Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «Развиваемся, играя»
Развивающие занятия
Автор: Кучумова Елена Сергеевна   
18.07.2020 13:53

Статья «Развиваемся, играя»Статья «Развиваемся, играя»

Кучумова Елена Сергеевна Воспитатель, ГБДОУ №77 Красносельского района, г.Санкт-Петербург

Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре ребенок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре формируются основные знания, развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности.

С. Л. Новоселова

Больше всего на свете дети любят играть. Они играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир.

Родители — первые наставники своего ребенка, открывающие ему этот мир. То, что малыш увидит и, прежде всего, как он это увидит, в первую очередь, зависит от его ближайшего окружения. Родители, зачастую желая помочь ребенку в его развитии, пытаются «ускорить» этот процесс, забывая, что обучение ребёнка вообще не может проходить вне игры.

 

Скачать конспект

Основной деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра, и задача взрослых — сделать игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребенка. В этом помогут развивающие игры.

Что они дают? В основу развивающих игр положены два принципа обучения – «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.

Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.

Во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.

В-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.

В-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

В-пятых, играя в эти игры с малышами, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Признавая приоритет семейного воспитания, а также желая помочь родителям своей группы в воспитании детей, мы сделали подборку развивающих игр для детей младшего возраста. Мы отобрали игры, не требующие специальной подготовки и материалов. Использовать можно предметы, которые имеются под рукой в любом доме.

Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания, наблюдательности.

«Чего не стало?»

На стол ставятся несколько небольших игрушек (начинать лучше с 3-4 игрушек, постепенно увеличивая их количество). Ребенку предлагается рассмотреть и назвать игрушки. Затем ребенок отворачивается или закрывает глаза ладошками, а взрослый убирает одну игрушку. Ребенок должен назвать ту игрушку, которой не стало.

«Что изменилось?»

Игра проводится по аналогии с предыдущей, но игрушка не прячется, а две игрушки меняются местами.

«Повтори орнамент»

Возьмите 8-12 бусинок, 8-12 пуговиц, 8-12 счетных палочек (или спичек). Разделите предметы поровну между собой и ребенком. Выложите из бусинок произвольную композицию, затем одну-две секунды покажите ее ребенку и закройте (например, листом бумаги). Ребенок должен выложить точно такую же фигуру по памяти и проверить себя по образцу. Затем можно поменяться ролями. В дальнейшем можете сочетать в композиции бусины и пуговицы и т.д.

Игра на развития внимания и мышления, умения классифицировать предметы по одному признаку.

«Четвертый лишний»

Ребенку предлагаются 4 изображения предметов (живые и неживые), три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под эту классификацию.

Ребенок выбирает лишнюю картинку и объясняет свой выбор. Например, лишняя собака – это животное. Классификации, которые можно включать в игру: домашние и дикие животные и птицы, одежда, обувь, мебель, инструменты, цветы, насекомые, грибы, ягоды, транспорт, деревья, посуда. По мере освоения ребенком данных классификаций, игру можно усложнять, например птицы перелетные и зимующие, транспорт воздушный, водный и т.д.

Игра на развитие внимания, воображения, творческого мышления и совершенствование тактильных ощущений.

«Угадай предмет» или «Чудесный мешочек»

В большую коробку, корзину, тазик или в мешочек складываются разные предметы: кубики, мячики, резиновые зверюшки, можно использовать овощи и фрукты и т.д. Сверху коробка закрывается платком. Ребенок опускает руку в коробку, берет один предмет в руку, ощупывает его и называет. Затем он достает предмет и проверяет прав он или нет.

Игра на развитие внимания, звукового восприятия и фразовой речи.

«Узнай по звуку»

Для игры понадобятся различные игрушки и предметы, с помощью которых можно производить характерные звуки: колокольчик, ложка, барабан, бумага, фольга от конфет, монетки, книга и т.д. Ребенок садится на стул спиной к взрослому. Взрослый начинает производить шумы различными предметами: перелистывать книгу, мять фольгу и т.д. Ребенок должен догадаться, какой предмет использует взрослый, и назвать действие с этим предметом.

Игры с крышечками от детского пюре развивают цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

Самая простая игра: скрепляем крышечки по принципу «верх с низом». Получаются гусеницы, или змейки, или волшебные палочки, или забор…

По этому принципу можно организовать несколько развивающих игр. Вариант 1. собираем змейки одного цвета (используя только синие, только красные и т.д. крышечки). Вариант 2. Продолжи последовательность (жёлтая-синяя-красная-белая и снова жёлтая-синяя…)

А теперь будем соединять крышечки торцами, получаются «цепочки». Играем так же: продолжаем заданную цветовую последовательность (синяя-желтая-белая и снова синяя…).

Собираем по образцу: в прямом, или обратном, как на фото, порядке. Подбираем парочки по цвету.

Строим числовую лесенку или числовую пирамидку.

А ещё можно тренировать графомоторные навыки, разложить на листе бумаги крышечки и предложить обвести их фломастером так, чтоб получилась извилистая дорожка. При этом нужно стараться не задевать крышечки рукой и фломастером.

И конечно, активно используем крышечки в качестве конструктора для сборки различных предметов и фигур,

развивая тем самым фантазию и конструкторские навыки.

Игра на развитие воображения и мелкой моторики.

«Рисуем в воздухе»

Очерчивайте пальцами в воздухе контуры различных предметов, побуждая ребенка повторять Ваши действия. Начинать можно с простых геометрических фигур (круг, квадрат, овал), переходя в дальнейшем к более сложным очертаниям (фигурки животных, дома, волнистые линии). Если ребенок знает буквы или цифры, пробуйте рисовать их.

Игры на развитие тактильных ощущений.

«Выбери одежду»

Собираясь на прогулку, предложите ребенку поиграть: он выбирает себе майку или штанишки из нескольких, затем отворачивается или закрывает глаза, и, ощупывая одежду, находит то, что он выбрал.

Отгадай, не глядя»

Попросите ребенка закрыть глаза и отгадать, что Вы положили ему в руку. Используйте для игры предметы разной величины, формы, сделанные из разных материалов. Предложите ребенку прокомментировать свои ощущения: «Я держу что-то небольшое, деревянное, легкое, с уголками. Наверное, это кубик».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год