Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Художественно-эстетическое развитие как средство развития речи детей 6-7 лет с ТНР
Развитие речи у детей
Автор: Нафигина Эльвира Насировна   
04.12.2024 22:56

Художественно-эстетическое развитие как средство развития речи детей 6-7 лет с ТНРХудожественно-эстетическое развитие как средство развития речи детей 6-7 лет с ТНР

Аннотация. Статья посвящена роли художественно-эстетического развития в формировании речи детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Автор анализирует идеи Л.С. Выготского о влиянии речи на сознание ребенка, подчеркивая эффективность использования произведений искусства для преодоления речевых трудностей. В статье рассматриваются различные виды художественной деятельности, такие как театрализация, музыка, живопись и литература, их влияние на когнитивное развитие и самовыражение ребенка с ТНР. Описаны преимущества арт-терапии и важность индивидуального подхода к каждому ребенку. Подчеркивается значимость создания поддерживающей среды и профессионализма педагога в интеграции искусства в образовательный процесс для формирования гармонично развитой личности ребенка.

 

Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, дети 6-7 лет, тяжелые нарушения речи, ТНР, Л.С. Выготский, искусство, театрализация, музыка, живопись, арт-терапия, педагог, развитие речи, когнитивные способности, самовыражение, индивидуальный подход.

Художественно-эстетическое развитие играет ключевую роль в формировании речи детей 6-7 лет, страдающих тяжелым нарушением речи (ТНР). Обсуждая данную тему, невозможно обойтись без наследия Л.С. Выготского, который подчеркивал: "Всякая значительная перестройка сознания ребенка всегда связана с развитием его речи" [1]. Таким образом, в условиях ТНР эстетически насыщенная среда и активное использование произведений искусства могут выступать эффективным инструментом для преодоления речевых затруднений.

Важность художественной деятельности для общего развития ребенка трудно переоценить. Музыка, живопись, театр и литература не только развивают внутренний мир ребенка, но и стимулируют различные когнитивные процессы. Творческая активность детей способствует усиленному восприятию, анализу информации и самовыражению, что крайне важно в условиях ТНР. Подтверждая это, Д.Б. Эльконин писал: "Игра не просто воспроизводит то, что окружает ребенка, она строит важные линии его внутреннего мира" [2].

Одним из основных методов художественно-эстетического развития является театрализация, представляющая собой синтез различных форм искусства. Включение театральных игр и постановок, в которых ребенок активно участвует, помогает развивать не только вербальное общение, но и социальные навыки. Такие игры стимулируют активное взаимодействие ребенка с окружением, что, в свою очередь, способствует улучшению навыков общения.

Музыка, как часть эстетического воспитания, также играет важную роль в развитии речи. Особое значение имеет ритмическая составляющая, способствующая формированию фонематического слуха, который играет важную роль в развитии речи. На это обращал внимание и К.Д. Ушинский, подчеркивая, что "музыка дает мощные импульсы к развитию речи ребенка" [3]. Пение и музыкальные игры помогают детям с ТНР активнее включаться в процесс общения, развивают слуховое внимание и ритмику речи.

Живопись и изобразительное искусство предоставляют детям возможность выражать свои мысли и эмоции посредством изображения, что крайне важно для детей с ТНР, испытывающих затруднения в вербальном выражении. Психологи и педагоги все чаще обращаются к методам арттерапии для работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Суть арт-терапии заключается в том, чтобы дать ребенку возможность выразить свои чувства и мысли в безопасной и комфортной среде. По мнению психолога Е.А. Архиповой, "изобразительное выражение мыслей может стать первой ступенью в преодолении вербальных ограничений у детей с ТНР" [4].

Литература как часть художественно-эстетического развития открывает перед детьми мир слов и образов. Чтение вслух, обсуждение текстов и использование литературных произведений в игровой форме помогают детям осознать различные языковые конструкции, обогатить словарный запас и улучшить грамматический строй речи. Работая с текстом, ребенок учится обобщению и анализу, что помогает ему лучше осознавать и строить собственную речь.

Особое внимание следует уделить индивидуальным особенностям каждого ребенка с ТНР. Подходы, предлагаемые в художественноэстетическом развитии, требуют гибкости и вариативности. Каждый ребенок уникален, и методы воздействия должны учитывать его личные интересы и потребности.

Для успешного художественно-эстетического развития детей с ТНР необходимо создать поддерживающую среду, которая способствует свободному и комфортному участию детей в разнообразных видах деятельности. Здесь на первый план выходит роль педагога, который выступает проводником ребенка в мир искусства. Педагог должен быть не только профессионалом в своей области, но и чутким наставником, готовым поддержать ребенка в его стремлении к самовыражению.

Из опыта работы стоит отметить, что особое внимание уделяется интеграции различных видов искусства в повседневную деятельность. Это позволяет создать благоприятную среду, где дети могут свободно выражать свои мысли и чувства, развивая тем самым коммуникативные навыки.

Одним из основных направлений работы является использование изобразительного искусства. Дети активно взаимодействуют с красками, глиной и другими материалами, что не только стимулирует их творческие способности, но и способствует развитию мелкой моторики, напрямую связанной с речевой активностью. В процессе создания рисунков и поделок, дети учатся описывать свои действия, выражать свои впечатления, тем самым обогащая свой словарный запас.

Музыка и ритмика играют не менее значимую роль в развитии речи у детей с ТНР. Во время музыкальных занятий дети изучают простые песенки и ритмические упражнения, что помогает им лучше улавливать звук, интонации и ритм речи. Пение и участие в музыкальных играх стимулируют развитие слухового восприятия и способствуют формированию правильного речевого дыхания.

Театрализованная деятельность — еще одно эффективное средство, использующееся для речевого развития. Дети принимают участие в постановках, где они учатся передавать эмоции, использовать мимику и жесты, привыкают к новым речевым шаблонам и структурам. Подготовка к спектаклям помогает детям преодолевать страх публичных выступлений и способствует развитию уверенности в себе.

Работа над художественно-эстетическим развитием проводится в тесной интеграции с логопедическими занятиями. Совместная работа специалистов позволяет добиться положительных результатов в развитии речи, облегчая детям с ТНР процесс обучения и социального взаимодействия. Художественно-эстетическая деятельность, таким образом, не только обогащает внутренний мир ребенка, но и становится важным инструментом коррекции речевых нарушений.

Таким образом, художественно-эстетическое развитие детей 6-7 лет с ТНР представляет собой многоаспектный процесс, требующий комплексного подхода. В его рамках происходит не только развитие речевых навыков, но и общее развитие личности ребенка, его когнитивных способностей и эмоциональной сферы. Эффективная интеграция искусства в образовательный процесс способствует не только преодолению речевых ограничений, но и формированию гармонично развитой личности ребенка.

Список литературы:

  • Выготский Л.С. Проблемы развития психики. – М.: АСТ, 2005. – 368 с.
  • Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
  • Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – М.: Новая школа, 1995. – 416 с.
  • Архипова Е.А. Психология коррекционной работы с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 296 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год