Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе в рамках нравственно-экологического воспитания детей «Хлеб – всему голова»
Развитие речи у детей
Автор: Березко Вера Георгиевна   
10.03.2025 08:29

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе в рамках нравственно-экологического воспитания детей «Хлеб – всему голова»Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе в рамках нравственно-экологического воспитания детей «Хлеб – всему голова»

Воспитатель МБДОУ «Орешек» г. Шлиссельбурга Березко В.Г.

Любимый край, где пахнет хлебом с медом,
Любимый край с росою и дождем,
Люблю тебя в любое время года,
Все это вместе- Родиной зовем!

В.Березко

Воспитание любви к родному краю через нравственно-экологическую культуру — одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника.

Сложная экономическая и экологическая обстановка в мире, её последствия, экология родного края, засоренность среды обитания- всё это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию и умению беречь природу. Экологическая ситуация требует и изменения поведения человека в природе, смены ценностных ориентиров. Чтобы реализовать эти изменения, достичь положительных результатов, необходимо развитие формирования экологического мировозрения граждан России, и в первую очередь детей, будущее поколение.

Как помочь людям осознать проблему сложившейся ситуации, помочь задуматься о судьбе своих детей, как помочь молодежи сохранить свою духовность, научить любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь и понимаешь, знаешь. Что может заинтересовать наших детей своей чистотой и красотой? Это наша история и культура нашей огромной и родной страны. Мы много растеряли в своей нравственности и духовности, предали забвению русскую народную культуру, русские обычаи. И только доброта и щедрость, терпение и милосердие, любовь и сострадание всегда лежит в основе быта и традиции русского народа.

 

Воспитывать патриота своей Родины надо на конкретных примерах, на хороших поступках, исторических событиях, на народных традициях и правилах. Выбрав эту тему, хочу внести свой вклад в воспитание подрастающего поколения, как гражданина своей Родины, через любовь к родному краю. Отдать ту частичку своей души, ту любовь и милосердие ко всему живому, что храню в себе я.

Работая в детском саду, уделяю огромную роль воспитанию у детей любви к родной земле, любви к Малой Родине. проводя огромную работу, всегда задумываюсь над тем, как воспитать в детях гуманное отношение к хлебу, к непосильному и ответственному труду хлеборобов. Как заставить маленького человека-дошкольника уважать труд других людей? Как дать детям почувствовать запах хлебного поля, услышать шелест колосьев, увидеть и почувствовать красоту утренней зари, когда восходит солнышко и колосья, шелестя, тянутся к нему; как поет звонко жаворонок в небе и стрекочут кузнечики, а из-за огромного поля выглядывают синие глаза васильков, как будто чьи-то глаза следят за "хлебушком".

Это и есть воспитание любви к родной природе, даже к малой травинке, к живому росточку.

В своей работе ищу пути, чтобы достучаться до детских сердец, чтобы смогли они увидеть и почувствовать всю красоту русской природы, почувствовать запах хлеба, услышать пение соловья и скворца под окном, почувствовать запах весны, услышать звон весеннего ручейка, а самое главное помочь детям осознать себя частью природы.

Очень часто в работе использую истории из своего детства, свои наблюдения и знания, а главное, свою любовь к природе, Мне хочется донести до детских сердец, как дорога нам и прекрасна русская Земля.

Все знания стараюсь систематизировать. При ознакомлении с родной природой дети сначала получают элементарные сведения о природе родного края и уже в подготовительном возрасте- общие географические сведения о России, природе родного города, озерах и реках. каналах и мостах., растениях, травах и животных, знакомимся с природоохранными знаниями.

Может быть пройдут годы, дети вырастут, будут жить в других городах и странах, но когда они услышат стихотворение:

«Белая береза под моим окном,

Принакрылась снегом, будто серебром...»

Они вспомнят свою родину, свой родной край, вспомнят ту березу в детском саду, в который они приходили каждый день.

Казалось бы, что это самая малость помочь полюбоваться детям красотой распустившегося цветка, посмотреть на красоту хлебного поля, обратить внимание на вечнозеленую ель, рассказать историю вековой липы, но в душе у каждого ребенка останется желание общения с природой, умение замечать красоту родного края.

Моя задача на будущее: совершенствовать свою работу по приобщению у детей любви к родному краю, к природе родного города. И я считаю, что только любящий природу человек, может научить ребенка думать, мыслить, быть внимательным к природе, работать на своей земле, отдавая все свои силы и любовь. Сочувствие, сострадание, умение бережно относиться ко всему живому является замечательной особенностью детства. И моя задача заключается в том, чтобы эта особенность была сформирована у маленького гражданина нашей Родины.

Спасибо, матушка –земля,
За то, что всем ты нам дала,
Леса, поля, просторы рек,
За то, чем дышит человек.

За хлеб и соль, за мирный труд,
За то, что Родиной зовут.
За те поля, где хлеб растет,
За те луга, где все цветет,

За солнце яркое, и за Весну,
И за, природы, красоту!

В.Г. Березко

Конспект

"Хлеб — всему голова"

Цель: Развитие речи детей в обобщении знаний детей через организацию различных видов деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей, о томкак выращивают хлеб в наше время и в старину.
  • Закрепить знания детей о традициях на Руси
  • обогащение словаря детей: рушник, жито, пахарь, плуг, борона, серп.

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать грамматический строй речи
  • совершенствовать грамматический строй речи
  • автоматизировать навык согласования существительного с числительным
  • развивать связную речь детей
  • развивать мелкую моторику, слуховое внимание, память. мышление
  • закрепить умения детей составлять предложения с относительными прилагательными и выкладывать схему
  • развивать координацию речи с движениями

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к труду хлеборобов
  • воспитывать бережное отношение к природе
  • воспитывать самоконтроль за речью, за поставленными звуками
  • воспитывать дружеские взаимоотношения и умения работать в коллективе

Предварительная работа:

  • беседа о сборе урожая хлеба, рассматривание иллюстраций о хлебе, заучивание пословиц, поговорок
  • рассматривание колосьев, посевы овса, пшеницы
  • изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста, чтение произведений К.Паустовского "Теплый хлеб", К.Д. Ушинского "Как рубашка в поле выросла".

Материал к занятию: мультимедийное оборудование, дидактическая игра "От зернышка до булочки", колосья, всходы пшеницы, хлебобулочные изделия, скатерть, вышитая в старину, рушник, каравай.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: — Ребята, сегодня нас пригласили в путешествие, а куда, отгадайте загадку:

Оно шумит и колосится,

Там растет лишь рожь, пшеница.

(поле)

- Ребята, а что растет в поле? (ответы детей)

Колоски волшебные

Мы вырастили дружно

И теперь их с поля

Убирать нам нужно.

Колоски вы те срывайте,

На вопросы отвечайте.

- Ну что, ребята, справимся с заданиями!

(дети подходят, срывают 1 колос, читают сами)

Отгадайте загадку: Меня бьют, режут, ворочают,

А я всё терплю и добром плачу (ответы детей) (земля)

  • Да, ребята, глубоки у нас моря

Широки у нас поля,

Изобильная, родная,

Щедрая наша земля.

- Ребята, почему называют "щедрая" земля?

(ответы детей обобщаю)

- Какое самое главное богатство на земле? (хлеб)

Дети срывают следующий колос, читают)

"Вы знаете, откуда хлеб пришел на стол?"

- Давайте расскажем, откуда к нам хлеб на стол пришел?

Выходят дети, рассказывают:

1 ребенок: За лесами, за лугами

Раздается в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозем.

2 реб.: На широкие долины

Вышли новые машины,

Глянь в раскрытое окно,

Сеют сеялки зерно.

3 реб.: Сколько в это зернышко

Вложено труда,

Знает только солнышко,

Ветер да вода.

4 реб.: Посеяли хлеб хлеборобы весной,

Согрелся и стал золотистой стеной,

И слышит страна, за уборку пора,

Для хлеба комбайны нужны, трактора.

5 реб.: Сколько рук его растило

И трудилось на земле,

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Физминутка "Мы зернышки"

В землю зернышко попало,

Прорастать на солнце стало,

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал,

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

Дети садятся на стульчики.

- Да, ребята, тяжелый труд у хлеборобов. Давайте теперь с помощью стрелочек покажем, как же все-таки и откуда хлеб пришел на стол.

(На столе лежат картинки, дети отвечают на вопросы и ставят картинку со стрелочкой.)

- Что происходит весной в поле? (ответы детей)

Дети: — Выходят в поле трактора и пашут землю. Затем въезжают трактора с сеялками и сеют зерно. Появляются всходы пшеницы, ржи. Наступают жаркие дни, созревает пшеница, нужно убирать жатву. В поле выходят комбайны и грузовики.

- Для чего грузовики? куда они везут зерно? (на элеватор)

- Что делают с зерном на элеваторе? (сушат, очищают, хранят)

- Куда потом везут зерно?

Ответы детей:

-Приезжают машины и везут зерно на мукомольный завод, там зерно мелят и получают муку. С мукомольного завода муку везут на хлебозавод, где пекут хлеб. С хлебозавода хлеб везут в магазины, где мы его покупаем.

(Дети ставят картинки в последовательности)

- Да, ребята, огромный путь прошел хлеб, прежде чем попасть на стол. Какие хлебобулочные изделия мы покупаем, назовите.

Проводится дидактическая игра "Мы покупаем в магазине..."

Дети срывают следующий колос, читают сами: "Соберите картинку и узнаете, кто кем работает"

Проводится игра "Кто кем работает"

-У нас комбайн — на комбайне работает комбайнер и т.д.

Проводится физминутка "А мы пашенку пахали"

А мы пашенку пахали, в поле борозды копали,

Борозды глубокие, полосы широкие.

Сеем, сеем, посеваем, зерно в пашенку бросаем,

В землю теплую уйдите, к солнцу колосом взойдите.

А мы жнецы молодые, у нас серпы золотые,

Мы жито жали, на межу клали,

В поле — стогами, на стол — пирогами.

Дети срывают последний колос, читают:

"Как выращивали хлеб в старину" (игра ИКТ)

- Какой хлеб пекли к празднику? (каравай) (ответы детей)

- Мы говорили, что земля щедрая, а ведь русский человек тоже щедрый и хлебосольный. На Руси гостей встречали хлебом с солью. На каких праздниках? (ответы детей) (на свадьбах)

В.: -Давайте покажем нашим гостям, как встречали на Руси гостей.

(Выходят девочки и несут на рушнике каравай)

1 девочка: На Руси гостей встречают

Пышным, круглым караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

2 девочка: С караваем соль подносят

Поклонясь, отведать просят,

Чтобы добрый гость и друг

Принимал хлеб, соль из рук.

(Девочки кланяются перед гостями)

- Много песен, пословиц знает русский народ. А вы знаете? Назовите. (дети называют пословицы о хлебе)

- Когда хлеб был дороже золота? (в годы ВОВ)

- Как к хлебу относиться нужно? (бережно)

- Да, ребята, без хлеба — нет жизни. Чтобы вырасти хлеб, нужно много трудиться, нужна доброта, дружба, мир. (Раздаю сердечки)

- А что бы вы пожелали всем людям?

Ответы детей:

- Всем людям желаем мира на земле!

- Никогда не ссориться!

- Чтобы всегда был хлеб!

- Чтобы у всех детей были родители!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год