Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Коррекционная работа по развитию мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи
Развивающие занятия
Автор: Пелипенко Светлана Николаевна   
21.08.2020 12:50

Коррекционная работа по развитию мышления у дошкольников с общим недоразвитием речиКоррекционная работа по развитию мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи

Пелипенко Светлана Николаевна –Воспитатель МАДОУ-д/с№14

Успешное обучение детей в начальной школе по современным программам (требования ФГОС) предполагает высокий уровень развития мыслительных операций ребёнка, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Поэтому уже в дошкольный период формированию у дошкольников мыслительных операций должно отводиться важное место.

 

Скачать конспект

Современная педагогическая теория и практика особым вниманием наделяет обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями и совершенствование содержания их обучения, чтобы повысить эффективность коррекционного воздействия. В исследованиях ряда авторов учитываются возрастные закономерности и специфические особенности развития детей с различными отклонениями, как одно из условий осуществления этого процесса. К детям с особыми образовательными потребностями следует отнести большую группу детей с общим недоразвитием речи [1; 6; 9].

Для детей старшего дошкольного возраста характерно преобладание наглядно-образного мышления. У детей с ОНР данный познавательный процесс имеет свои специфические особенности развития. У детей данной категории присутствует познавательный интерес. Но для них характерно своеобразие отдельных сторон мышления: замедленность мыслительных процессов, несформированность некоторых понятий, снижение самоорганизации и пр. Дошкольники с ОНР овладевают предпосылками для развития мыслительных операций, но они отстают в развитии мышления. И без специального обучения данные дети с трудом овладевают анализом, синтезом, классификацией.

Вместе с тем, анализ литературных источников показал недостаточность научно-обоснованных методик по использованию современных психолого-педагогических технологий, направленных на формирование мыслительной деятельности этих детей.

Вышесказанное подчеркивает значимость и актуальность процесса коррекции мышления у дошкольников с ОНР и указывает на необходимость разработки и внедрения психолого-педагогических условий реализации данного процесса.

Выявлено противоречие между важностью процесса развития мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи и недостаточной практической разработанностью изучаемого вопроса в аспекте психолого- педагогических условий коррекции мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы психолого-педагогических условия развития мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Цель исследования – теоретически изучить и апробировать психолого-педагогические условия коррекции мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объектом исследования обозначен процесс коррекции мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи, предметом исследования – психолого-педагогические условия коррекции мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для реализации цели необходимо решить такие задачи, как: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи; выявить уровень сформированности мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи; определить содержание и выявить эффективность психолого- педагогических условий коррекции мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Мы предположили, что процесс коррекции мышления у дошкольников с ОНР будет эффективен при реализации следующих психолого- педагогических условий:

– организация работы с детьми, направленной на формирование у них умения осуществлять перенос практического опыта в наглядно-образный план, устанавливать связи, классифицировать и обобщать;

– формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями моделирования, выстраивания целостных сюжетов в наглядном и словесном плане;

– формирование умения мысленного оперирования образами, соотношения между словом и образом.

Теоретической основой исследования являются положения культурно-исторической теории развития высших психических функций Л. С. Выготского; учет общих закономерностей развития детей с нормальным развитием и детей, имеющих психофизические нарушения [2]; постулат Н. Н. Поддьякова о том, что мышление – это процесс, возникающий и развивающийся во взаимодействии определенных линий психического развития (развитие предметных действий, действий замещения, подражания, игровой деятельности, речи) [6].

Мышление является высшим познавательным процессом. Научные исследования содержат распространенную точку зрения на мышление как на особенно сложную форму психической деятельности, которая возникает в случаях, требующих для решения задачи осуществления предварительного анализа и синтеза ситуации, чтобы найти специальные вспомогательные операции для их разрешения. В исследованиях Н. Н. Поддьякова [6], С. Л. Рубинштейна [7], отмечается, что процесс мышления отличается сознательным отражением объективной действительности в её свойствах, связях и отношениях, включая объекты, недоступные непосредственному чувственному восприятию.

Мышление не может существовать в виде отдельного психического процесса, для него характерно незримое присутствие во всех других познавательных процессах, включая восприятие, внимание, воображение, память, речи. Высшие формы этих процессов отличаются обязательной связью с мышлением, а степенью его участия в этих познавательных процессах определяется их уровень развития.

Нормальное развитие ребенка предполагает уже на втором году жизни формирование умения к практическому анализу и синтезу предметов и использования орудий для достижения цели (наглядно-действенный уровень). Затем дети могут постепенно освоить процесс выполнения мыслительных операций, не только используя практические действия с предметами, но и не манипулируя с ними, применяя восприятие предметов в наглядной ситуации (наглядно-образный уровень). Этот уровень характеризуется активизацией включения речи взрослых и самого ребенка в процесс мышления. Ее организующая роль позволяет ребенку обрести способность абстрагировать различные признаки предметов и объединять их на основе общих свойств. Следующее достижение наглядно-образного мышления ребенка – умение понимать различные наглядно воспринимаемые зависимости, такие, как отношение целого и части, разная степень выраженности того или иного свойства в сериационном ряду.

Нормально развивающиеся дети обладают уже сформированным к началу школьного обучения наглядным мышлением, которое далее участвует в процессе дальнейшего развития их понятийного мышления [2].

Особым вниманием исследователей окружена проблема состояния мышления у детей с ОНР. Историческая ретроспектива этой проблемы показывает различные, часто противоположные теоретические позиции ученых к решению. Большинством авторов выделяется проблема недостаточности мышления у таких детей. Одним из центральных вопросов в этих исследованиях является проблема соотношения мышления и речи, если недоразвита последняя.

Проведение исследований под руководством Р. Е. Левиной с последовательным системным анализом речевого и психического недоразвития детей с патологией речи, показали, что недостаточности мышления и другим психическим процессам присущ закономерный характер вторичной задержки развития [5].

Дети с затронутой дефектом речевой сферой, испытывают большие затруднения, если сравнивать с нормой, по усвоению действий наглядно-образного и логического мышления [1].

Авторами этот факт связывается с возникновением у ребенка при переходе к наглядно образному мышлению необходимости осуществлять символизацию, позволяющий ему оторваться от конкретного действия с предметом и создать ряд определённых возможностей, чтобы решать мыслительные задачи не методом проб и ошибок, а в плане представления, используя в качестве главного средства решения символы-заместители, а позже знаки-заместители. Используя эти средства, ребёнок может предварительно ориентироваться в ситуации, еще не начав исполнять действия. Именно тогда умственное действие приобретает полный смысл этого слова. К важнейшим типам этих заместителей относятся речевые знаки. Поэтому исследователи приходят к выводу, что если нарушается образование системы речевых знаков и правил взаимодействия у детей с речевой патологией, то отсутствует вовлечение речи в процесс осуществления мыслительной деятельности, что в целом ведет к затруднению умственного развития ребенка.

Таким образом, мышление у детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей. В связи с недостаточностью самоорганизации речевой деятельности страдают процесс и результат мыслительной деятельности. Такие дети затрудняются, когда классифицируют предметы, обобщают явления и признаки. Для их суждений характерны бедность умозаключений, отрывочность, отсутствие логических связей друг с другом.

При развитии мышления, с учетом основных этапов развития мышления у детей данной категории, ставятся следующие задачи: создать предпосылки к развитию мышления; формировать способы ориентировки в условиях проблемной практической задачи и способы ее выполнения. Формировать методы проб, включать речь в процесс, когда решаются все познавательные задачи; обучать детей воспринимать ситуацию, которая изображена на картинке с опорой на свой практический и социальный опыт; развивать понимание временных и причинно-следственных связей; развивать умение осуществлять выполнение предметной классификации и группировки по образцу, слову и самостоятельно; решать логические задачи [6].

При помощи игры как ведущего вида деятельности дошкольного возраста развиваются необходимые ребенку в его дальнейшей жизни психические процессы и механизмы их осуществления [4]. Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма в развитии мышления дошкольников.

Дети с ОНР отличаются невысоким уровнем развития игровой деятельности, бедностью сюжета, процессуальным характером игры и низкой речевой активностью. Большинство таких детей крайне возбудимы, так как имеется различная неврологическая симптоматика, поэтому игры, если их не контролирует воспитатель, часто отличаются организованными формами. У таких детей часто недоразвита моторика, зрительно-моторная координация, что в целом свидетельствуют о недоразвитии тактильно-моторных ощущений, которые представляют собой организующий моментом любой деятельности. Недостаточно развиты пространственные представления и образная сфера.

Особенно важно использовать развивающие игры в познавательном развитии дошкольников, т.к. благодаря им дети учатся самостоятельному мышлению, используют полученные знания в мыслительных операциях: находят характерные признаки, сравнивают, группируют, классифицируют предметы, делают правильные выводы и обобщения [2].

Это содействует развитию познавательной активности, так как игра позволяет ребенку не просто выполнять требования взрослого, а осуществлять активные действия.

Целью исследования было: выявить уровень развития мышления у старших дошкольников с ОНР и проанализировать эту взаимосвязь. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 58 «Центр развития ребенка – детский сад», ст. Калининской. Контингент обследуемых представлен 10 дошкольниками старшего возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Для выявления особенностей мышления у детей с ОНР были использованы следующие методики: – «Расскажи (серия сюжетных картинок «Утро мальчика») [3], Е. А. Стребелева; «Сгруппируй картинки (по цвету и форме)» Е. А. Стребелевой [8], «Нарисуй целое» Л. А. Венгер [3], «Свободная классификация» Е. Л. Агаевой [1], «Заселение домика» [3].

Исследование проводилось в следующих этапах:

  1. обследование сформированности представлений об окружающей действительности
  2. изучение уровня развития восприятия и наглядно-образного мышления
  3. обследование уровня сформированности представлений о предмете и его целостности.
  4. определение уровень развития элементов логического мышления (обобщения и классификации).
  5. изучение умения детей планировать свою мыслительную деятельность и контролировать ее результат, изучения комбинаторных умений и навыков.

Результаты, которые были получены при изучении развития мышления у старших дошкольников с ОНР, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Уровень сформированности мышления у старших дошкольников с ОНР

Результаты исследования уровня развития мышления у детей с ОНР свидетельствуют о преимущественно среднем и низком уровне. Необходима целенаправленная психолого-педагогическая работа по развитию мышления у старших дошкольников с ОНР.

Для проведения экспериментального исследования группа детей была поделена на экспериментальную и контрольную группы.

Работа осуществлялась по трем основным направлениям:

Перенос практического опыта в наглядно-образный план. Работа направлена на формирование у детей умения в знакомых ситуациях мысленно оперировать образами-представлениями с опорой на свой реальный практический.

Развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования. Дети с ОНР обучаются навыкам ориентирования в пространстве и создания новых образов предметов и ситуаций, а также комбинированию отдельных образов, выстраиванию целостных сюжетов в наглядном и словесном плане.

Развитие соотношения между словом и образом. Необходимой предпосылкой развития образных форм мышления и речи ребенка является умение ребенка правильно представить ситуацию по ее словесному описанию, которое является основой формирования механизма мысленного оперирования образами воссоздающего воображения.

В обучающем эксперименте использовались в сочетании различные методы: наглядные (показ, образец, наблюдение, зрительное соотнесение); практические (практическое примеривание, наложение, прикладывание, дидактические игры и упражнения); словесные (инструкция, беседа, стихи, сказки, рассказы, загадки, сообщения, объяснения и др.). Всего было разработано 14 непосредственно образовательных деятельностей по развитию наглядно-образного мышления.

Сравнительные результаты уровня мышления у дошкольников с ОНР в экспериментальной группе представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Динамика уровня сформированности мышления у старших дошкольников с ОНР в экспериментальной группе

Количество детей с высоким уровнем сформированности мышления достигло 20%, количество детей со средним уровнем осталось прежним. Количество детей с низким уровнем сформированности представлений об окружающей действительности у дошкольников с ОНР уменьшился в два раза. Значимые изменения произошли у 40% детей экспериментальной группы. В контрольной группе существенных изменений не выявлено.

Представленные данные свидетельствуют о положительной динамике в уровне сформированности мышления детей у экспериментальной группы после проведения работы.

Список использованных источников:

  1. Агаева, Е. Л. Вербальные и образные компоненты в решении дошкольниками логических задач [Текст] / Е. Л. Агаева // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: Сб. статей / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: ИHTO, 2011. – С. 14-29.
  2. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2016. – 414 с.
  3. Диагностика умственного развития дошкольника [Текст] / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. – М.: Просвещение, 2012. – 191 с.
  4. Лахин, Р. А. Социально-педагогический потенциал народной игры в инклюзивном образовании. [Текст] / Р. А. Лахин // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; 8 (5/3): С. 96-100.
  5. Левина, Р. Е. К психологии речи в патологических случаях (автономная детская речь) [Текст] / Р. Е. Левина. – М.: Наука, 2016. – 76 с.
  6. Поддьяков, Н. Н. Методы умственного воспитания в детском саду [Текст] // Н. Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9. – С. 32-39.
  7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн – М.: Питер, 2015. – 705 с.
  8. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е. А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2015. – 184 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 37 (158) выйдет
27 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год