Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование мнемотехнологий в интеллектуально-речевом развитии дошкольников
Развитие речи у детей
Автор: Рущицькая Надежда Сергеевна   
02.06.2024 22:28

Использование мнемотехнологий в интеллектуально-речевом развитии дошкольниковИспользование мнемотехнологий в интеллектуально-речевом развитии дошкольников

Мнемотехника (или мнемоника) — от греч. mnemonikon — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Мнемотехника помогает в развитиисвязанной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти и внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Скачать конспект

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста.

Еще Ушинский К. Д. писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения.

К мнемотехнологиям относятся:

  • Мнемотаблицы
  • Метод гирлянд и ассоциаций
  • Мнемические приемы запоминания
  • Метод цепной структуры
  • Мнемические опоры
  • Картинки-нелепицы

Мнемотаблицы

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по обогащению словарного запаса и развитию связной речи детей и используются для: обучения составления рассказов, пересказывания сказок и других текстов; отгадывания и загадывания загадок; заучивания стихов, а также для выработки у детей с самого раннего возраста определенных навыков и умений.

При использовании мнемотаблиц у детей кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

Выделяют три этапа работы с мнемотаблицами:

  1. этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап: Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.
  3. этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь пересказывать самостоятельно.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. них остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.

Метод гирлянд и ассоциаций

Метод гирлянд и ассоциаций предложил Г.Я. Буш.

Суть метода заключается в том, что, отталкиваясь от исходного слова, дети составляют цепочку слов с опорой на предметные картинки. Каждая новая ассоциация подбирается уже не к первому, а к последнему слову. Затем детей просят посмотреть на картинки и запомнить их. После этого педагог меняет какую-нибудь картинку на другую. Благодаря тому, что соседние картинки способствуют быстрому восстановлению ассоциативных связей, дети сразу припоминают заданное слово.

Мнемические приемы запоминания

Мнемические приемы запоминания — это запоминание слов с помощью символов (картинок) и подбора ассоциаций.

Например, детям предлагается запомнить ряд картинок. Для того, чтобы облегчить припоминание слов – названий картинок, детям разрешается подобрать другие картинки, как-то связанные с заданными:

  • по форме (тропинка – лента);
  • по цвету (солнце – цыпленок);
  • по величине (дом – слон);
  • части-целому (дерево – лес);
  • роду-виду (диван – мебель);
  • месту расположения (море – берег);
  • времени действия (санки – снеговик);
  • образа действия (телевизор – утюг).

После этого ребенок воспроизводит заданные слова по возникшим ассоциациям и картинкам, которые он подобрал.

При использовании заданий данного типа дети с удовольствием объясняют значение того или иного слова и тем самым доказывают «правильность» выбора подходящей картинки или символа.

Попробуем использовать данный метод на практике.

Метод цепной структуры

Метод цепной структуры, разработанный В.К. Воробьевой, направлен на обучение детей составлять рассказы по картинкам, пользуясь картинно-графическим планом в цепном типе.

Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке.

В каждой рамочке зашифровано одно предложение. Стрелками обозначены глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом или лицом, также они показывают связь между отдельными предложениями.

Ребенку предлагается рассмотреть сюжетную картинку и в это время 2-3 раза зачитывается рассказ. Затем ребенку предлагается пересказать рассказ с опорой на схемы-подсказки. Например, рассказ «Наш сад».

Около дома рос фруктовый сад.

В сад пришла семья.

Семья собрала созревшие фрукты.

Из фруктов мама приготовила компоты, варенье, соки.

Компоты, варенье и соки получились очень вкусными.

Мнемические опоры

Методика по созданию мнемических опор, разработанная К.П. Мальцевой, получила название «Смысловые единицы».

Методика заключается в том, что перед ребенком ставят задачу выделить главное в тексте (создать мнемические опоры) и указывают путь анализа текста. Чтобы вычленить главное, ребенок должен последовательно отвечать на два вопроса: "О ком (или о чем) говорится в этой части?" и "Что говорится (сообщается) об этом?" Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а второй вопрос подтверждает правильность этого выделения.

Обучающая методика имеет две части. Первая часть — выделение смысловых опор, вторая часть методики — составление и использование плана как смысловой опоры.

Педагог зачитывает рассказ, дети выделяют смысловые опоры и фиксируют их в виде рисунка-пиктограммы. После этого ребенок воспроизводит рассказ по плану – мнемическим опорам.

При оценке задания учитывается, насколько:

  • в пунктах плана выражены главные мысли рассказа;
  • четко выражены пункты плана;
  • связаны части между собой.

А сейчас я предлагаю составить мнемические опоры к рассказу «Заячьи лапы».

Картинки-нелепицы

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире, о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Используются картинки с нелепым содержанием:

  • бытовых ситуаций;
  • природных явлений.

Ребенку предлагается рассмотреть картинку-нелепицу, рассказать, что на этой картинке нарисовано неправильно и объяснить, как на самом деле должно быть.

Таким образом, использованием мнемотехники в интеллектуально-речевом развитии дошкольниковявляется достаточно эффективным и действенным методом.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год