Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие творческого воображения и эмоционального благополучия детей (из опыта работы)
Развивающие занятия
Автор: Сигаева Нэля Викторовна   
23.06.2017 21:18

Развитие творческого воображения и эмоционального благополучия детей (из опыта работы)Развитие творческого воображения и эмоционального благополучия детей (из опыта работы)

Эмоционально-положительное, содержательное общение с окружающими людьми является важнейшим условием полноценного развития ребенка.

В своей работе с детьми, я поставила себе приоритетную задачу: развитие творческого воображения и эмоционального благополучия детей. Ведь эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспосабливаться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребёнком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определённые действия, чтобы избежать опасности. Ребёнок грустен или разгневан — значит у него что-то не в порядке. Ребёнок радуется, выглядит счастливым – значит в его мире все хорошо.

Эмоции ребёнка – это «послание» окружающим его взрослым о его эмоциональном благополучии. И так для того чтобы выявить, в каком настроении и с какими эмоциями ребёнок пришел утром в детский сад, сделали в групповой комнате уголок релаксации. Каждое утро, придя в детский сад, ребёнок ставил свой небольшой портрет с изображением выражения эмоционального состояния на рисунке. Сначала я помогала детям определить свое настроение и найти его на макете, обговаривала с детьми, с каким настроением они пришли сегодня в детский сад.

 

Так, например, выяснялось, что один ребенок постоянно ставит один и тот же макет с выражением грусти на лице, в каком бы настроении он не пришел в детский сад. В беседе с ребёнком я выяснила, что каждое утро мама дома и по дороге в детский сад читает ребёнку нравоучения, как вести себя, и поэтому он приходит замкнутый.

В этом случае на лицо признаки тревоги его поведения. Эмоциональный дискомфорт ребёнка связан с ожиданием оценки, которую ему даст мама, предчувствием несправедливости по отношению к себе. Поэтому с этой мамой я провела беседу, в корректной форме выразив пожелание: пока не упущен момент, ребенка желательно чаще поощрять, подкреплять его правильные действия, подбадривать, выражать уверенность в том что он сам со всем справится, не ругать за его неправильные ответы. Очень спокойно надо объяснить ребёнку, в чём его ошибка; при этом подчеркнуть, что многие ошибаются, и не чего страшного в этом нет.

Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам только по тому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его переживаниям мать.

Наши эмоции способствуют так же социальному и нравственному развитию личности, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо, Что такое плохо?»

Эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна. Люди различают пять основных эмоций – радость, грусть, удивление, отвращение и страх. Работая поэтому вопросу, я изучила много литературы на тему «Понимаем, друг друга» и стала применять полученные знания на практике.

Мы с детьми глубже изучали эмоции, состояние героев, научились различать на картинках эмоции героев, показывать мимикой своё выражения лица, пользуясь зеркалом. Большое внимание уделяла психогимнастике, которая позволяет детям раскрепостится и передать эмоциональное состояние героя через его образ, при этом использовала ее приемы как в утренние часы, так и на занятиях, и во второй половине дня.

На прогулке и в утренние часы стала использовать «Минутки творческого воображения», которые с помощью ласковых слов и прикосновений позволяют детям творчески мыслить, самостоятельно находить оценку увиденному, творческие минутки позволяют ребёнку логически мыслить, обогащают его душевное состояние. Вот, например одно из многих упражнений: «Спасибо – пожелание добра». Педагог – Дети, вокруг нас живут волшебные слова, назовите их. В чём их волшебство? Вы испытывали их волшебную силу? В чём они вам помогли? Дети, а вы помните рассказ Осеевой, где бабушка сказала, что волшебные слова нужно говорить тихим ласковым голосом. Как вы думаете, почему эти слова нужно говорить тихим ласковым голосом? Почему эти слова необходимо произносить именно так? (Чтобы они проникали в сердца людей, дарили им радость, вселяли надежду, передавали всю глубину вашей благодарности и признательности). Скажите слово спасибо так, чтобы оно прозвучало тепло и ласково, чтобы в нем звучали нотки искренней благодарности.

Для успешной работы с детьми сделала несколько пособий для игр, для развития эмоционального состояния «Угадай и разложи правильно», «Покажи и назови Неваляшкино настроение» и т. д.

Вся эта работа позволила мне глубже понять чувства детей, их эмоциональное благополучие как в детском саду, так и дома.

Для родителей было проведено собрание на тему «Что такое эмоции? Как помочь ребёнку преодолеть негативное эмоциональное состояние?» После собрания я стала замечать, что родители стали больше уделять внимания эмоциональному благополучию ребёнка в кругу семьи.

Большое внимание в своей работе я уделяю организации совместной, игровой и продуктивной деятельности дошкольников. Когда дети рисуют картинки или разыгрывают сюжеты, способствую умению согласовывать свои действия с действиями других детей, при этом дети учатся сотрудничать, общаться. Тем не менее, иногда совместные действия детей заканчиваются ссорами, недовольством тем, как действует сверстник. И тут приходится воспитывать гуманное отношение к людям — развивать способность сопереживать и сочувствовать, это проявляется в самых разных жизненных ситуациях, через беседы, проигрывая игровые ситуации с применением наглядного пособия «Капитоша». Капитоша — это самодельная, сшитая кукла, у которой можно изменять настроение с помощью изменения выражения лица (замена рта, бровей), всё детали сделаны на липучках. Эта игрушка так же позволяет развивать детям и мелкую мускулатуру рук заплетанием косичек, расстёгиванием или пристёгиванием рук к туловищу на пуговицы.

В своей работе большое внимание стараюсь уделить тому, чтобы ребёнок познал себя, научился сравнивать себя с другими. В индивидуальных беседах с детьми способствую развитию умения рассказывать о собственных переживаниях, прислушиваться к себе, делиться своим настроением, переживаниями.

В процессе проделанной работы дети стали увереннее себя чувствовать, легче стали принимать позицию другого, разделять его переживания, но, правда, еще не всегда некоторые дети могут самостоятельно разрешать возникшие между ними конфликты, над этой проблемой я еще работаю. Дети стали больше и дружнее играть, заметно снизилась агрессивность «проблемных детей», повысилось участие замкнутых.

Чтобы помочь ребёнку в преодолении негативных эмоциональных состояний, изучая их интересы и склонности, желания и предпочтения. С этой целью использую серию вопросов:

  1. Что ты любишь больше всего на свете?
  2. Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили сделать все?
  3. Расскажи о своём любимом занятии: как ты гуляешь, играешь и т. д.
  4. Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь).
  5. Тебе всё нравится в детском саду? Что бы ты хотел изменить?
  6. Представь, что я волшебница и могу выполнить любое твоё желание.

Что бы ты хотел попросить?

Так же в своей работе использую приём, который заключается в завершении предложений. Предлагаю ребёнку незаконченную фразу, и ребёнок придумывает, как её завершить. Чтобы было интересно, использую наглядные пособия: кукол, игрушки. Прошу ребёнка вообразить, что он помогает «Капитоше», который сам не умеет говорить. Что бы он нам рассказал? Я говорю ребёнку: — «Давай поможем «Капитоше», я начну предложение, а вы вместе закончите, только это надо делать быстро, не задумываясь. Попробуем?" Тороплю ребёнка, для того чтобы получить непосредственный ответ, который как правило, более информативен. Стараясь создать не принуждённую обстановку. Объясняю: «Ребята, все, что вы ответите на вопрос, все будет правильно».

Вот примерный список вопросов, которые я использую:

  1. Когда я вырасту, я буду…
  2. Мне скучно, когда…
  3. Не люблю, когда…
  4. Самое интересное — это…
  5. Мой лучший друг…
  6. Мне нравится…
  7. Взрослые любят, когда…
  8. Летом я люблю…
  9. Когда я пойду в школу…
  10. Мама сердится, если…
  11. Моё самое любимое дело, когда…
  12. Зимой лучше всего…
  13. Папа меня всегда хвалит за…
  14. Мама меня всегда хвалит за…

Но конечно и много других вопросов.

Таким образом, работая над этой задачей – развитие творческого воображения и эмоционального благополучия детей – я осознала, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает большое влияние на все сферы психического развития. Это регуляция поведения и умения ребёнка овладеть средствами и способами взаимодействия с другими детьми, поведение в группе сверстников, овладение социальным опытом.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 9(21) за 2011 год
Скачать Номер 10(22) за 2011 год
Скачать Номер 11(23) за 2011 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год