Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД «Заколдованная буква» для детей старшей группы
Развитие речи у детей
Автор: Постолаки Оксана   
26.06.2024 21:24

Конспект НОД «Заколдованная буква» для детей старшей группыКонспект НОД «Заколдованная буква» для детей старшей группы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Воспитатель: Постолаки О.С. г. Новосибирск 2024

Тема: «Звук (р). Буква Р. Закрепление. Заколдованная буква.

Цель: Создание условия для закрепления знаний о звуке (р) и букве (эр).

 

Задачи:

  • Уточнить правильную артикуляцию звука (р)
  • Закрепить умение выделять звук (р) из слов, давать его характеристику, определять место звука в словах
  • Совершенствовать навык звукового анализа слов из 4-х и более звуков, навык фонетического синтеза
  • Способствовать чтению слогов и слов с новой буквой
  • Систематизировать знания о продуктах питания, их пользе и вреде для человека
  • Работать над речевым дыханием, дикцией, интонационной выразительностью речи
  • Развивать мелкую моторику, интерес к новым знаниям, умение работать в коллективе.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, чтение скороговорок, отгадывание загадок, определение места звука в слове, характеристика звуков в словах, составление слогов, составление схемы слов, звукобуквенный анализ слов, отгадывание ребусов.

Оборудование: письмо, три дерева с позициями звука в слове, три ямки-корзинки, предметы по количеству детей, монетки с буквами, разные виды конструкторов, мозаика, фасоль, счётные палочки, нитки, песок, палочки Киюзенера, блоки Дьенеша, схема слова «Продукты», цветные магниты для звукобуквенного анализа слова, разрезные ребусы.

Ход НОД:

1. Организационный момент (дыхательная гимнастика)

- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу и гостям. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

Стук в дверь… Младший воспитатель вручает письмо, которое пришло на адрес детского сада для детей группы «Ёлочка»

Письмо

«До. огие дети, зд. авствуйте! Я хожу в школу и очень н.авиться учиться, но не со всеми звуками и буквами я под. ужился. Есть один звук, кото. ый постоянно п.ячиться от меня. И проэтому меня многие не понимают. Помогите мне пожалуйста. Ваш д.угБу. атино.

- О каком звуке, по вашему мнению, идёт речь в письме, ребята?

2. Основная часть. Постановка цели.

- Поможем Буратино, ребята? Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие в мир звука (р) и буквы Р, научим Буратино читать звуки и слова, определять место звука (р) в словах.

- Давайте вспомним, для чего нам нужны звуки и буквы? (повторение)

Звук я слышу, произношу,

Букву вижу, читаю, пишу.

- На какие две большие группы делятся все звуки в русском языке?

а) выделение звука из слова

- Отгадайте загадку:

Цветное коромысло над городом повисло (радуга)

-Определите первый звук в слове (р)

б) уточнение правильной артикуляции звука, его характеристика и обозначение:

- Произнесите ещё раз этот звук (р-р-р). Это упражнение называется «Моторчик». Возьмите в руки зеркала и проверьте правильно ли вы произносите звук (р): губки свободны; зубки сближены, но не соприкасаются; кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубками и вибрирует; посередине язычка идёт тёплая воздушная струя; «горлышко» работает. (убирают зеркала в контейнер)

- На что похож звук (р)? (на рычание собаки); собака громко рычит: (Р-Р-Р)

Дайте характеристику звука (р.) (согласный, твёрдый, звонкий, непарный) Каким цветом в схеме будем обозначать этот звук? (синим)

Каким может быть ещё этот звук? (мягким) Каким цветом будем его обозначать в схеме? (зелёным) Приведите пример (река и т.д.)

в) повторение чистоговорки:

РА-РА-РА – начинается игра

РЫ-РЫ-РЫ – у Ромы в руках шары

РУ-РУ-РУ – начинаем мы игру.

г) конструирование буквы Р (на ковре деревянный конструктор, мозаика, счётные палочки, нитки, контейнеры с песком, палочки Кюизенера). Дети разбиваются на 2-3 человека и конструируют букву Р.

д) определение место звука в слове:

Выставлены три дерева, на которых обозначены три позиции звука в слове (начале, середине, конце), возле каждого дерева ямки-корзинки; предметы по количеству детей (барабан, пирамида, ручка, ремень, помидор, огурец, ракета, рыба, груша, гитара, розетка, кастрюля, сковорода)

- Ребята, вам предстоит взять предмет-игрушку, назвать предмет, определить место звука в данном слове и отнести предмет в нужную ямку.

Проверка задания.

е) повторение слоговых рядов:

- Как вы помните, ребята, у Буратино были монетки и кот Базилио с лисой Алисой обманули доверчивого мальчика. У нас тоже есть волшебные монетки, с помощью которых мы научим тебя, Буратино, составлять слоги и правильно читать их. (Дети делятся на пары, получают «монетки» с буквами Р,А,О,У, Ы, И, Э; составляют слоги, читают их, а затем составляют слово «Буратино»

- Молодцы, ребята!

Взявшись «паровозиком» дети следуют к столам: «Чух-чух-чух»

ж) работа в тетрадях-прописях:

- Назовите, что изображено в верхнем ряду задания, как можно назвать одним словом? (продукты). Это слово не дописано. Какие буквы пропущены? (О, У, Ы) Каким цветом обозначаются? (красным)

- Ребята, обратите внимание на то, что слышится (а), а пишется (о). Запишите пропущенные буквы красным карандашом. Сколько таких букв? (3) На что это нам указывает? (на количество слогов в слове.

Дети делят слово на слоги, ставят ударение, проводится звукобуквенный анализ слова, составляется схема (коллективно).

- Обратите внимание на столики, расположенные справа и слева в задании. За ними собрались перекусить Мальвина и Буратино. За каким столом будут принимать пищу наши герои, может вы догадываетесь? Отгадка кроется в изображённых буквах на столах и в именах наших героев. Обведите эти буквы по точкам.

Продукты, которые изображены над столиками, наши герои поделили между собой. Те продукты, в которых есть звук (л) выбрала Мальвина, а Буратино выбрал продукты, в названии которых есть звук (р). Соедините линиями продукты со столиками героев.

Проверка задания.

з) физминутка:

Шли в страну мы дураков, шли мы просто так,

Прямо и направо, а потом назад, а потом обратно, а потом кругом,

А потом вприпрыжку, а потом бегом.

и) отгадывание ребуса: (на ковре)

«ПИРОГ»

к) работа в тетрадях-прописях:

Мальвина решила побаловать Буратино и пообещала приготовить для него сладкий десерт. Буратино это очень обрадовало, и он выложил из продуктов то, что любил больше всего на свете. (дети находят очертание знакомых букв, называют с помощью каких продуктов они выложены, к каким видам продуктов относятся: кондитерские, хлебобулочные, колбасные. Читают слово, записывают на печатную основу в тетради.

3. Подведение итогов.

Постолаки Оксана Сергеевна.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год