Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер класс «Развитие сенсорного восприятия детей младшего возраста»
Развивающие занятия
Автор: Маркевич Светлана Владимировна   
24.06.2021 14:59

Мастер класс «Развитие сенсорного восприятия детей младшего возраста»Мастер класс «Развитие сенсорного восприятия детей младшего возраста»

Разработал: Маркевич С.В.

Актуальность:

Современный образовательный процесс в дошкольном учреждении ориентирован на познавательные возможности ребенка и на их реализацию. Этому направлению отводится особое значение, так как благодаря познанию развиваются психические процессы, личностные качества, а также формируется сенсорный опыт ребенка. Сенсорное развитие ребенка — это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов

Не случайно, в соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития детей раннего возраста является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В структуре познавательной деятельности особое значение отводится формированию у детей представлений об окружающем природном мире. Это направление имеет огромное значение для сенсорного, интеллектуального и эмоционального развития детей раннего возраста.

 

Скачать конспект

Наиболее эффективно представления об окружающей природе формируются в процессе применения различных дидактических пособий.

Дидактическое пособие универсально и многофункционально, оно одновременно является:

  • игровым методом обучения детей дошкольного возраста
  • формой обучения
  • самостоятельной игровой деятельностью
  • средством воспитания личности ребенка.

Отличительной особенностью дидактических пособий является возможность обучать детей посредством активной и интересной для них деятельности.

В связи с этим, процессе поиска более эффективных средств обучения дошкольников мною было разработано игровое дидактическое пособие: «Дидактический кубик «Животный мир».

Теоретической основой для реализации моего опыта являются следующие научно-методические разработки:

1. Теория развивающего обучения (Л. В. Выготский, В.В. Давыдов, Л.Г. Петерсон, И.С. Якиманская).

Эти исследователи внесли огромный вклад в создание данной теории. Они утверждали, что основой развивающего обучения является не столько формирование у ребенка определенного количества знаний, умений и навыков, сколько развитие высших психических функций, его способностей и раскрытие внутреннего потенциала ребенка.

2. Личностно-ориентированный подход. (И. С. Якиманская, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенко, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин).

Концепция «индивидуализации образовательной деятельности» учитывает психологические и возрастные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности.

Применение личностно-ориентированного подхода стимулирует раскрепощенность, творческую самостоятельность и познавательную активность дошкольников. Тем самым я способствую ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости детей в деятельность, создаю атмосферу доброжелательности и непринуждённой обстановки в группе.

3. Деятельностный подход. (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин).

Благодаря работам данных авторов, я организую такое взаимодействие с детьми, при котором происходит не передача готовых знаний, а организация такой деятельности, в процессе которой дети самостоятельно узнают что-то новое путём решения доступных заданий и проблемных ситуаций. Они не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в процессе познания.

Описание пособия

Игровое пособие представляет собой куб. Изготовлено с помощью фетра и с помощью термотрансферной бумаги.

На гранях куба изображен водный мир, животный мир — дикие и домашние животные, домашние птицы и дикие птицы.

Изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек. В соответствии с заданием ребенку нужно прикрепить картинки к граням куба.

Цель дидактического пособия: Создавать условия для формирования у детей младшего возраста первичных представлений об окружающем природном мире в процессе игровой деятельности и создание условий для сенсорного развития детей младшего возраста.

Задачи:

Обучающие:

  1. Формировать представления об объектах окружающей природы, их свойствах и отношениях.
  2. Формировать элементарные умения выявлять простейшие зависимости в природном мире.
  3. Формировать ответственное отношение к состоянию окружающей природной среды.

Развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику рук.
  2. Способствовать развитию умственных действий: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации.
  3. Развивать познавательный интерес к дидактическим играм и моделированию на основе пособия «Животный мир».

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
  2. Воспитывать доброжелательность к другим детям в процессе игры с дидактическим пособием.
  3. Воспитывать заботливое отношение к различным животным, любовь к природе, ответственность за неё.

Педагогическая ценность данного пособия заключается в следующем:

  • отсутствуют возрастные ограничения, так как оно может применяться при работе с детьми от 2 до 7 лет. Происходит поэтапное усложнение материала и задач, по принципу «от простого к сложному»
  • решаются задачи не только познавательного развития дошкольника, но и речевого, социально-коммуникативного, физического развития (мелкая моторика)
  • перед ребенком открываются возможности проявить свою активность и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям
  • формируется умение применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, направленных на достижение результата
  • положительно стимулирует эмоциональное состояние детей, их положительный настрой на деятельность.

Дидактическое пособие является элементом развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы.

Пособие:

  • информативно: можно разместить достаточно много информации по определенной теме
  • многофункционально: используется в разных видах деятельности; есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; можно изменять дидактические элементы в зависимости от образовательной задачи
  • обладает дидактическими свойствами
  • является средством познавательного, речевого, социально-коммуникативного и физического развития ребенка
  • вариативно: есть много вариантов его использования
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и речевую активность всех воспитанников.

Все эти характеристики полностью соответствуют задачам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДО.

При разработке пособия также были учтены следующие моменты:

  • социальный заказ общества на интеллектуальное развитие подрастающего поколения
  • необходимость обновления содержания образования в ДОУ с учетом современных требований
  • соответствие развивающих задач пособия образовательным потребностям детей дошкольного возраста.

Таким образом, благодаря дидактическому пособию «Животный мир» у меня появилась возможность разнообразить и обогатить методы, приемы и средства познавательного развития моих воспитанников

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год