Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Развитие речи у детей
Автор: Максютова Альмира Алямовна   
24.07.2014 15:05

Проект РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ  С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙПроект РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ  С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Цель проекта: выявить педагогические условия развития связной речи младших дошкольников средствами художественной литературы. Разработать в проект по развитию связной речи детей 3-4 лет.
Объектом проекта: процесс развития связной речи младших дошкольников 3-4 лет.
Предмет проекта: художественная литература как эффективное средство развития связной речи детей 3-4 лет.
Задачи проекта:
1)    изучить теоретические основы связной речи детей 3-4 лет;
2)    выявить особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста;
3)    разработать проект развития связной речи детей 3-4 лет;

Скачать проект

4)    представить методические рекомендации воспитателям по реализации развития связной речи младших дошкольников.
Методы проекта:
- педагогический эксперимент (констатирующие, формирующие, контрольные опыты) с применением разных методик обучения;

 

-  составление характеристик уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста;
-  анкетирование воспитателей и родителей – с целью выявления их взглядов на необходимость специальной работы по развитию речи в дошкольном детстве;
-     обучение родному языку путем изучения художественной литературы;
- статистический анализ результатов экспериментального обучения.


Участники проекта :группа «Лучики» д/с «Радуга», с.Еремеево, р.п. Чишмы, дети 3-4 лет.

Констатирующий этап – цель, которого выявить уровень развития связной речи у младших дошкольников.
На констатирующем этапе были применены такие методы выявления уровня развития как:
1) определение умения детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым;
2) выявление умения воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;
3) предложение составления рассказа из личного опыта ребенка;
4) выявление умение пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).

Результаты обследования уровня развития связной речи на констатирующем этапе исследования (эксп. гр.)  «Лчики»
Умение    Количество детей, показавших хороший результат    Количество детей, показавших средний результат    Количество детей, показавших неудовлетворительный результат
отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым    7    9    4
воспроизводить текст хорошо знакомой сказки    5    8    7
Составление рассказа из личного опыта ребенка    5    8    7
пользоваться словами, обозначающими речевой этикет    12    6    2

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что дети, знающие сказки и умеющие их воспроизводить, имеют большую способность к составлению свободного рассказа из своего личного опыта. Проведенное исследование позволило определить, что работа, проводимая на занятиях в процессе знакомства с произведениями художественной литературы, при описании картин и составлении сюжетных рассказов дает положительный эффект.
На формирующем этапе мы разработали программу, рассчитанную на все время эксперимента, с обязательным подведением итогов каждого этапа.
О.С. Ушакова предлагает определенную последовательность ознакомления младших дошкольников со сказкой. Так, например, последовательность ознакомления со сказкой ("Курочка Ряба", "Репка", "Теремок") может быть такой:
1. Рассказывание сказки и одновременное рассматривание иллюстраций.
2. Показ настольного кукольного театра "Курочка Ряба" с одновременным рассказыванием.
3. Игра-инсценировка по сказке "Курочка Ряба"
4. Игра-драматизация по мотивам сказки "Курочка Ряба.

Сказки детям младшего дошкольного возраста предпочтительно рассказывать, а не читать по книге – это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует лучшему понимания основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего дошкольного возраста принцип наглядности, (т.е. используемые наглядные средства: игрушки, картинки, пособия и т.п.), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Показ – основной метод принципа наглядности – может быть фрагментарный (основные эпизоды произведения) или полный (последовательные эпизоды произведения), с использованием различных наглядных средств. Осуществляя принцип наглядности, можно пользоваться различными приемами:
Контрольный этап – цель, которого определить эффективность комплекса упражнений на развитие связной речи.
На контрольном этапе были использованы такие методы, как:
1) определение умения детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым;
2) выявление умения воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;
3) предложение составления рассказа из личного опыта ребенка.
Реализация развития связной речи младших дошкольников а процессе ознакомления с художественной литературой представим в виде таблицы: Календарно-тематическое планирование по чтению художественной литературы в младшей группе «Лучики».                             
Время проведения    НОД    Итоговые мероприятия
Октябрь
1 -2 неделя    1.Книги, которые нам помогают: «Хорошие манеры» Новикова, «Азбука для самых маленьких»
2.А. Барто – детям: «Девочка чумазая», «Игрушки» (книги разных изданий).
Разучивание одного из стихотворений А. Барто.
Октябрь
3- 4 неделя    1.Ежели вы вежливы: «Два жадных медвежонка» венгерская сказка, «Упрямые козы», узбекская сказка, «Гуси – лебеди» русская народная сказка.
2. Этикет: В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое – плохо», А. Барто «Девочка чумазая, Л. Воронкова «Маша – растеряша», С. Прокопьева «Сказка о невоспитанном мышонке», Э. Мошковская «Жадина».
Пересказ сказки «Гуси-лебеди».
Ноябрь
1-2 неделя    1.Зайкины сказки: «Заяц – хваста», «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
2.Учите с нами (подборка стихотворений про осень)
Работа с родителями и детьми:
«Поздняя осень», (рисунки, аппликации, композиционные картины).
Ноябрь
3 – 4 неделя    1.Детям о профессиях: С Михалков «А, что у вас?», Дядя Степа милиционер», Маяковский (отрывки из произведения) «Разговор сына с отцом».
2.Фотовыставка репродукций об осени (картины, зарисовки, иллюстрации).    Инсценировка «Все профессии важны»
Декабрь
1 – 2 неделя    1.Все о дружбе: «Когда не хватает игрушек», с. Михалков «Песенка друзей», Л. Мурр «Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду» (книги разных изданий).
2.Мишкины книжки: «Рукавичка», «Теремок», «Лесной мишка и проказница мышка» латышская сказка, С. Маршак «Белые медведи», Т. Александрова «Медвежонок Бурик», рассказы из книги «Приключения мишки Ушастика»    Рассказы детей «Моя любимая игрушка».

Декабрь
3 – 4 неделя    1. Поэзия детям: «Поет зяблик» пер. с болг. И. Токмаковой, «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой, К. Чуковский «Чудо – дерево». И. Косяков «Все она», «Быстроножка и серая одежка»  пер. с болг. М. Марининой
2.Отгадай – ка: подборка загадок (использование разных изданий и авторов).    - Разучивание игр и упражнений по сезону.
- Конкурс загадок.
Январь
1-2 неделя    1.Книги, которые нам помогают: «Хорошие манеры» Новикова, «Азбука для самых маленьких».
2.Зимние русские народные сказки: «Лиса и заяц», «зимовье зверей», «Волк и лиса».
3.Зимние зарисовки: картины, иллюстрации.    Рисуем вместе с мамой:  «Выставка детских работ «Мои зимние сказки».
Январь
3 – 4 неделя    1.Чуковский детям: «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Айболит», «Муха – Цокотуха», «Федорино горе».
2.Время года – зима, (разучивание стихов, песенок, рассматривание иллюстраций по теме).
Чтение стихотворений о зиме наизусть.
Февраль
1 – 2 неделя    1.Книги, которые нам помогают: «Развитие речи».
2.Сутеев детям: Цыпленок и утенок, краски, кто сказал мяу?.
3.Животные нашего края: Три медведя, Теремок, Кот, петух и лиса.    Совместная деятельность детей и педагога: оформление панно «Животные родного края зимой».
Февраль
3 – 4 неделя    1.Книги, которые нам помогают: серия «Мир вокруг нас».
2.День защитника отечества: «Дядя степа» (1, 2, 3, 4 части) отрывки, стихи.    Театральное представление «День Защитника Отечества»

Каждое НОД проходило в 5 этапов:
- на первом этапе детям представлялся речевой образец, зачитанный или рассказанный воспитателем (сказка, стихотворение, отрывок из книги, рассказ, описание картины и т.д.);
- на втором этапе воспитатель задает детям вопросы, выясняя при этом, какие моменты сложны для восприятия ребенка или непонятны;
- на третьем этапе воспитатель предлагает детям задать вопросы по данному произведению, отвечая четко, полно и доступно;
- четвертый этап – практическое занятие – игра, инсценировка, кукольный (или другой) театр, упражнение.
- пятый этап – закрепление произведения (как было указано выше, дети должны запомнить не беседу о произведении, а само произведение).
Реализация проекта заключается в проведении занятий по указанной методике с помощью средств художественной литературы. Представим несколько конспектов занятий разного типа.
На занятиях, проводимых во время формирующего этапа,  мы достигли желаемого результата и доказали нашу гипотезу о том, что развитие связной речи у младших дошкольников будет осуществлено успешно, если будут организованы следующие условия:
- обогащение средств по развитию связной речи (учебные книги, театральная речь);
- использование разных видов театра (кукольный, настольный);
- применены малые жанры фольклора (потешки, песенки, прибаутки).
Результаты нашей работы были получены на контрольном этапе. Представим их в виде таблицы.

Умение    Количество детей, показавших хороший результат    Количество детей, показавших средний результат    Количество детей, показавших неудовлетворительный результат
отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым    13    5    2
воспроизводить текст хорошо знакомой сказки    15    4    1
Составление рассказа из личного опыта ребенка    13    6    1
Пользоваться словами, обозначающими речевой этикет    16    4    0

.
Таким образом, мы доказали, что при помощи соблюдения нужных педагогических условий, путем воздействия средств художественной литературы, можно добиться необходимого результата в развитии связной речи ребенка. Также с помощью нашего эксперимента мы доказали, что художественная речь имеет прямое влияние на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Художественная литература – могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. Ознакомление детей третьего года жизни с художественной литературой проходит как на специальных занятиях по развитию речи, так и вне занятий.
В основе  развитии восприятия художественной литературы 3 стадии:
1) непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов    (в основе – работа воображения);
2)понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);
3) влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
Методика знакомства младших дошкольников с художественной литературой отличается своеобразием. Занятия предусматривают не только слушание ребенком произведений, но и его участие в действии-игре, в общении с исполнителем и персонажем.
Дети, знающие сказки и умеющие их воспроизводить, имеют большую способность к составлению свободного рассказа из своего личного опыта. Проведенное исследование позволило определить, что работа, проводимая на занятиях в процессе знакомства с произведениями художественной литературы, при описании картин и составлении сюжетных рассказов дает положительный эффект.
Поэтапное проведение занятий способствует лучшему усвоению материала детьми младшего дошкольного возраста.
Развитие связной речи у младших дошкольников будет осуществлено успешно, если будут организованы следующие условия:
- обогащение средств по развитию связной речи;
- использование разных видов театра;
- применены малые жанры фольклора.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 мая 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год