Игра «Приветствие»
  2. Познакомьтесь «Колумбово яйцо»
  3. Фигура «Петух»
  4. Пальчик.гим-ка   Компот.
  5. Что следующее? Дорисуй.

Декабрь

  1. Развивать память, логическое мышление,внимание, речь
  2. Развивать межполушарное взаимодействие
  3. Упражнять в классификации предметов
  4. Развивать мелкую моторику рук
  5. Учить создавать узор по схеме
  6. Развивать воображение
 

Зима. Зимующие птицы

  1. Игра «Буги-вуги»
  2. Загадки про зимние явления
  3. Пальчик.гим-ка   «Зима»
  4. Колум.яйцо «Голубь»
  5. Вырежи снежинку
 

Домашние животные

  1. Игра-приветствие   «Здравствуй, небо!»
  2. Колум.яйцо «Конь»
  3. Загадки о домашних животных
  4. Кто чем защищается?
  5. Кто   спрятался на картинке?
 

Дикие животные

  1. Игра-приветствие   «Если весело тебе…»
  2. Путешествие «Су-джока»
  3. Колум.яйцо «Придумай фигуру животного»
  4. Пальчик.гим-ка

«Лесные звери»

  1. Работа в тетради «Раскрась рисунок в соответствии с значками»
 

Новый год

  1. Игра-приветствие « Здравствуй, Небо!»
  2. Путешествие «Су-джока»
  3. Пальчиковая игра «Новый год»
  4. Оформление новогоднего шарика скрученными салфетками
  5. Работа в тетради «Кто что делает?»

Январь

  1. Развивать память, логическое мышление,внимание, речь
  2. Развивать межполушарное взаимодействие
  3. Упражнять в классификации предметов
  4. Развивать мелкую моторику рук
  5. Учить создавать картинку по схеме
  6. Развивать воображение
 

Зимние забавы

  1. Игра-приветствие «Удачи тебе»
  2. Загадки
  3. Пальчик.гим-ка «Зимние забавы»
  4. Фигура изсчет палочек «Санки»
  5. Работа в тетради«Раскрась картинку в соответствии со значками»
 

Мой организм

  1. Игра-приветствие «Удачи тебе»
  2. Колум.яйцо «Человек»
  1. Пальчик.гим-ка «Игра на пианино»
  2. Найди неточность в рассказе
  3. Определи «Кто куда пришел?»
 

Мебель

  1. Игра-приветствие «Все мы дружные ребята»
  2. «Кулак-ребро-ладонь»
  3. Игра «Часть-целое»
  4. Пальчик.гим-ка «Много мебели в квартире»
  5. Сложи мебель из палочек

Февраль

  1. Развивать память, логическое мышление,внимание, речь
  2. Развивать межполушарное взаимодействие
  3. Упражнять в классификации предметов
  4. Развивать мелкую моторику рук
  5. Развивать воображение
 

Транспорт

  1. Приветствие «Вежливые слова»
  2. Загадки про транспорт
  3. Пальчик.гим-ка «Есть игрушки у меня»
  4. Сложи из счетных палочек лодку
  5. Работа в тетради « Назови одним словом и раскрась»
 

Профессии и трудовые действия

  1. Приветствие «Вежливые слова»

«Колечки»

  1. Путешествие «Су-ждока»
  2. Фигура из счетных палочек «Лопата»
  3. Пальч.гим-ка «Что принес нам почтальон?»
  4. Какие часы следуют в ряду, дорисуй.
 

Армия

  1. Игра «Слушай, запоминай, цепочку слов повторяй"
  2. Пальчик.гим-ка «Веселый оркестр»
  3. Сложи танк из счетных палочек
  4. Игра «Стройся!»
  5. Работа в тетради «Соедини линиями фигуры и подходящие предметы»
 

Стройка

  1. Приветствие «Общий круг».
  2. Упражнение «Развиваем силу рук»
  3. Пальчик.гим-ка «Домик»
  4. Сложи из счетных палочек окно.
  5. Обведи не отрывая карандаша от листа.

Март

  1. Развивать память,логическое мышление,внимание, речь
  2. Развивать межполушарное взаимодействие
  3. Развивать мелкую моторику рук
  4. Развивать умение создавать узор по схеме
  5. Развивать воображение
 

Семья. 8 марта

  1. Игра-приветствие «Все мы дружные ребята»
  2. Загадки про членов семьи
  3. Самомассаж «Су-джок»
  4. Пальчик.гим-ка «Семья»
  5. Обвести левую ладошку, нарисовать на пальчиках членов семьи
 

Весна. Перелетные птиц

  1. Веселое приветствие«Точка внимания»
  2. Пальчик.гим-ка с элементами кинезиологии(Колечки) «Весна»
  3. Колумбово яйцо «Пеликан»
  4. Работа в тетради «Дорисуй картинку, соединяя точки»
 

Комнатные растения

  1. Приветствие
  2. Придумай растение из деталей «Колумбового яйца»
  3. « Расставь растения по полочкам»
  4. «За каким растением клад»
  5. Работа в тетради «Дорисуй вторые половинки»
 

Речные, аквариум.рыбки

1.Приветствие «Все мы дружные ребята»

2.Загадка про рыб

3. Сложи рыбку из палочек по образцу  

4. Пальчик.гим-ка «Жил да был один налим»

5.Работа в тетради «Дорисуй рыбку по образцу»

 

Наш город

  1. Приветствие «Поздоровайся с соседом слева»
  2. Самомассаж «На полянке стоит дом»
  3. Игра «В каком доме живет самоделкин?»
  4. Пальчиковая гимнастика «Домик»
  5. Работа в тетради «Кто что любит»

Апрель

  1. Развивать память,логическое мышление,внимание, речь
  2. Развивать межполушарное взаимодействие
  3. Упражнять в классификации предметов
  4. Развивать мелкую моторику рук
  5. Развивать воображение
 

Откуда хлеб пришел?

  1. Игра-приветствие «Похвалилка соседа»
  2. Пальчик.гим-ка «Каша»
  3. Фигура из счетных палочек «Мельница»
  4. Ига «Кто больше соберет двумя руками по одному зернышку?»
  5. Игра «Разложим зерна по ячейкам»
 

Космос

  1. Веселое приветствие
  2. «Собери ракету» из счетных палочек
  3. Пальчик.гим-ка «Космонавт»
  4. Колумбово яйцо «НЛО»
  5. Работа в тетради «Раскрась в соответствии со значками»
 

Сад и огород

  1. Игра-приветствие «Здравствуйте»
  2. Самомассаж рук грецким орехом
  3. Пальчик.гим-ка «Апельсин»
  4. Игра «Четвертый лишний»
  5. Работа в тетради «Найди на рисунке и обведи садовые инструменты»
 

Правила дорожного движения

  1. Игра приветствие
  2. Загадка про светофор
  3. Игра «Светофор»
  4. Какое слово лишнее
  5. Найди дорожный знак и раскрась

        

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год