Значение мнемотехники в формировании связной речи детей дошкольного возраста. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Жукова Наталья Александровна | |||
12.11.2024 07:19 | |||
Значение мнемотехники в формировании связной речи детей дошкольного возраста. У современных детей развивается в основном краткосрочная память, поэтому они испытывают большие трудности в логически последовательном воспроизведении информации. Содержимое кратковременной памяти постоянно меняется, новые элементы вытесняют старые. Мнемотехника как раз позволяет эффективно использовать все возможности памяти, что в значительной степени повышает качество речевого развития ребенка. Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а также развитие речи. Суть методики в том, что для определения конкретного слова или словосочетания используется конкретное изображение (картинка), при помощи которого происходит схематическая зарисовка слова. Тщательно изучая представленные изображения, ребёнок ускоренными темпами может запоминать и воспроизводить текстовый материал. В большинстве случаев девочки и мальчики дошкольного возраста уже должны полноценно оперировать синонимами и самыми разными образами, описывать все происходящие события, применяя яркие, но одновременно и грамматически правильные словоформы. Но, к сожалению, не все дошкольники могут похвастаться такими умениями. Большинство детей сталкиваются с различными речевыми проблемами: - Неумение составлять длинные, сложноподчиненные предложения – речь ребенка состоит исключительно из простых, лаконичных предложений. - Ребенок не может самостоятельно сформулировать логически правильное и завершенное предложение.
- Систематическое применение нелитературной лексики. - Минимальный, бедный словарный запас, который не соответствует возрастной категории ребенка. - Дошкольник не может самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на поставленные вопросы. - Плохой уровень дикции. - Дошкольник не может строить правильные логические выводы и утверждения. Для исправления таких речевых дефектов часто применяется мнемотехника, которая получила широкое распространение среди многих специалистов. Использование мнемотаблиц в развитии речи детей получило достаточно широкое распространение среди специалистов и педагогов. Применение данной технологии позволяет значительно облегчить процесс обучения малышей дошкольного возраста и максимально ускорить темпы развития детской связной речи. Благодаря тому, что в процессе изучения применяются красочные зрительные схемы, малыши учатся строить грамматически правильные, логически завершенные, последовательные и точные тексты, насыщенные разнообразными уточняющими деталями. Основные преимущества мнемометодики перед другими техниками речевого развития? - Способствует ускоренному развитию зрительной и слуховой памяти. - Применяется для решения распространенных школьных задач – например, для заучивания стихотворений или решения сложных загадок и головоломок. - Мнемотаблицы для детей также широко используются для развития у дошкольника навыка пересказывания любого художественного произведения. - С целью улучшения разговорных навыков дошкольника, в результате чего ребенок может полноценно поддержать разговор практически на любую тему. - Максимальное развитие разговорных навыков. Кроме того, своевременное использование мнемотаблиц в развитии связной речи позволяет добиться успехов в развитии ассоциативного мышления, зрительного восприятия, слуховой памяти, а также воображения. Вечный принцип наглядности! Главное — расположи картинки в логической последовательности и попроси ребенка вспомнить и рассказать об их значении. Начни с простого, а потом замени картинки символами (основа мнемотехники)! Важно это делать последовательно и систематично. И результат не заставит себя ждать!
|