Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД «Заколдованная буква» для детей старшей группы
Развитие речи у детей
Автор: Постолаки Оксана   
26.06.2024 21:24

Конспект НОД «Заколдованная буква» для детей старшей группыКонспект НОД «Заколдованная буква» для детей старшей группы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Воспитатель: Постолаки О.С. г. Новосибирск 2024

Тема: «Звук (р). Буква Р. Закрепление. Заколдованная буква.

Цель: Создание условия для закрепления знаний о звуке (р) и букве (эр).

 

Задачи:

  • Уточнить правильную артикуляцию звука (р)
  • Закрепить умение выделять звук (р) из слов, давать его характеристику, определять место звука в словах
  • Совершенствовать навык звукового анализа слов из 4-х и более звуков, навык фонетического синтеза
  • Способствовать чтению слогов и слов с новой буквой
  • Систематизировать знания о продуктах питания, их пользе и вреде для человека
  • Работать над речевым дыханием, дикцией, интонационной выразительностью речи
  • Развивать мелкую моторику, интерес к новым знаниям, умение работать в коллективе.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, чтение скороговорок, отгадывание загадок, определение места звука в слове, характеристика звуков в словах, составление слогов, составление схемы слов, звукобуквенный анализ слов, отгадывание ребусов.

Оборудование: письмо, три дерева с позициями звука в слове, три ямки-корзинки, предметы по количеству детей, монетки с буквами, разные виды конструкторов, мозаика, фасоль, счётные палочки, нитки, песок, палочки Киюзенера, блоки Дьенеша, схема слова «Продукты», цветные магниты для звукобуквенного анализа слова, разрезные ребусы.

Ход НОД:

1. Организационный момент (дыхательная гимнастика)

- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу и гостям. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

Стук в дверь… Младший воспитатель вручает письмо, которое пришло на адрес детского сада для детей группы «Ёлочка»

Письмо

«До. огие дети, зд. авствуйте! Я хожу в школу и очень н.авиться учиться, но не со всеми звуками и буквами я под. ужился. Есть один звук, кото. ый постоянно п.ячиться от меня. И проэтому меня многие не понимают. Помогите мне пожалуйста. Ваш д.угБу. атино.

- О каком звуке, по вашему мнению, идёт речь в письме, ребята?

2. Основная часть. Постановка цели.

- Поможем Буратино, ребята? Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие в мир звука (р) и буквы Р, научим Буратино читать звуки и слова, определять место звука (р) в словах.

- Давайте вспомним, для чего нам нужны звуки и буквы? (повторение)

Звук я слышу, произношу,

Букву вижу, читаю, пишу.

- На какие две большие группы делятся все звуки в русском языке?

а) выделение звука из слова

- Отгадайте загадку:

Цветное коромысло над городом повисло (радуга)

-Определите первый звук в слове (р)

б) уточнение правильной артикуляции звука, его характеристика и обозначение:

- Произнесите ещё раз этот звук (р-р-р). Это упражнение называется «Моторчик». Возьмите в руки зеркала и проверьте правильно ли вы произносите звук (р): губки свободны; зубки сближены, но не соприкасаются; кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубками и вибрирует; посередине язычка идёт тёплая воздушная струя; «горлышко» работает. (убирают зеркала в контейнер)

- На что похож звук (р)? (на рычание собаки); собака громко рычит: (Р-Р-Р)

Дайте характеристику звука (р.) (согласный, твёрдый, звонкий, непарный) Каким цветом в схеме будем обозначать этот звук? (синим)

Каким может быть ещё этот звук? (мягким) Каким цветом будем его обозначать в схеме? (зелёным) Приведите пример (река и т.д.)

в) повторение чистоговорки:

РА-РА-РА – начинается игра

РЫ-РЫ-РЫ – у Ромы в руках шары

РУ-РУ-РУ – начинаем мы игру.

г) конструирование буквы Р (на ковре деревянный конструктор, мозаика, счётные палочки, нитки, контейнеры с песком, палочки Кюизенера). Дети разбиваются на 2-3 человека и конструируют букву Р.

д) определение место звука в слове:

Выставлены три дерева, на которых обозначены три позиции звука в слове (начале, середине, конце), возле каждого дерева ямки-корзинки; предметы по количеству детей (барабан, пирамида, ручка, ремень, помидор, огурец, ракета, рыба, груша, гитара, розетка, кастрюля, сковорода)

- Ребята, вам предстоит взять предмет-игрушку, назвать предмет, определить место звука в данном слове и отнести предмет в нужную ямку.

Проверка задания.

е) повторение слоговых рядов:

- Как вы помните, ребята, у Буратино были монетки и кот Базилио с лисой Алисой обманули доверчивого мальчика. У нас тоже есть волшебные монетки, с помощью которых мы научим тебя, Буратино, составлять слоги и правильно читать их. (Дети делятся на пары, получают «монетки» с буквами Р,А,О,У, Ы, И, Э; составляют слоги, читают их, а затем составляют слово «Буратино»

- Молодцы, ребята!

Взявшись «паровозиком» дети следуют к столам: «Чух-чух-чух»

ж) работа в тетрадях-прописях:

- Назовите, что изображено в верхнем ряду задания, как можно назвать одним словом? (продукты). Это слово не дописано. Какие буквы пропущены? (О, У, Ы) Каким цветом обозначаются? (красным)

- Ребята, обратите внимание на то, что слышится (а), а пишется (о). Запишите пропущенные буквы красным карандашом. Сколько таких букв? (3) На что это нам указывает? (на количество слогов в слове.

Дети делят слово на слоги, ставят ударение, проводится звукобуквенный анализ слова, составляется схема (коллективно).

- Обратите внимание на столики, расположенные справа и слева в задании. За ними собрались перекусить Мальвина и Буратино. За каким столом будут принимать пищу наши герои, может вы догадываетесь? Отгадка кроется в изображённых буквах на столах и в именах наших героев. Обведите эти буквы по точкам.

Продукты, которые изображены над столиками, наши герои поделили между собой. Те продукты, в которых есть звук (л) выбрала Мальвина, а Буратино выбрал продукты, в названии которых есть звук (р). Соедините линиями продукты со столиками героев.

Проверка задания.

з) физминутка:

Шли в страну мы дураков, шли мы просто так,

Прямо и направо, а потом назад, а потом обратно, а потом кругом,

А потом вприпрыжку, а потом бегом.

и) отгадывание ребуса: (на ковре)

«ПИРОГ»

к) работа в тетрадях-прописях:

Мальвина решила побаловать Буратино и пообещала приготовить для него сладкий десерт. Буратино это очень обрадовало, и он выложил из продуктов то, что любил больше всего на свете. (дети находят очертание знакомых букв, называют с помощью каких продуктов они выложены, к каким видам продуктов относятся: кондитерские, хлебобулочные, колбасные. Читают слово, записывают на печатную основу в тетради.

3. Подведение итогов.

Постолаки Оксана Сергеевна.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год