Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) у детей 4 –го года жизни с использованием лепбуков»
Развивающие занятия
Автор: Волкова Любовь Ивановна   
25.04.2021 09:23

«Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) у детей 4 – го года жизни с использованием лепбуков»«Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) у детей 4 –го года жизни с использованием лепбуков»

Волкова Любовь Ивановна воспитатель МАДОУ «Детский сад №382» Кораблик» г. Нижний Новгород

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание служит основой познания мира.

Проблема сенсорного воспитания в современной педагогике достаточно хорошо изучена и востребована. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики: Фребель, Монтессори, Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии: Тихеева, Запорожец, Усова, Саккулина, Венгер и др., справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

 

Я, как и многие коллеги считаем, что успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, в том числе сформированности сенсорных эталонов.

Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате изучения объектов. Ребенок понимает свойства предмета только в результате исследования его со всех сторон. В настоящее время действительность такова, что у ребенка появляется все больше и больше средств, которые позволяют знакомиться с явлениями и предметами не в их натуральном виде, а через фотографии, рисунки, мультфильмы, компьютерные игры, что, конечно, не удовлетворяет потребностям в чувственном познании предметов. Именно у дошкольников происходит переход от своего опыта восприятия сенсорных эталонов к общепринятым среди взрослых людей.

Поэтому перед воспитателем стоит задача помочь малышу в освоении сенсорных эталонов, создать все условия для формирования представления об окружающих предметах.

Обучение новому – это процесс, который требует основательного подхода. Полученные знания нужно закрепить, чтобы они хорошо усвоились. А для этого необходимо вызвать интерес к теме обучения. Особенно это касается детей младшего дошкольного возраста. Они намного лучше усваивают информацию в игровой форме и этим стоит воспользоваться. Один из таких способов — использование лэпбуков. Что такое лэпбук? Слово lapbook пришло к нам из Америки, в дословном переводе – «наколенная книга» (lap – колено, book – книга). Это своего рода самодельные интерактивные папки, включающие кармашки, дверки, окошки, карточки, движущие детали, с помощью которых ребенок учит и закрепляет пройденный материал.

Дети 4 года жизни проходят 2 период освоения сенсорных эталонов — они знакомятся с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Общим моментом для всех видов сенсорных эталонов является то, что сначала дети должны знакомиться с основными образцами, а позднее — с их разновидностями. Особое внимание при знакомстве с сенсорными эталонами также уделяется усвоению правильного употребления названия свойств предметов. Условия формирования сенсорных эталонов Вы видите на слайде.

Исходя из актуальности проблемы я определила цель и задачи работы.

Цель: формирование системы сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) посредством использования лэпбуков у детей 4-го года жизни.

Задачи: (традиционный подход по Логиновой В.И.)

  • Продолжать формировать у детей систему перцептивных действий (способов обследования предметов).
  • Совершенствовать умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.
  • Формировать у детей умения самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
  • Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования системы сенсорных эталонов.
  • Повысить педагогическую культуру родителей в вопросе формирования сенсорных эталонов у детей, заинтересовать данной темой.

На занятиях с лэпбуками (подгрупповыми и индивидуальными) сенсорные и умственные задачи ставились перед детьми в игровой форме. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходило не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий.

Знакомя детей с лэпбуком, старалась обыграть его так, чтобы вызвать интерес к продолжению обучения. Это достигалось различными путями: использовались потешки, стихи, загадки, дидактические игрушки, и сам красочный демонстрационный материал. Малыши начинали работать с лэпбуком с простого рассматривания содержания нашей «книги», знакомились с правилами его использования, затем рассматривали игры, и знакомились их правилами.

Лэпбук «Величина» Лэпбук «Форма» Лэпбук «Цвет»

Дидактические игры, представленные в лэпбуках, выполняют еще одну дополнительную функцию – контроль сенсорного развития детей. С помощью них мы не только наблюдаем за развитием определенных качеств и умений детей, но и корректируем их, проводя индивидуальную работу.

Индивидуальную работу с ребенком мы строим с учетом особенностей его развития (опережение Программы или восполнение пробелов в знаниях и умениях).

При разработке дидактических игр я уделяла большое внимание меткам самоконтроля. Чтобы в дальнейшем, после знакомства с игрой, в самостоятельной деятельности ребята, выполняя игровые задачи, сами себя могли проверить. Например, если это игра на цвет «Собери букет в вазу», «Цветное чаепитие» или форму «Геометрический поезд: подбери предмет по форме», на обратной стороне предмета расположены метки такого же цвета или формы. В игре «Веселые матрешки» (величина) для самоконтроля используем условную мерку.

В лэпбук «Цвет» вошли следующие игры и игровые упражнения:

  1. «Разложи по цвету» (типа «лото»)
  2. «Спрячь бабочку»
  3. «Собери букет в вазу»
  4. «Прищепки»
  5. «Наряди матрёшку»
  6. «Цветное чаепитие»
  7. «Обведи по контуру соответствующим цветом»

В лэпбук «Форма» вошли следующие игры и игровые упражнения:

  1. «Найди половинку»
  2. «Поезд геометрических фигур»
  3. «Какая фигура лишняя?»
  4. «Найди пару»
  5. «Порисуем»
  6. «Геометрический поезд: подбери предмет по форме»

В лэпбук «Величина» вошли следующие игры и игровые упражнения:

  1. «Величина предметов»
  2. «Разложи игрушки по величине»
  3. «Весёлые матрёшки»
  4. «Подбери мишке домик»
  5. «Порисуем»

Диагностика показала, что большинство детей различают основные цвета, форму, величину, справляются с задачей группировки предметов, знания сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) у детей группы прочные, они способны применять их в повседневной деятельности. Определенная работа в этом направлении необходима лишь с отдельными детьми.

Через работу с лэпбуками дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно и расчленено воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы.

Источники

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)
  3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук – Ярославль: Академия развития, 1997;
  4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет – М.: Просвещение, 1995;
  5. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников – М.: Просвещение, 1997;
  6. Поддъякова Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду – М.: Просвещение, 2001;
  7. Дошкольная педагогика. под. ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой — М.: Просвещение, 1983;
  8. От рождения до школы. Основная образовательная программа. Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Василевой
  9. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал Обруч № 4 2015 год.
  10. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
  11. Социальная сеть работников образования — http: //nsportal. ru/
  12. http: //doshkolnik. ru – образовательный портал
  13. Международный образовательный портал http: // maam. ru
  14. Сообщество взаимопомощи учителей — http: //pedsovet. ru
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год