Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
Развивающие занятия
Автор: Анучина Людмила Сергеевна   
01.02.2022 13:52

Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей дошкольного возрастаПескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

«Чудеснее песка нет для детей забавы,
Его всегда имеется в достатке,
Течет он нежно так сквозь руки,
Что не сравнить его ни с чем…»

Иоахим Рингельнац

«Детский песок»

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая деятельность должна быть направлена на укрепление здоровья детей.

 

Важнейшей задачей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Активизация эмоциональных состояний происходит при встрече с чем-то новым, необычным, но не пугающим для ребенка. Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Именно в этой деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными; здесь же развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая субъект способным к созданию нового. В игре закладывается база для других видов деятельности. Особая роль отводится играм с песком, или «песочной терапии» (концепция такой терапии использовалась М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К. Юнгом, английским педиатром Маргарет Ловенфельд и др. учеными).

Современные условия дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих комфортное пребывание в условиях дошкольных учреждений, сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка и способствующие развитию творческой интеллектуально развитой личности.

Одной из таких технологий стала пескография. Пескография – это самостоятельный вид искусства, который, существует наравне с изобразительным искусством, музыкой, хореографией, кино, театром, и другими.

Песок имеет очищающие энергетику свойства. Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Впервые в качестве “средства лечения” песок открыл швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг. Он утверждал, что “часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”. А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, – это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности самоисцеления.

На сегодняшний день данную проблему изучают отечественные педагоги и психологи, а именно В. Абраменкова, Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Г. Любина, О. Желонкин, В. Костина, И.Ю. Оглоблина, Н. Стебенева. Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Песок – загадочный материал, особая субстанция. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок поглощает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Песок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимет настроение, способствует возникновению положительных эмоций.

Во время соприкосновения пальцев с песком, мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладоней и начинают стимулировать их работу. Эти упражнения способствуют развитию мелкой моторики рук, что, в свою очередь, развивает главные психические процессы — внимание, мышление, речь. В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». И эту работу нужно начинать с раннего возраста. Важной особенностью песочного рисования являются уникальные свойства песка – тягучесть, мягкость, приятная шершавость, – которые действуют на человека завораживающе. Рисуя песком, ребенок входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, психоэмоциональное напряжение, тревожность. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий мозга (так как рисование происходит двумя руками).

Рисование сразу двумя руками развивает межполушарную асимметрию, то есть взаимодействие правого и левого полушарий мозга. Когда наши полушария «дружат», мы становимся быстрее и сообразительнее. Заниматься этим важно с раннего возраста, когда головной мозг в активной стадии развития. Начните с рисования симметричных предметов, сначала вы, а потом ребенок по вашему примеру. Разделите стол линией пополам, чтобы ребенок сразу видел право и лево. Со временем ребенок уже будет осознавать, где какая сторона, и черту ставить не нужно. На этой разделительной линии поставьте точку. Пусть ребенок поставит на нее по пальцу правой и левой руки и начнет совершать обеими руками одновременные и зеркальные движения. Самое простое, что можно нарисовать, — солнышко: ставим указательные пальцы в одну точку, правая рука совершает полукруг вправо, левая влево. Следим, чтобы пальцы двигались одновременно, и пришли в одну точку. Получается круг. А потом можно всеми остальными пальчиками пририсовать к кругу лучики — получится солнышко. Усложняйте: рисуйте домик, яблоко, грушу, бабочку с узорчатыми крыльями.

В процессе рисования песком происходит развитие творческого потенциала детей, так как рисование на песке требует проявление фантазии и воображения. С помощью песка легко менять детали изображения, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз. Создание песочных композиций в отличие, например, от рисунка не требует особых умений, чем и привлекает неуверенных детей в создании рисунков. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить эффективность взаимодействия. При рисовании на песке ценностью является сам процесс. Песок в этом смысле свободен и передает эти крылья свободы творящему ребенку: у него закрепляется направленность на процесс, а не на результат, а именно это и есть залог развития. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками. Знаменитый Песталоцци описывал воспитание детей как процесс, в котором необходимо объединить голову, руки и сердце. Дети, имеющие сложности в психическом развитии, гиперактивные, тревожные особенно нуждаются в подобных играх. Сначала это может происходить индивидуально и на свободную тему, затем можно предполагать различные сюжеты. Как показали исследования и опыт В.Абраменковой и ряда других исследователей, песочная игра обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и других проблем.

Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и широкие возможности применения в пяти образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие).

Техника рисования – пескография, дает возможность развития:

  • индивидуальности;
  • повышения самооценки;
  • мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
  • воображения, творческого мышления, пространственного мышления;
  • речи и подготовка руки к письму;
  • коррекция нарушений внимания и поведения;
  • коррекция эмоциональных и невротических нарушений;
  • психических процессов у детей;
  • двух полушарий головного мозга, гармоничное развитие личности;
  • снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Хочу поделиться своим опытом использования технологии рисования песком. Всем нам хорошо знаком песок, но на самом деле это таинственный, удивительный материал. Для детей игра с песком это естественная и доступная форма взаимодействия, преобразования окружающего их мира.

Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы можем использовать песок в процессе специальных занятий, целью которых является интеллектуальное развитие ребенка и развитие его творческих способностей.

При организации занятий рисования песком необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребёнку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жёстких рамок и правил.
  2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребёнка.
  3. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
  4. Необходимо:

Поддерживать ребёнка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения;

Ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с вами;

Ценить природную мудрость ребёнка и его уникальность, но не учить его «быть таким, как все».

5. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

6. Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить несколько правил:

Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;

Категорически нельзя бросаться песком;

Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;

Если песок просыпался на стол или на пол, необходимо самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.

Во время рисования песком затемняется освещение, это позволяет детям легче и глубже погрузиться в сказочную, таинственную атмосферу, стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.

Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.

Каждое занятие состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей. В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения. Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать. Основная часть — непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В.Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы. Обязательным является проведение физкультминутки (через 5-7 мин в зависимости от физического состояния воспитанников). Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла.

При проведении упражнений с песком на световом столе М. Зейц предлагает использовать следующие технологии рисования:

  1. Песком: высыпание из кулака, из щепотки. Для рисования объектов песком набираем немного песка в руку, выпускаем его тоненькой струйкой из зажатого кулака, изображаем границы образов на чистой поверхности светового стола. Высыпанием из щепотки изображаем мелкие детали.
  2. На песке: работа над рисунком начинается с фона. Набираем песок в руки и рассыпаем его равномерным слоем по поверхности светового стола.

Приемы рисования песком

Создание фона (собрать песок в кулак и равномерно рассыпать его по стеклу):

  • насыпание
  • наброс.

Щепотка (насыпание песочной струёй: песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла).

Песочная струя:

  • песчинки попадают в одну точку- круг
  • песочная струя рассыпается зигзагом — волны, чайки…
  • песочная струя рассыпается дугой — холмы, горы…
  • песочная струя рассыпается линией — дороги, дома…
  • песочная струя рассыпается замкнутой линией — воздушные шары, облака…
  • песочная струя рассыпается спиралью — порыв ветра, снежные бури…

Рисование пальцами — песок раздвигается пальцами по фону;

Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно (крылья птиц, бабочки…);

Рисование подушечками пальцев (вода, дождь, звезды…);

Линейный наброс песка (лучи солнца);

Вырезание картин из фона (лишний фон вокруг центрального образа отсекается);

Частичное сохранение элементов картины (данные элементы переходят в другую картину)

Нанесение нового рисунка на предыдущую картину (насыпается новая порция песка прямо поверх старого рисунка для создания нового сюжета, старый рисунок является фоном и просматривается, словно в тумане).

Игры с песком занимают особое место в ряду развивающих занятий для дошкольников. Возможно, ни один другой материал не сможет сравниться с песком по силе влияния на умственное и физическое развитие ребенка: самостоятельные игры и занятия с педагогами с использованием песка способствуют развитию мелкой моторики, произвольного внимания, координации и мышления ребенка, а игры с другими детьми развивают коммуникативные навыки малыша.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год