Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Развитие речи у детей
Автор: Волкова Елена Геннадьевна   
03.06.2024 20:24

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблемаРазвитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. В связной речи ребенок должен уметь говорить последовательно и понятно, составлять полные предложения и выражать свои мысли в логической форме. Для успешного развития связной речи необходимо учитывать речевую среду, частоту и разнообразие коммуникации, игровую деятельность, работу над словарным запасом и развитие мышления у ребенка. Развитие связной речи имеет важное значение для коммуникации, достижения академического успеха, когнитивного развития, социальной адаптации и эмоционального благополучия детей. В данной статье, автор также приводит примеры решения задач развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста из опыта работы.

Ключевые слова: развитие связной речи, психолого-педагогические задачи, речевая среда, коммуникация, игровая деятельность, развитие мышления, особенности возраста, подходы, академический успех, когнитивное развитие, социальная адаптация.

 

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из важных психолого-педагогических задач. Эта проблема имеет большое значение, так как связная речь позволяет ребенку выражать свои мысли и общаться с окружающими людьми. Она является основой для успешного обучения и социализации ребенка.

Связная речь — это способность говорить последовательно и понятно, уметь составлять полные предложения и выражать свои мысли в логической форме. У детей старшего дошкольного возраста это уже должно быть освоено в достаточной мере.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности, которые отличают их речевое развитие от более младших детей. Развитие словарного запаса: дети старшего дошкольного возраста активно увеличивают свой словарный запас. Они начинают использовать более сложные слова и понимать их значение в контексте. Дети стараются использовать новые слова в разговоре и старые слова более точно и разнообразно. Умение строить более сложные предложения: дети начинают использовать сложные предложения с разными типами связей и союзами. Они строят более сложные и взаимосвязанные предложения, которые помогают им выразить свои мысли и идеи более точно и связно. Умение выражать мысли и идеи более понятно и точно: дети старше дошкольного возраста начинают обращать больше внимания на ясность и точность своей речи. Они стараются выразить свои мысли и идеи более четко и понятно для слушателя. Умение формулировать вопросы и отвечать на них: дети старшего дошкольного возраста начинают использовать вопросительные предложения, чтобы получить нужную информацию. Они активно задают вопросы, чтобы узнать больше или прояснить ситуацию. Развитие навыков повествования и рассказа: Дети старше дошкольного возраста улучшают свои навыки рассказа и повествования. Они могут рассказывать о своих событиях и впечатлениях более подробно и точно. Умение адаптировать речь к слушателю: дети старшего дошкольного возраста начинают адаптировать свою речь к слушателю. Они могут использовать более простую и понятную речь, если общаются с младшими детьми или взрослыми, которые трудно понимают сложные выражения. Все эти особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста помогают им стать более грамотными и уверенными в общении с окружающими. Развитие связной речи является важным этапом в языковом развитии ребенка и требует поддержки и стимуляции со стороны взрослых.

Основными факторами, влияющими на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста, являются:

  1. Речевая среда. Ребенок должен находиться в условиях, где он постоянно слышит связную речь со стороны взрослых и сверстников. Взрослые должны разговаривать с ребенком на уровне его понимания, использовать сложные конструкции, придерживаться грамматических правил.
  2. Частота и разнообразие коммуникации. Чем чаще ребенок общается, тем лучше развивается его связная речь. Он должен иметь возможность обсуждать интересующие его вопросы, рассказывать о своих мыслях и переживаниях.
  3. Игровая деятельность. Игра — это отличный способ развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста. Они могут играть вместе с другими детьми, задавать и отвечать на вопросы, выражать свои желания и предпочтения.
  4. Работа над словарным запасом. Чем больше слов ребенок знает, тем легче ему будет строить связные предложения. Важно постоянно расширять словарь ребенка, помогая ему узнавать новые слова и их значения.
  5. Развитие мышления. Для формирования связной речи необходимо развивать логическое мышление ребенка. Задания на классификацию, сравнение, анализ и синтез помогают развивать навыки логического мышления и способствуют развитию связной речи.

Для эффективного развития связной речи необходимо знать особенности возраста ребенка и применять подходы, которые наиболее эффективны для данного возраста. Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и необходимо учитывать его особенности и потребности.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста является важной психолого-педагогической проблемой по нескольким причинам:

  • Коммуникация: Связная речь позволяет детям эффективно выражать свои мысли и идеи, а также понимать и адекватно реагировать на коммуникацию других людей. Это важное навык для общения с окружающим миром, построения отношений с другими детьми и взрослыми.
  • Академический успех: Речевые навыки сильно связаны с успехами в учебе. Дети с развитой связной речью лучше справляются с заданиями по чтению и письму, легче усваивают новый материал и успешно адаптируются в школьной среде.
  • Когнитивное развитие: Развитие связной речи способствует развитию мышления, внимания, памяти и других когнитивных процессов у детей. Они учатся структурировать свои мысли, логически аргументировать свои идеи и рассуждения, а также развивают свою эффективность в обучении.
  • Социальная адаптация: Дети с хорошо развитой связной речью чувствуют себя более уверенно и успешно в социальных ситуациях. Они могут лучше понимать и уважать точку зрения других людей, адаптироваться к новым группам и окружениям, а также решать конфликты в конструктивный способ.
  • Эмоциональное благополучие: Когда дети могут ясно и адекватно выразить свои чувства и эмоции, они имеют больше возможностей для самовыражения и общения с окружающими. Это помогает им развивать положительное отношение к себе и миру вокруг, а также более успешно решать эмоциональные проблемы.

Из опыта работы в нашем детском саду, применяются различные методики и подходы. Они включают в себя игровые упражнения, речевые упражнения, работу со словами и предложениями, а также чтение, разговоры и диалоги. Часто используется также развитие слухового восприятия, памяти и внимания, так как они играют важную роль в формировании связной речи.

Одним из основных моментов в работе с данной проблемой является постепенное увеличение сложности упражнений и задач, построение цепочки изучаемых навыков и умений. Это позволяет детям постепенно развивать связную речь, совершенствовать ее и достигать новых результатов.

Также очень важным аспектом является индивидуальный подход к каждому ребенку. Учитывая его индивидуальные особенности развития, уровень речевых навыков и мотивацию, мы стараемся подобрать оптимальные методы и задания, чтобы максимально эффективно развивать связную речь у каждого ребенка. В работе с проблемой развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста также важно активно включать родителей. Мы проводим консультации с ними, рассказываем о методиках работы и домашних заданиях, которые можно выполнять, чтобы поддерживать и усиливать достигнутые результаты.

Таким образом, развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста является значимой психолого-педагогической проблемой. Необходимо создать благоприятные условия для развития связной речи, включая речевую среду, игровую деятельность, работу над словарным запасом и развитие логического мышления.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2000. 256 с.
  2. Алферов А.Д. Психология развития школьников, Ростов-на Дону: изд-во «Лабиринт Пресс», 2005. 233 с.
  3. Бабнева В.М. Роль связной речи в успешности обучения // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2012. № 16. С. 110-111.
  4. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М.: ЮНИТИ-ПРЕСС, 2010. 129 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год