Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер класс «Развитие сенсорного восприятия детей младшего возраста»
Развивающие занятия
Автор: Маркевич Светлана Владимировна   
24.06.2021 14:59

Мастер класс «Развитие сенсорного восприятия детей младшего возраста»Мастер класс «Развитие сенсорного восприятия детей младшего возраста»

Разработал: Маркевич С.В.

Актуальность:

Современный образовательный процесс в дошкольном учреждении ориентирован на познавательные возможности ребенка и на их реализацию. Этому направлению отводится особое значение, так как благодаря познанию развиваются психические процессы, личностные качества, а также формируется сенсорный опыт ребенка. Сенсорное развитие ребенка — это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов

Не случайно, в соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития детей раннего возраста является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В структуре познавательной деятельности особое значение отводится формированию у детей представлений об окружающем природном мире. Это направление имеет огромное значение для сенсорного, интеллектуального и эмоционального развития детей раннего возраста.

 

Скачать конспект

Наиболее эффективно представления об окружающей природе формируются в процессе применения различных дидактических пособий.

Дидактическое пособие универсально и многофункционально, оно одновременно является:

  • игровым методом обучения детей дошкольного возраста
  • формой обучения
  • самостоятельной игровой деятельностью
  • средством воспитания личности ребенка.

Отличительной особенностью дидактических пособий является возможность обучать детей посредством активной и интересной для них деятельности.

В связи с этим, процессе поиска более эффективных средств обучения дошкольников мною было разработано игровое дидактическое пособие: «Дидактический кубик «Животный мир».

Теоретической основой для реализации моего опыта являются следующие научно-методические разработки:

1. Теория развивающего обучения (Л. В. Выготский, В.В. Давыдов, Л.Г. Петерсон, И.С. Якиманская).

Эти исследователи внесли огромный вклад в создание данной теории. Они утверждали, что основой развивающего обучения является не столько формирование у ребенка определенного количества знаний, умений и навыков, сколько развитие высших психических функций, его способностей и раскрытие внутреннего потенциала ребенка.

2. Личностно-ориентированный подход. (И. С. Якиманская, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенко, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин).

Концепция «индивидуализации образовательной деятельности» учитывает психологические и возрастные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности.

Применение личностно-ориентированного подхода стимулирует раскрепощенность, творческую самостоятельность и познавательную активность дошкольников. Тем самым я способствую ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости детей в деятельность, создаю атмосферу доброжелательности и непринуждённой обстановки в группе.

3. Деятельностный подход. (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин).

Благодаря работам данных авторов, я организую такое взаимодействие с детьми, при котором происходит не передача готовых знаний, а организация такой деятельности, в процессе которой дети самостоятельно узнают что-то новое путём решения доступных заданий и проблемных ситуаций. Они не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в процессе познания.

Описание пособия

Игровое пособие представляет собой куб. Изготовлено с помощью фетра и с помощью термотрансферной бумаги.

На гранях куба изображен водный мир, животный мир — дикие и домашние животные, домашние птицы и дикие птицы.

Изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек. В соответствии с заданием ребенку нужно прикрепить картинки к граням куба.

Цель дидактического пособия: Создавать условия для формирования у детей младшего возраста первичных представлений об окружающем природном мире в процессе игровой деятельности и создание условий для сенсорного развития детей младшего возраста.

Задачи:

Обучающие:

  1. Формировать представления об объектах окружающей природы, их свойствах и отношениях.
  2. Формировать элементарные умения выявлять простейшие зависимости в природном мире.
  3. Формировать ответственное отношение к состоянию окружающей природной среды.

Развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику рук.
  2. Способствовать развитию умственных действий: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации.
  3. Развивать познавательный интерес к дидактическим играм и моделированию на основе пособия «Животный мир».

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
  2. Воспитывать доброжелательность к другим детям в процессе игры с дидактическим пособием.
  3. Воспитывать заботливое отношение к различным животным, любовь к природе, ответственность за неё.

Педагогическая ценность данного пособия заключается в следующем:

  • отсутствуют возрастные ограничения, так как оно может применяться при работе с детьми от 2 до 7 лет. Происходит поэтапное усложнение материала и задач, по принципу «от простого к сложному»
  • решаются задачи не только познавательного развития дошкольника, но и речевого, социально-коммуникативного, физического развития (мелкая моторика)
  • перед ребенком открываются возможности проявить свою активность и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям
  • формируется умение применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, направленных на достижение результата
  • положительно стимулирует эмоциональное состояние детей, их положительный настрой на деятельность.

Дидактическое пособие является элементом развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы.

Пособие:

  • информативно: можно разместить достаточно много информации по определенной теме
  • многофункционально: используется в разных видах деятельности; есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; можно изменять дидактические элементы в зависимости от образовательной задачи
  • обладает дидактическими свойствами
  • является средством познавательного, речевого, социально-коммуникативного и физического развития ребенка
  • вариативно: есть много вариантов его использования
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и речевую активность всех воспитанников.

Все эти характеристики полностью соответствуют задачам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДО.

При разработке пособия также были учтены следующие моменты:

  • социальный заказ общества на интеллектуальное развитие подрастающего поколения
  • необходимость обновления содержания образования в ДОУ с учетом современных требований
  • соответствие развивающих задач пособия образовательным потребностям детей дошкольного возраста.

Таким образом, благодаря дидактическому пособию «Животный мир» у меня появилась возможность разнообразить и обогатить методы, приемы и средства познавательного развития моих воспитанников

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год