Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
Развитие речи у детей
Автор: Е. Ю. Царегородцева С. О. Васильева   
03.02.2025 14:28

Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологиейПартнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией

  • Е. Ю. Царегородцева учитель-логопед,
  • С. О. Васильева педагог-психолог

ГБДОУ детский сад №11 компенсирующего вида Калининского района Санкт- Петербурга

У дете логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведение материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развернутая связная речь. Со стороны эмоционально- волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

 Скачать конспект

Необходимость тщательной и всесторонней проработки организационно- содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактических аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного воспитания.

В работе с детьми, имеющими речевые расстройства, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога- психолога и учителя – логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и корректировка эмоциональной сферы.

С этой целью нами был разработан перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога- психолога по сопровождению детей коррекционно- логопедической группы.

Основной принцип организации работы- оказание комплексной психолого — педагогической помощи детям, имеющим речевую патологию. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей; отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми старшего возраста. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно- образовательную среду ДОУ.

В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно- ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение. В среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе.

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нудно учитывать, что всегда есть группа детей, в разной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.

Планирование и реализация коррекционно- развивающего взаимодействия требует сотрудничества логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:

  • Несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;
  • Нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;
  • Речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля;

Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

  • Развитие звуковой стороны речи
  • Развитие лексического запаса и грамматического строя речи
  • Формирование связной речи
  • Формирование полноценных учебных умений и навыков

Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:

  • Развитие и коррекция ВПФ
  • Активизация познавательной деятельности
  • Развитие эмоционально- волевой сферы.

Взаимосвязь в работе логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и поведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания; совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно- развивающей деятельности; разаботку рекомендаций для педагогов и родителей; проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей; оформление наглядной агитации для педагогов и родителей; подбор литературы для их самообразования.

Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и других психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда- развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога- также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.

В качестве примера проводимой работы предлагаем модель взаимодействия логопеда и психолога на примере развития фонематического восприятия:

Направление работы

Логопед

Психолог

Развитие фонематического слуха

Знакомство с многообразием слов, их звучанием.

Деление предложений на слова, слов на слоги.

ü  «Обведи правильно»

ü  «Найди общий звук»

ü  «Паровозик»

ü  «Кто в домике живет?»

Речевое звукоразличение.

ü  «Произнеси правильно»

ü  «Звук спрятался»

ü  «Найди пару»

ü  «Домики для звуков»

Дифференциациязвуков

Различение речевых звуков сходных по артикуляции, по звучанию. Темпо- ритмическая сторона слов.

ü  «Звуки поменялись местами»

ü  «Дин и Дон»

ü  «Вверху или внизу»

ü  «Глухой- звонкий»

Различение неречевых звуков и бытовых шумов.

Чувство ритма.

ü  «Чудо- звуки»

ü  «Послушай, как звучит»

ü  «Подбери картинку»

Фонематические представления

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов. С их наполняемостью.

ü  «Кто как голос подает?»

ü  «Подскажи словечко»

ü  «Слова близнецы»

ü  «Длинный- короткий»

Развитие рече- слуховой памяти и внимания.

ü  «Магазин»

ü  «Пары слов»

ü  «Найди ошибку»

ü  «Запомни слова»

ü  «Вставь пропущенное слово»

Фонематический анализ и синтез

Нахождение местоположения заданного звука в слове.

Определение и характеристика заданного звука.

ü  «Подними флажок»

ü  «Начало, середина, конец»

ü  «Волшебная пуговица»

ü  «Расставь нужные знаки»

Логико- грамматические речевые конструкции. Последовательность.

ü  «Где лежит предмет»

ü  «Подбери следующее»

ü  «Добавь нужный слог»

ü  «Что сначала, что потом»

Успешное преодоление речевого недоразвития зависит не только от тесной и слаженной работы педагога- психолога и учителя- логопеда, но и в большей степени от взаимодействия с родителями. Поэтому, в этом направлении педагогами проводится:

  • Просветительская работа
  • Консультации
  • Оформление информационных стендов.

Общие вопросы выносятся на родительские собрания, а вопросы частного плана, а также ознакомление родителей с результатами диагностики и планом работы с ребенком, проводится в виде   индивидуальных консультаций, бесед.

Эффективность всей коррекционной работы, проводимой специалистами, только возрастет, если родители сами будут владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребенку.

«Взаимодействие субъектов коррекционно- образовательного процесса в ГБДОУ для детей с нарушениями речи»

 

 

 

 

 

 

В результате взаимодействия учителя- логопеда и педагога- психолога по сопровождению детей с речевой патологией отмечается:

  • Обеспечение целостности, единства коррекционно- образовательного пространства;
  • Осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;
  • Обновление форм и содержания коррекционно- развивающей работы с детьми;
  • Высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;
  • Одним из важнейших результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, и к обучению в школе.

                                                     Литература

1.Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань», 2003

2.Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/Под ред. Мастюковой Е.М. – М.:АРКТИ, 2002

3.Жукова Н.С. Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 1973

4.Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. – М., «Новая школа», 1998

5. Сиротюк А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М.,2003

6.Хухлаева О. Маленькие игрыи большое счастье (как сохранит психическое здоровье дошкольника). – М., 2001

7.Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация. М., 1985

8. Широкова Г., Жадько Е. Практикум для детского психолога. Р-н-Д, 2006

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год