Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие межполушарного взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста — как средство активизации мыслительной деятельности (картотека упражнений).
Развивающие занятия
Автор: Висковатова Екатерина Александровна Мартюшева Елена Валерьевна Першина Юлия Геннадьевна Пигарева Елена Александровна Березовская Мария Вячеславовна Сивцова Екатерина Викторовна   
23.03.2021 22:44

Развитие межполушарного взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста — как средство активизации мыслительной деятельности (картотека упражнений).Развитие межполушарного взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста — как средство активизации мыслительной деятельности (картотека упражнений).

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — это непрерывный процесс. У новорожденных детей преобладает работа правого полушария мозга. После того, как активно начинает развиваться речь и другие навыки, включается левое полушарие. Из-за сложившейся системы образования и общественного уклада у подавляющего большинства детей в итоге начинает доминировать левое полушарие, затмевая правое.

Именно поэтому первые 2-4 года играют стратегически важную роль как стартовый период в гармонизации работы обоих полушарий головного мозга, что, по мнению ученых, приводит к увеличению эффективности работы мозга в 5 раз.

 

Скачать конспект

Если межполушарное взаимодействие не сформировано, происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении: проблемы в письме; проблемы в устной речи; в запоминании информации; в счете как в письменном, так и в устном; в целом восприятии учебной информации.

Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано? Причин может быть много, вот несколько из них: болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности); родовые травмы; болезни ребёнка в первый год; длительный стресс; общий наркоз; малоподвижный образ жизни.

Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Соответственно темой нашей методической разработки стало: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

  • развивать межполушарное взаимодействие мозга;
  • синхронизировать работу полушарий мозга;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать компоненты речи;
  • развивать все психические процессы.

Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур. Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические упражнения. Они не только скоординируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка. Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.

Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии. Во всех играх действия выполняются сначала одной рукой, затем обязательно другой рукой!

Упражнения развивающие межполушарное взаимодействие у детей 2-4 лет.

1. Дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения помогут развить самоконтроль и улучшить дыхательную систему.

Свеча.

Начальная позиция — сидя за столом. Дошкольник должен представить, что перед ним стоит свеча. Затем нужно сделать большой вдох и постараться единым выдохом задуть пламя воображаемой свечи. После этого ребёнку необходимо представить перед собой 5 небольших свечек и также постараться сделать огромный вдох и задуть их порционным чередованием выдоха.

Ныряльщик.

Начальная позиция — стоя. Сделать глубокий вдох и задержать дыхание, зажав нос пальцами. Присесть, представляя, что он ныряет в море. Затем досчитать до пяти, встать (вынырнуть из воды), убрать руки от носа и сделать медленный выдох.

Дыхание носом.

Начальная позиция — стоя или лёжа на спине. Поочерёдно дышать только через левую, а потом через правую ноздрю, закрывая её при этом пальцем одноимённой руки, остальные пальцы должны смотреть кончиками вверх. Дыхание во время данного занятия должно быть размеренным и глубоким.

2. Глазодвигательные упражнения.

Этот тип разминки позволит улучшить зрение, зрительное и кинестетическое восприятие окружающего мира.

Глаз-путешественник.

Педагог размещает в разных углах помещения несколько картинок. Это могут быть изображения зверей, растений, игрушек и т.п. Начальная позиция — стоя. Дошкольник должен, не двигая головой, найти глазами картинку, которую назовёт педагог.

Восьмёрка.

Поднять правую руку до уровня глаз, сжав пальцы в кулачок (третий и второй пальцы вытянуты). Провести перед собой большую горизонтальную восьмёрку (или знак бесконечности). Следом использовать язык, то есть вместе с глазами повторять движение пальцев рук вытянутым языком.

3. Упражнения для развития мелкой моторики.

Колечко.

Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Можно использовать при этом текст стихотворения.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Пальцев дружная семья –

Друг без друга им нельзя

Кулак – ребро – ладонь.

Ребенку показывают три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с педагогом

а) ладонью правой руки;

б) ладонью левой руки;

в) обеими ладонями одновременно.

Моторчик.

Пальцы сжимаем в кулак. Начинаем вращение кулаком и кистью. Сначала вправо, затем влево:

а) правой руки;

б) левой руки;

в) обеими руками одновременно.

Веселые карандаши.

На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:

а) правой рукой;

б) левой рукой;

в) обеими одновременно.

Затем по одному выкладываем карандаши на стол:

а) правой рукой;

б) левой рукой;

в) обеими руками одновременно.

4. Упражнения, способствующие расслаблению, снятию напряжения.

Четвереньки.

Ребенок становится на четвереньки, опираясь о пол коленями и ладонями рук. Ведущий четко задает ритм и темп ползания на четвереньках. При ползании необходимо переставлять вперед противоположные руки и ноги одновременно. Можно использовать веселое музыкальное сопровождение. Можно ввести игровой и соревновательный моменты, предложив детям, например, ползать с закрытыми глазами.

Потягушки.

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой (на полу). На счет от 1 до 6 медленно потянуться, осторожно растягивая позвоночник в разные стороны: пятка правой ноги "ползет" по полу вперед, а левая вытянутая рука одновременно тянется в противоположную сторону; затем то же самое делает левая пятка ребенка и правая рука. Повторяем 5–7 раз.

Лодочка (лежа на животе лицом вниз).

Ребенок лежит на животе лицом вниз, руки подняты вверх над головой. На счет от 1 до 4 он медленно поднимает одновременно руки, ноги (мысочки при этом оттянуты), голову, делая "лодочку". Держит эту позицию на счет от 1 до 4, медленно возвращается в исходное положение тоже на счет от 1 до 4. Далее следует релаксационное расслабление. Затем повторение упражнения. Делается 3–5 раз.

Бревнышко.

Ребенок лежит на полу лицом вверх, Руки плотно прижаты к телу, ноги соединены. Мы предлагаем ребенку закрыть глаза и почувствовать себя частью могучего ствола красивого дерева.

На счет от 1 до 6 тело ребенка начинает перекатываться по полу, например справа налево. На счет от 6 до 1, перекатываясь в противоположном направлении, ребенок возвращается на исходную позицию. Повтор 5–7 раз. В этом упражнении можно варьировать темп – убыстрять, замедлять. Можно не использовать счет вообще, предоставив ребенку возможность спонтанного движения.

5. Кинезиологические упражнения.

Кинезиологический тренажёр.

Задачи: активизировать работу различных отделов коры больших полушарий мозга, их взаимосвязь. Развивать мышление через движение. Развивать мелкую моторику.

Описание действий: одновременно двумя руками выполнять упражнения. Пальчиками шагать по лесенкам. Поочерёдно касаться подушечками пальчиков условных значков. Зеркально обводить узоры. Сворачивать ленточки в трубочки. Заплетать косичку.

Золушка.

Цели: развитие мелкой моторики; развитие межполушарных взаимодействий.

Описание задания: взять две ёмкости в одной фасоль или горох, а второй пустой. Поочерёдно сначала правой, а затем левой рукой прекладывать фасоль или горох с одного стакана в другой.

Для усложнения: менять расстояние между ёмкостями.

Сортёр.

Задачи: развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию. Последовательно формировать пинцетный и пальцевой захват.

Зеркальное рисование.

Задачи: способствует развитию взаимодействия правого и левого полушарий мозга

Ребенку предлагается брать одновременно обеими руками материал и выкладывать по контуру ранее выполненных рисунков.

Положите на стол или закрепите на мольберте лист с зеркально-симметричным рисунком, обводить нужно одновременно обеими руками.

Рисование и выполнение различных упражнений одновременно двумя руками позволяет улучшить у ребенка память, внимание, пространственные представления, мелкую моторику, снижает утомляемость.

Магнитная бабочка.

Задачи: создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие.

Описание задания: ребенок берет две деревянные магнитные палочки, прикладывает их в начало лабиринта и передвигает их по лабиринту, проходит лабиринт только правой, затем только левой рукой, а затем двумя руками одновременно. Этим обеспечивается включенность в работу обоих полушарий головного мозга, формируются межполушарные связи, улучшается взаимодействие и синхронизация работы правого и левого полушария.

Мозаика.

Задачи: тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, художественный вкус и образное мышление.

В процессе создания рисунка из мозаики малыш воспитывает целенаправленность деятельность, внимательность и наблюдательность. Ребенок учится согласованности движений, тренирует усидчивость, развивает абстрактное и пространственное мышление. Мозаика приучает работать по определенным правилам, образцу, стремиться довести замысел до видимого результата.

А самых маленьких еще знакомит с основными формами, цветами, развивая зрительное внимание и сенсорику.

Балансиры.

Задачи: развивать координацию движений, память, речь, равновесие; межполушарное развитие. Способствовать развитию умений и навыков у детей в пространственном ориентировании на плоскости.

Описание задания:

Ребенок двигает мяч (шарик) в разном направлении. Игра-головоломка, направленная на развитие не только логического мышления, но также и координации движений, концентрации внимания, усидчивости, сосредоточенности.

Звуковые лабиринты.

Задачи: развитие межполушарное развитие; мелкой моторики; активизация памяти мышления, внимания.

Описание задания:

Нужно пройти лабиринт не касаясь петли металлической фигуры. Как только коснетесь-сработает звуковой сигнал и придётся начинать сначала.

Заключение.

Можно отметить, что предлагаемые игры и упражнения подтвердили свою эффективность на практике. Они обеспечили условия для полноценного развития личности ребенка и сохранения его интеллектуального здоровья. У многих детей проявляется интерес к результатам выполнения задания. Активизируется познавательная активность, стремление действовать, движения детей стали произвольнее. Дети проявляют инициативу в выборе упражнений, игр, пособий, а также повышенную эмоциональность в процессе занятий. Дети, применяющие эти упражнения, стали смышленее и любознательнее!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (186) выйдет
11 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год