Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Развитие речи у детей
Автор: Казанская Наталья Анатольевна Стройкова Людмила Владимировна   
07.12.2024 11:28

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Овладение речью сложный, многосторонний психический процесс. Первые годы жизни – необычайно важное время для развития малыша. Именно в этом возрасте наиболее активно развивается мозг. В первые 2-3 года жизни ребёнок учится доверять своим близким и исследовать окружающий мир.

В этом возрасте малышу гораздо легче осваивать язык и речь, учиться самостоятельности и общению. Поэтому крайне важно вовремя выявить нарушения в психофизическом развитии и оказать ребёнку и его семье всестороннюю помощь и поддержку.

Как же в норме развивается речь ребёнка? Каждый родитель задаётся этим вопросом, но не каждый находит на него ответ. Развитие речи – это не только звукопроизношение, но и словарный запас, умение составлять предложения, выражаться грамматически правильно (например, при согласовании слов или при употреблении местоимений, глаголов прошедшего времени) и т.д.

 

Развитие речи начинается с самого рождения. Навыки правильной речи малыш приобретает в семье. Всё то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребёнка, имеет большое значение для всей его дальнейшей жизни.

Развитие речи у каждого ребёнка происходит по-своему. У одних детей

наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей

речи, у других детей развитие речи отстает от нормы. В таком случае малышу необходима помощь взрослого: большерассказывать, побуждать его к пользованию новыми словами, учить строить фразы. Но и это надо делать осторожно, не перенапрягая его нервную системунепосильными требованиями. Чтобы ребенок сам, по своей инициативе началговорить, у него должна возникнуть потребность в общении со взрослым или в каком-нибудь предмете. Только общение со взрослым по поводу предмета или предметные действия, включенные в общение, вызывают необходимость назвать этот предмет, произнести первое слово.

Речевое развитие ребенка раннего и младшего дошкольного возраста условно можно разделить на несколько этапов:

  • На первом году жизни происходит подготовка дыхательной системы к речевым навыкам, образуются голосовые недифференцированные шумы, ребенок «гулит», лепечет, подражая взрослым. Это происходит с 3 до 6

месяцев.

  • В возрасте 6 месяцев образуются речевые звуки и происходит синтез слогов. Малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п.). Ребёнок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков, связывает определённые звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака, тик-так – часы и т.п.).
  • На втором году жизни ребенок начинает произносить простейшие слова. С появлением первых слов начинается этап развития активной речи.
  • На третьем году жизни словарный запас дошкольника постепенно увеличивается, совершенствуется. Трёхлетний ребёнок говорит короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще 3-4). В этом возрасте допускается неправильный порядок слов в предложении ( «я хочу нет»), ошибки в согласовании слов ( «У меня много другов», «один яблоко»).
  • На четвертом году жизни происходит обогащение словарного фонда до 1000 слов и больше; речевые цепи удлиняются и усложняются, число слов в предложениях достигает 9-10. Речь становится связной и последовательной. Слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их. У ребёнка этого возраста наблюдается уменьшение недостатков в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов ( «сипед» – велосипед, «атабиль» – автомобиль); перестановки звуков в слове ( «певрый» – первый); пропуски согласных звуков и их стечений ( «девича» – девочка); появляются слова, образованные по аналогии ( «скобланул» – царапнул). Иногда в случаях стечения согласных звуков ребёнок вставляет между ними дополнительные гласные ( «тырова» – трава, «корабель» – корабль). До 5 леттакие недостатки допустимы.

Признаки благополучного развития речи у ребёнка:

  • Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту.
  • У ребёнка нет никаких неврологических заболеваний.
  • Ребёнок активно общается со знакомыми, родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
  • Ребёнок охотно повторяет за вами все, что слышит.
  • Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи.
  • Ребёнок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребёнка:

  • Ребёнок развивается с задержкой.
  • Ребёнок перенес тяжелые заболевания.
  • У ребёнка есть неврологические заболевания.
  • Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
  • Когда ребёнок слышит просьбу: «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.
  • Ребёнок предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью.
  • Ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на «одному ему понятном» языке. На замечания: «Скажи ещё раз лучше», малыш не реагирует.
  • Речь ребёнка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Рекомендации для родителей

  • Общаясь с малышом – смотрите ему в глаза, улыбайтесь, ласково разговаривайте. При этом следите, чтобы ваша речь была грамматически правильной. Произносите все слова так, как нужно, потому что употребление «детского» языка навредит формированию «нормального» языка ребенка.
  • Повторяйте за малышом его голосовые упражнения, реагируйте на его призывы к общению, угадывайте и озвучивайте его желания: «Ты хочешь кушать?», делайте паузы в разговоре с малышом, предоставляя ему возможность высказаться.
  • Играйте в забавные, весёлые и ритмичные игры, побуждайте малыша повторять за вами: «Скажи «агу», «Вот как кубик упал – бах».
  • Чётко и правильно называйте разнообразные предметы, действия, явления, характеристики.
  • Внимательно слушайте ребенка. Давайте ответы на все его вопросы. Это–залог успешного последующего развития не только умения разговаривать, но и мыслить, а также стремления познавать мир.
  • Снисходительно относитесь к ошибкам ребенка, когда он говорит. Ошибки – это необходимый этап развития речи, а ваши критические замечания могут повлиять таким образом, что малыш, боясь ошибиться, станет медленнее развиваться.
  • Совместно с ребенком проговаривайте планируемые действия. Осваивая язык, ребенок начинает использовать его не только для общения с другими людьми, но и для того, чтобы планировать собственную деятельность. У него постепенно формируется так называемый язык «для себя». Однажды вы заметите, что ребенок сопровождает собственные игры непонятным бормотанием, словами, которые не обращены ни к кому лично. Со временем он не просто будет комментировать, что делает, но и будет планировать словесно свои будущие действия. Вы поможете ребенку, если научите его рассказывать вам о том, что он планирует делать сначала. Спрашивайте каждый раз: «Что ты хочешь делать? Куда положишь эту игрушку? Кто будет кататься на машине сначала: кукла или мишка?» Такие рассказы помогут ребенку быстрее научиться планировать собственные действия, будут содействовать развитию мышления и внутреннего языка.
  • Учите с ребенком стихи, сказки, т. к. запоминая их и повторяя, он изучает новые для себя слова, тренирует память и внимание.
  • Будьте с ребёнком вежливы – с раннего возраста необходимо наполнять пассивный словарь ребёнка словами «пожалуйста», «спасибо», «доброе утро» и др.
  • Развивайте мелкую моторику ребёнка, которая неразрывно связана с речевой функцией. Делайте массаж пальчиков и ладошек, пальчиковую гимнастику, занимайте ребёнка перебиранием и ощупыванием игрушек и различных предметов и т.д.

Уважаемые родители, если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, обратитесь к логопеду. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения, так как владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.

Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проходят в игровой форме, не более 5 минут, и лучше, если это будет ежедневно. Не забывайте хвалить ребенка.

Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в комфортной среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением. Поэтому в заключении напомнимо самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.

Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год