Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Коррекционная работа по развитию мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи
Развивающие занятия
Автор: Пелипенко Светлана Николаевна   
21.08.2020 12:50

Коррекционная работа по развитию мышления у дошкольников с общим недоразвитием речиКоррекционная работа по развитию мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи

Пелипенко Светлана Николаевна –Воспитатель МАДОУ-д/с№14

Успешное обучение детей в начальной школе по современным программам (требования ФГОС) предполагает высокий уровень развития мыслительных операций ребёнка, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Поэтому уже в дошкольный период формированию у дошкольников мыслительных операций должно отводиться важное место.

 

Скачать конспект

Современная педагогическая теория и практика особым вниманием наделяет обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями и совершенствование содержания их обучения, чтобы повысить эффективность коррекционного воздействия. В исследованиях ряда авторов учитываются возрастные закономерности и специфические особенности развития детей с различными отклонениями, как одно из условий осуществления этого процесса. К детям с особыми образовательными потребностями следует отнести большую группу детей с общим недоразвитием речи [1; 6; 9].

Для детей старшего дошкольного возраста характерно преобладание наглядно-образного мышления. У детей с ОНР данный познавательный процесс имеет свои специфические особенности развития. У детей данной категории присутствует познавательный интерес. Но для них характерно своеобразие отдельных сторон мышления: замедленность мыслительных процессов, несформированность некоторых понятий, снижение самоорганизации и пр. Дошкольники с ОНР овладевают предпосылками для развития мыслительных операций, но они отстают в развитии мышления. И без специального обучения данные дети с трудом овладевают анализом, синтезом, классификацией.

Вместе с тем, анализ литературных источников показал недостаточность научно-обоснованных методик по использованию современных психолого-педагогических технологий, направленных на формирование мыслительной деятельности этих детей.

Вышесказанное подчеркивает значимость и актуальность процесса коррекции мышления у дошкольников с ОНР и указывает на необходимость разработки и внедрения психолого-педагогических условий реализации данного процесса.

Выявлено противоречие между важностью процесса развития мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи и недостаточной практической разработанностью изучаемого вопроса в аспекте психолого- педагогических условий коррекции мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы психолого-педагогических условия развития мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Цель исследования – теоретически изучить и апробировать психолого-педагогические условия коррекции мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объектом исследования обозначен процесс коррекции мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи, предметом исследования – психолого-педагогические условия коррекции мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для реализации цели необходимо решить такие задачи, как: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи; выявить уровень сформированности мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи; определить содержание и выявить эффективность психолого- педагогических условий коррекции мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Мы предположили, что процесс коррекции мышления у дошкольников с ОНР будет эффективен при реализации следующих психолого- педагогических условий:

– организация работы с детьми, направленной на формирование у них умения осуществлять перенос практического опыта в наглядно-образный план, устанавливать связи, классифицировать и обобщать;

– формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями моделирования, выстраивания целостных сюжетов в наглядном и словесном плане;

– формирование умения мысленного оперирования образами, соотношения между словом и образом.

Теоретической основой исследования являются положения культурно-исторической теории развития высших психических функций Л. С. Выготского; учет общих закономерностей развития детей с нормальным развитием и детей, имеющих психофизические нарушения [2]; постулат Н. Н. Поддьякова о том, что мышление – это процесс, возникающий и развивающийся во взаимодействии определенных линий психического развития (развитие предметных действий, действий замещения, подражания, игровой деятельности, речи) [6].

Мышление является высшим познавательным процессом. Научные исследования содержат распространенную точку зрения на мышление как на особенно сложную форму психической деятельности, которая возникает в случаях, требующих для решения задачи осуществления предварительного анализа и синтеза ситуации, чтобы найти специальные вспомогательные операции для их разрешения. В исследованиях Н. Н. Поддьякова [6], С. Л. Рубинштейна [7], отмечается, что процесс мышления отличается сознательным отражением объективной действительности в её свойствах, связях и отношениях, включая объекты, недоступные непосредственному чувственному восприятию.

Мышление не может существовать в виде отдельного психического процесса, для него характерно незримое присутствие во всех других познавательных процессах, включая восприятие, внимание, воображение, память, речи. Высшие формы этих процессов отличаются обязательной связью с мышлением, а степенью его участия в этих познавательных процессах определяется их уровень развития.

Нормальное развитие ребенка предполагает уже на втором году жизни формирование умения к практическому анализу и синтезу предметов и использования орудий для достижения цели (наглядно-действенный уровень). Затем дети могут постепенно освоить процесс выполнения мыслительных операций, не только используя практические действия с предметами, но и не манипулируя с ними, применяя восприятие предметов в наглядной ситуации (наглядно-образный уровень). Этот уровень характеризуется активизацией включения речи взрослых и самого ребенка в процесс мышления. Ее организующая роль позволяет ребенку обрести способность абстрагировать различные признаки предметов и объединять их на основе общих свойств. Следующее достижение наглядно-образного мышления ребенка – умение понимать различные наглядно воспринимаемые зависимости, такие, как отношение целого и части, разная степень выраженности того или иного свойства в сериационном ряду.

Нормально развивающиеся дети обладают уже сформированным к началу школьного обучения наглядным мышлением, которое далее участвует в процессе дальнейшего развития их понятийного мышления [2].

Особым вниманием исследователей окружена проблема состояния мышления у детей с ОНР. Историческая ретроспектива этой проблемы показывает различные, часто противоположные теоретические позиции ученых к решению. Большинством авторов выделяется проблема недостаточности мышления у таких детей. Одним из центральных вопросов в этих исследованиях является проблема соотношения мышления и речи, если недоразвита последняя.

Проведение исследований под руководством Р. Е. Левиной с последовательным системным анализом речевого и психического недоразвития детей с патологией речи, показали, что недостаточности мышления и другим психическим процессам присущ закономерный характер вторичной задержки развития [5].

Дети с затронутой дефектом речевой сферой, испытывают большие затруднения, если сравнивать с нормой, по усвоению действий наглядно-образного и логического мышления [1].

Авторами этот факт связывается с возникновением у ребенка при переходе к наглядно образному мышлению необходимости осуществлять символизацию, позволяющий ему оторваться от конкретного действия с предметом и создать ряд определённых возможностей, чтобы решать мыслительные задачи не методом проб и ошибок, а в плане представления, используя в качестве главного средства решения символы-заместители, а позже знаки-заместители. Используя эти средства, ребёнок может предварительно ориентироваться в ситуации, еще не начав исполнять действия. Именно тогда умственное действие приобретает полный смысл этого слова. К важнейшим типам этих заместителей относятся речевые знаки. Поэтому исследователи приходят к выводу, что если нарушается образование системы речевых знаков и правил взаимодействия у детей с речевой патологией, то отсутствует вовлечение речи в процесс осуществления мыслительной деятельности, что в целом ведет к затруднению умственного развития ребенка.

Таким образом, мышление у детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей. В связи с недостаточностью самоорганизации речевой деятельности страдают процесс и результат мыслительной деятельности. Такие дети затрудняются, когда классифицируют предметы, обобщают явления и признаки. Для их суждений характерны бедность умозаключений, отрывочность, отсутствие логических связей друг с другом.

При развитии мышления, с учетом основных этапов развития мышления у детей данной категории, ставятся следующие задачи: создать предпосылки к развитию мышления; формировать способы ориентировки в условиях проблемной практической задачи и способы ее выполнения. Формировать методы проб, включать речь в процесс, когда решаются все познавательные задачи; обучать детей воспринимать ситуацию, которая изображена на картинке с опорой на свой практический и социальный опыт; развивать понимание временных и причинно-следственных связей; развивать умение осуществлять выполнение предметной классификации и группировки по образцу, слову и самостоятельно; решать логические задачи [6].

При помощи игры как ведущего вида деятельности дошкольного возраста развиваются необходимые ребенку в его дальнейшей жизни психические процессы и механизмы их осуществления [4]. Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма в развитии мышления дошкольников.

Дети с ОНР отличаются невысоким уровнем развития игровой деятельности, бедностью сюжета, процессуальным характером игры и низкой речевой активностью. Большинство таких детей крайне возбудимы, так как имеется различная неврологическая симптоматика, поэтому игры, если их не контролирует воспитатель, часто отличаются организованными формами. У таких детей часто недоразвита моторика, зрительно-моторная координация, что в целом свидетельствуют о недоразвитии тактильно-моторных ощущений, которые представляют собой организующий моментом любой деятельности. Недостаточно развиты пространственные представления и образная сфера.

Особенно важно использовать развивающие игры в познавательном развитии дошкольников, т.к. благодаря им дети учатся самостоятельному мышлению, используют полученные знания в мыслительных операциях: находят характерные признаки, сравнивают, группируют, классифицируют предметы, делают правильные выводы и обобщения [2].

Это содействует развитию познавательной активности, так как игра позволяет ребенку не просто выполнять требования взрослого, а осуществлять активные действия.

Целью исследования было: выявить уровень развития мышления у старших дошкольников с ОНР и проанализировать эту взаимосвязь. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 58 «Центр развития ребенка – детский сад», ст. Калининской. Контингент обследуемых представлен 10 дошкольниками старшего возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Для выявления особенностей мышления у детей с ОНР были использованы следующие методики: – «Расскажи (серия сюжетных картинок «Утро мальчика») [3], Е. А. Стребелева; «Сгруппируй картинки (по цвету и форме)» Е. А. Стребелевой [8], «Нарисуй целое» Л. А. Венгер [3], «Свободная классификация» Е. Л. Агаевой [1], «Заселение домика» [3].

Исследование проводилось в следующих этапах:

  1. обследование сформированности представлений об окружающей действительности
  2. изучение уровня развития восприятия и наглядно-образного мышления
  3. обследование уровня сформированности представлений о предмете и его целостности.
  4. определение уровень развития элементов логического мышления (обобщения и классификации).
  5. изучение умения детей планировать свою мыслительную деятельность и контролировать ее результат, изучения комбинаторных умений и навыков.

Результаты, которые были получены при изучении развития мышления у старших дошкольников с ОНР, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Уровень сформированности мышления у старших дошкольников с ОНР

Результаты исследования уровня развития мышления у детей с ОНР свидетельствуют о преимущественно среднем и низком уровне. Необходима целенаправленная психолого-педагогическая работа по развитию мышления у старших дошкольников с ОНР.

Для проведения экспериментального исследования группа детей была поделена на экспериментальную и контрольную группы.

Работа осуществлялась по трем основным направлениям:

Перенос практического опыта в наглядно-образный план. Работа направлена на формирование у детей умения в знакомых ситуациях мысленно оперировать образами-представлениями с опорой на свой реальный практический.

Развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования. Дети с ОНР обучаются навыкам ориентирования в пространстве и создания новых образов предметов и ситуаций, а также комбинированию отдельных образов, выстраиванию целостных сюжетов в наглядном и словесном плане.

Развитие соотношения между словом и образом. Необходимой предпосылкой развития образных форм мышления и речи ребенка является умение ребенка правильно представить ситуацию по ее словесному описанию, которое является основой формирования механизма мысленного оперирования образами воссоздающего воображения.

В обучающем эксперименте использовались в сочетании различные методы: наглядные (показ, образец, наблюдение, зрительное соотнесение); практические (практическое примеривание, наложение, прикладывание, дидактические игры и упражнения); словесные (инструкция, беседа, стихи, сказки, рассказы, загадки, сообщения, объяснения и др.). Всего было разработано 14 непосредственно образовательных деятельностей по развитию наглядно-образного мышления.

Сравнительные результаты уровня мышления у дошкольников с ОНР в экспериментальной группе представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Динамика уровня сформированности мышления у старших дошкольников с ОНР в экспериментальной группе

Количество детей с высоким уровнем сформированности мышления достигло 20%, количество детей со средним уровнем осталось прежним. Количество детей с низким уровнем сформированности представлений об окружающей действительности у дошкольников с ОНР уменьшился в два раза. Значимые изменения произошли у 40% детей экспериментальной группы. В контрольной группе существенных изменений не выявлено.

Представленные данные свидетельствуют о положительной динамике в уровне сформированности мышления детей у экспериментальной группы после проведения работы.

Список использованных источников:

  1. Агаева, Е. Л. Вербальные и образные компоненты в решении дошкольниками логических задач [Текст] / Е. Л. Агаева // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: Сб. статей / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: ИHTO, 2011. – С. 14-29.
  2. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2016. – 414 с.
  3. Диагностика умственного развития дошкольника [Текст] / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. – М.: Просвещение, 2012. – 191 с.
  4. Лахин, Р. А. Социально-педагогический потенциал народной игры в инклюзивном образовании. [Текст] / Р. А. Лахин // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; 8 (5/3): С. 96-100.
  5. Левина, Р. Е. К психологии речи в патологических случаях (автономная детская речь) [Текст] / Р. Е. Левина. – М.: Наука, 2016. – 76 с.
  6. Поддьяков, Н. Н. Методы умственного воспитания в детском саду [Текст] // Н. Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9. – С. 32-39.
  7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн – М.: Питер, 2015. – 705 с.
  8. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е. А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2015. – 184 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год