Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие познавательной активности через применение дидактических игр»
Развивающие занятия
Автор: Инкеева В.Р, Закарова А.Е.   
12.02.2021 08:52

«Развитие познавательной активности через применение дидактических игр»«Развитие познавательной активности через применение дидактических игр»

Инкеева В.Р, Закарова А.Е. воспитатели МДОУ детский сад №126 г. Борзя

В психолого-педагогической литературе наблюдается интенсивный рост экспериментальных исследований познавательной активности ребенка – дошкольника. Одним из направлений изучения познавательной активности детей дошкольного возраста является изучение и проявление ее в игровой деятельности. Игровая деятельность представлена следующими видами игр: игры с правилами, сюжетно-ролевыми, строительными, словесными и дидактическими, но именно обучающие игры являются средством формирования познавательный активности- ребенок не только познает, но получает новые знания, закрепляет их.

В дошкольном возрасте дети осваивают мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства.

 

Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от неё, дети учатся принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношении с окружающими людьми. Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у детей представление о взрослом как об образе. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых, овладевает познавательной активностью.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Этому виду игры уделено большое внимание, т.к. она развивает активность детей. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре дети не только получают новые знания, но также обобщают и закрепляют их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям детей, включаются во все системы дошкольного воспитания.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Дети воспринимают умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает их познавательную и умственную активность.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольно – печатные игры и словесные игры.

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению детей действовать с вещами и таким образом знакомится с ними. Играть в эти игры дети начинают в раннем возрасте и не утрачивают своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.

Настольно – печатные игры, так же, как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»).

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления детей, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро и четко формулировать свои мысли, применять знания. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

  • активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста
  • развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации
  • учит их действовать по правилам, развивает любознательность

- закрепляет знания, умения.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Дети, увлеченные игрой, не замечают того, что учатся, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от них мыслительной деятельности. Поэтому целью работы в данном направлении является развитие познавательной активности детей через дидактические игры.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • развивать мышление у детей;
  • обогащать жизненный и игровой опыт;
  • воспитывать навыки позитивного общения со сверстниками и взрослыми;
  • создавать условия для самостоятельного выбора игры детьми;
  • развивать мелкую моторику рук и творческие способности;
  • развивать самостоятельность в поиске решений;
  • развивать умение отвечать и задавать вопросы.

При подборе игр учитываются возрастные особенности детей, а также интерес к играм.

Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует детей, способствует повышению их жизненного тонуса, удовлетворяют личные интересы и социальные нужды. В дошкольном возрасте интересы детей перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Дети впервые психически выходят за рамки семьи, за пределы близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Основу этих игр составляют четко определенное программное содержание, дидактические задачи.

Но именно обучающие дидактические игры способствуют формированию и развитию познавательной активности. Дети познают, получают новые знания, обобщают и закрепляют их.

Дидактическая игра имеет большой воспитательный потенциал: благодаря ей дети приобретают высшие нравственные достижения, которые со временем становятся для них нормой.

Литература:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985
  2. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 10.
  3. Каличенко А.В., Микляева Ю.В Развитие игровой деятельности дошкольников, 2004
  4. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду — М.: Просвещение, 1982
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год