Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Изучение особенностей произвольной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями речи
Развитие речи у детей
Автор: Степанова Валентина Владимировна   
21.10.2021 18:06

Изучение особенностей произвольной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями речиИзучение особенностей произвольной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями речи

Аннотация:

Статья посвящена изучению особенностей формирования произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста при имеющихся нарушениях речи. В статье поэтапно будут рассмотрены актуальность темы, вклад отечественных ученых в разработку наиболее острых вопросов. Также мы детально остановимся на развитии произвольной памяти детей в процессе онтогенеза в норме и при речевой патологии у детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, в статье кратко и лаконично будут описаны формирующие методики для повышения уровня развития произвольной памяти. Целевое назначение статьи заключается в подборе рекомендаций для педагогов, по формированию произвольной памяти у детей с нарушениями речи.

Ключевые слова

Произвольная память, речевое развитие, генезис памяти.

Статья

Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте является одной из задач ФГОС дошкольного образования. В процессе решения этой задачи педагоги дошкольных образовательных учреждений нередко сталкиваются с особенностями развития детей, являющиеся препятствиями. Одной из причин, препятствующих развитию произвольной памяти является речевая патология, которая осложняет процесс запоминания и в совокупности затрудняет мнемическую деятельность.

 

Между тем, актуальность проблемы стоит в сфере современного дошкольного образования довольно остро, поскольку дети вынуждены испытывать на себе веяние информационной эпохи. В сравнении даже с последними десятилетиями XX века, общение в семьях, как и общение с детьми становится в наши дни более скудным. Информация неуклонно вытесняет живое общение даже между близкими людьми, в результате чего, дети начинают осваивать вербальные функции позже, и довольно часто сталкиваются с затруднениями.

В то же время, в условиях информационного «бума» роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек — всё это связано с работой памяти.

Поэтапное, целенаправленное приобщение ребенка к семейному быту и формирование знаний, умений и навыков, обусловленных программой дошкольного образования, требует от участников воспитательного-образовательного процесса определенного уровня сформированности произвольной памяти. В контексте, произвольная память, основана на понимании и осмыслении определенного рода и заданного объема информации. Обязательным условием формирования произвольной памяти является то, что она всегда предполагает воспроизведение усвоенных знаний, умений и навыков.

Нужно понимать, что дети с отклонениями в развитии речи имеют и некоторые особенности формирования памяти. А именно, они отличаются высоким уровнем развития моторной памяти и в меньшей мере слуховой памятью. Как правило, мы можем наблюдать низкую продуктивность памяти, которая выражается в долговременной функции. При этом слуховая, кратковременная память формируется медленно и монотонно, что обусловлено нарастанием количества воспроизводимых единиц.

В то же время, смысловое и логическое запоминание у детей с патологиями речи остается относительно сохранным.

В процессе своего развития ребенок постоянно накапливает опыт чувственного и рационального восприятия окружающей среды.

Многочисленные исследования в данной области знания проводятся уже более 100 лет, и принадлежат таким отечественным ученым как Б.Г. Ананьев, Н.В. Дубровинская, 1977; Т.М. Марютина, И.В. Блинникова, В.Д. Щадриков, С.Б. Цветовский и другие.

Особое внимание формированию произвольной памяти и возникающим в данном процессе патологиям уделял Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин.

В частности, учеными было установлено, что память в свою очередь обуславливает мыслительные функции. Основной характеристикой мышления в дошкольном возрасте является то, что оно всегда обращено к воспоминаниям, к пережитому опыту. Однако, этот опыт хранится посредством непроизвольной памяти, в то время как нас интересует произвольное запоминание.

Очевидно, что речевые нарушения провоцируют у ребенка ограничение возможностей участия в образовательном процессе, что в свою очередь мешает ему развивать произвольную память через полноценное общение, участие в играх и процессе познания. В старшем дошкольном возрасте новообразованием является процесс воспроизведения, что тоже требует использования произвольной памяти.

Возраст 5-6 лет обусловлен переходом памяти в доминирующую функцию. В этом возрасте ребенок может запоминать большой объем самой разнообразной информации. Происходит расширение кругозора ребенка, что в свою очередь обогащает память ребенка в количественном отношении. Качественно, все вышеперечисленные изменения суммарно определяют дальнейшее развитие памяти ребенка. Постепенно память приобретает черты произвольности. Ребенок научается ее сознательно регулировать и использовать опосредованно. В ряде работ Л.С. Выготского такая память имеет название «мыслящей» — иными словами, ребенок запоминает информацию, которую считает нужной для себя.

Развитие произвольной памяти у детей с отклонениями в речевом развитии принято начинать с выделениями ими специальных мнемических задач на запоминание и припоминание. Необходимость вспомнить приводят детей к выделению цели запомнить, к осознанию ими необходимости запомнить. Выделению, осознанию детьми мнемических целей способствуют специальные игры и занятия, проводимые с детьми.

Возможности памяти детей наиболее полно раскрываются в процессе их целенаправленного обучения, в процессе активного формирования у них способов логического запоминания.

Для развития произвольной памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо:

  1. Формировать и развивать произвольность и основные свойства памяти (объём, устойчивость, эффективность перевода кратковременной памяти в долговременную)
  2. Формировать приёмы запоминания
  3. Развивать наблюдательность, внимание и работоспособность дошкольников с нарушениями речи
  4. Развивать языковую способность детей
  5. Формировать адекватную самооценку
  6. Формировать коммуникативные умения

Работа по развитию произвольной памяти у дошкольников должна проводиться в различных видах деятельности: на логопедических занятиях (фронтальных и индивидуальных) логопедом; в процессе игровой деятельности, на прогулке, на занятиях, проводимых воспитателем группы.

Подготовка ребёнка к целенаправленному процессу развития произвольной памяти решается через специальные упражнения и игры, проводимых как с целой группой, так и индивидуально.

Важным условием выбора заданий и упражнений является реализация принципа комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением доминирующих объектов воздействия. Поэтому каждое задание определяется в соответствии с доминирующей психической функцией.

Таким образом, используя задания и упражнения коррекционного характера, мы можем влиять на развитие опосредованной (произвольной) памяти. Предложенный ряд рекомендаций для педагогов и психологов является обобщенным вариантом необходимых условий работы с детьми старшего дошкольного возраста, которые позволят целенаправленно развивать произвольную кратковременную или долговременную память. Через запоминание речи, слуховое и зрительное восприятие и повышение объема памяти происходит развитие мнемических функций ребенка старшего дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. М.: Просвещение, 2018. – 405 с;
  2. Калягин В.А. Логопсихология. — М.: Проспект, 2017. – 354 с;
  3. Малышев Д.А. Особенности произвольной кратковременной памяти и её психофизиологические корреляты у 6-8 летних детей. Архангельск, 2019. – 452 с;
  4. Рогов Е.И. Приёмы развития памяти. // Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. — М.: Наука, 2019. – 321 с;
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год